Постоянное знакомство с примерами бережливого отношения предшественников к своему времени
Искатель знания, ты должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время. Читай о них, размышляй над их образом жизни всякий раз, когда обнаружишь в себе лень и нерадение.[156]
Доктор Кутайба аль-Халиди сказал: «Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение (дается человеку) беспричинно? И разве можно горевать, идя по (чужим) стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?
Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его (как бы то ни было) с пользой или без пользы. И если ты попросишь его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто (впустую) проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.
Высота устремлений и величие целей побуждают (человека) ценить время, поскольку это – его жизнь. И если ему дорого то, к чему он стремится, то ему легко расставаться с тем, чем он жертвует (на этом пути).[157]
Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».
Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази «следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал (книги), либо учил (что-либо), либо читал… Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»… Однажды у него затупился калем, и, пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает, при том, что он просто чинил калем, (даже здесь) не желая терять время попусту».
Ибн ‘Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел».
Он также сказал: «Я никогда не теряю ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза – читать, я напрягаю свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».
О горе! Жизнь прошла, и время пролетело
Во тьме позора немощи и лени.
А люди дорогу к спасенью нашли
И к целям высоким идут неторопливо.
Глава пятая
Использование своего времени
Введение. Некоторые советы и наставления относительно распоряжения временем: 1. Составление подробного плана. 2. Необходимость соблюдения распорядка дня. 3. Начинание дел ранним утром. 4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше, чем значительное, но не постоянное. 5. Уединение и редкое общение с простыми людьми. Что значит должное уединение? Как следует общаться с простыми людьми? 6. Отдых.
Введение
Данная глава является частью предыдущей, но мы выделили ее отдельно, во-первых, в виду ее важности, а во-вторых, чтобы иметь возможность более подробно изложить (суть вопроса).
Знай, искатель знания, что тебе необходима точная и продуманная система, которой ты должен неукоснительно следовать, чтобы как можно более полно воспользоваться своим временем. Ведь беспорядок, небрежность и стихийность – самые большие враги искателя знания. «И никто так не нуждается в распределении своего времени, как учащиеся, поскольку на их долю выпадает огромное бремя забот, и им даже кажется, что дел, которые они должны выполнить, больше, чем времени.
И искатель знания должен распределить свое время между обязательными и прочими делами с тем, чтобы одно не мешало другому, незначительные дела не мешали важным, важные – наиболее важным, а необусловленные временем – ограниченным по срокам. Срочные дела должны выполняться прежде остальных, а несрочные – после. То, что ограниченно по срокам, всегда следует выполнять вовремя».[158]
Некоторые советы и наставления относительно распоряжения временем
1. Составление подробного плана
Всегда старайся составить подробный план своих занятий и план заучивания наизусть (текстов Корана и хадисов) и соблюдай его. И не беда, если время от времени ты будешь вносить в него изменения в соответствии с новыми требованиями[159].
В книге «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «В учебе так же, как в торговле и военных походах, человеку следует составить план работы. Учащийся, который четко устанавливает распорядок своего дня и затем принимается за учебу, избавляет себя от многих забот и приобретает значительный заряд (энергии) и усердия. В действительности план, который человек составляет для себя и выполняет изо дня в день, вскоре становится для него обычным и простым делом, одним из многих.
Другими словами, когда нам необходимо решить несколько вопросов одновременно, то, скорее всего, с некоторыми из них мы не справимся, поскольку один вопрос препятствует решению другого, и давление каждого из них мешает всецело отдаться решению кагого-либо одного из них. Таким образом, мы безо всякой пользы переходим от одного вопроса к другому сразу же после того, как (поверхностно) его рассмотрим, небрежно откладывая в сторону решение каждого из них…
Определенное место, отведенное для занятий, имеет не менее важное значение, чем определенное для этого время. Пусть у тебя будут личный стол и стул, предназначенные только для учебы и умственного труда. И через некоторое время это место станет символизировать для тебя урок.
Многие полагают, что секрет успеха таится в приучении человеком самого себя к дисциплине и постоянному труду. Один из крупных врачей, сэр Вильям Ослер, задал группе студентов следующий вопрос: «Как ты можешь наиболее эффективно воспользоваться своими талантами, затратив при этом минимум усилий?». Затем сам же ответил на поставленный вопрос: «Я смогу это сделать путем воспитания в себе духа дисциплины. Я говорю именно «воспитание», поскольку многим из вас будет довольно трудно приучить себя к ней. Есть люди, которые с рождения получили склад ума, предрасположенный к дисциплине. Но в то же время есть люди с другим складом ума, которые должны объявить самим себе долгую войну, чтобы искоренить врожденную предрасположенность к беспорядку и небрежности в делах… Я обращаюсь в особенности к вам, поскольку вы пока еще в начале своего жизненного пути и будущее каждого из вас зависит от тех привычек, которые вы воспитаете в себе в этот щекотливый период жизни». Соблюдать обыкновенную системность (в каком-нибудь деле) довольно несложно, однако внедрять ее в распорядок своей повседневной жизни нелегко. Определи для каждой части своего дня обязательное дело[160], (которым ты будешь заниматься в это время), и посредством упражнений и практики развивай в себе умение сосредоточиться.
Что же касается подробного изложения отдельных пунктов распорядка дня, то каждый определяет их для себя сам. Определи количество времени, которое ты собираешься уделить учебе, но помни, не строй чересчур «идеальных» планов. Будет лучше, если ты взвешенно и справедливо оценишь свои умственные способности, не переоценивая себя и не умаляя своих возможностей. Затем выбери для себя время в течение дня, когда бы ты предпочел заняться умственным трудом, будучи уверенным в том, что регулярно и ежедневно в это время ты будешь иметь возможность для этого. Ты также можешь выбирать для своей учебы различное время в течение дня. Это неплохо при условии, что ты возьмешь за привычку неизменно учиться в это время.
Кроме того, тебе необходимо определить, сколько времени уделить каждому предмету, и, составить расписание занятий в соответствии с временными рамками. Конечно, ты не сможешь заранее точно определить, сколько времени тебе понадобится для изучения каждого предмета или когда ты предполагаешь начать следующий урок, ведь учебный процесс не может оставаться таким жестким. Но все же лучше, если каждый день ты будешь ориентировочно определять, сколько примерно времени у тебя уйдет на то или иное занятие, и составлять расписание, на основе которого и будешь строить свои занятия. Таким образом, ты избавишься от вопроса, «с какого урока начать?», и перестанешь переживать по поводу тех «дел, которые должен был выполнить».
Но большинство учащихся не знают, как распорядиться своим временем. Фактически знание в деталях о том, как следует распоряжаться своим временем, на сегодняшний день является для тебя первым значительным шагом в сторону образа жизни на основе наиболее эффективного ежедневного графика…
Подумай над причинами напрасной траты своего времени и хорошенько поразмысли над тем, как можно восполнить каждую потерянную тобой минуту».[161]