Пять практических предостережений
Подобная практика правильного исповедания сказанного Богом* нашими устами очень эффективна и мощна. Однако неправильный подход к ней может привести к опасным последствиям. Например, это может деградировать и превратиться в самовнушение. Этому учил французский философ Ку, который считал, что лекарством от всех жизненных проблем является повторение: «Каждый день я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях».
Опасность состоит в том, что ревностный, но незрелый христианин может вообразить, что теперь он знает, как добиться от Бога желаемого и через исповедание самовольно выбранных из Библии отрывков «заставить» Всемогущего Бога сделать то, что ему нужно (по его мнению), или дать ему то, что очень хочется. Наши представления о Боге не могут быть сведены до некоего подобия машины-автомата, которая обязательно должна среагировать соответствующим образом, если произвести определенные «правильные» действия или сказать определенные «правильные» слова.
Вот пять практических советов, как избежать подобных опасностей.
Первое: относитесь к Богу с благоговением, взращивайте страх Господний. Мы должны проанализировать свой подход к Богу. Автор Послания к Евреям в 7-м стихе 5-й главы так комментирует молитву Иисуса в Гефсимании: «...услышан был за Свое благоговение». Благоговейное отношение Иисуса нашло свое выражение в Его словах (Лук.22:42):
...впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Вот какому примеру мы должны следовать! До тех пор, пока мы не откажемся от своеволия и не подчинимся воле Божьей, у нас не будет библейского основания ожидать ответа на свои молитвы или благословений нашего Отца.
Второе: мы не свободны «исповедовать» все, что мы можем вообразить или пожелать. Наше исповедание должно ограничиваться пределами сказанного Господом. И помните, что Господь никогда не говорит что-то, что противоречит или не соответствует Его записанному Слову — Писанию. Всякое исповедание, не основывающееся непосредственно на сказанном нам Господом слове, легко может развиться в принятие желаемого за действительное или фанатизм.
Третье: не переставайте постоянно полагаться на водительство Святого Духа. В Послании к Римлянам Павел говорит о том, кто есть «сыны Божии»:
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии...
Римлянам 8:12-14
Это в такой же степени относится к нашему исповеданию устами, как и к другим аспектам всей нашей жизни. Необходимо, чтобы Бог через Свой Дух «проговорил» к нам — показал нам ту библейскую истину, которую нам нужно принять и исповедать устами в данной ситуации. То, что Бог говорил вам ранее, даже в подобной ситуации, может не сработать теперь.
В каждом случае мы должны искать водительства Божьего Духа. Автоматически ничего не происходит! Как мы уже отметили в предыдущей главе, только Дух Святой может донести до нас часть вечного «логоса», необходимую нам в нашей конкретной ситуации.
Четвертое: не переставайте зависеть от сверхъестественной Божьей благодати. В Послании к Ефесянам 2:8 Павел указывает на порядок, который никогда не меняется: «...благодатию... чрез веру...». Всегда сначала благодать, а затем вера. Божья благость и благорасположение к нам основаны не на наших достижениях, а на том, что всю нашу вину и весь наш грех понес Иисус. Просите Бога о милости, а не пытайтесь ее заслужить. ЕЕ заслужить невозможно!
Взывайте к Богу, рассчитывайте на Его помощь и Его силу, не пытайтесь решить проблему сами. Если мы когда-то перестанем полагаться на Божью благодать, милость и силу и станем уповать на собственные способности, мы получим те же результаты, что и Авраам — Измаила, а не Исаака.
Пятое: важно правильно оценивать свидетельство наших собственных чувств. Бог не требует от нас закрыть наши глаза и уши и ходить так, как будто физический, материальный мир вокруг нас не существует. Вера — это не мистицизм. Мы не подвергаем сомнению реальность того, что мы видим через наши чувства. Но мы не считаем свидетельство наших чувств окончательным и более реальным, чем то, что сказал Господь.
В Послании к Римлянам 4:16-21 подчеркивается зависимость настоящей веры от Божьей благодати и милости и приводится пример Авраама в том, как разрешать противоречия между верой и чувствами:
Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, – как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», – пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое». И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
Чувства Авраама говорили ему, что они с Саррой не были способны физически к деторождению. Но Бог пообещал им сына. Авраам не делал вид, что свидетельство его чувств о старости его собственного тела и тела Сарры не было реальным. Он просто не признавал, что это окончательно. Бог мог все изменить, Он — Всемогущий! Когда Бог пообещал ему одно, а его чувства говорили другое, он упорно держался за Божье обетование, не позволяя своим чувствам вызывать в нем сомнения в исполнении обещанного. В конце концов, после испытания их веры, физическое состояние тел Авраама и Сарры пришло в соответствие с обетованием Божьим, и они стали реально способны иметь ребенка.
Точно так же обстоят дела и с нами. Возможно, что некоторое время будет конфликт между словом Божьим к нам и свидетельством наших чувств о нашей конкретной ситуации. Но если наша вера настоящая, и если мы держимся за нее так, как и Авраам, исповедуя ее, в предусмотренное Богом время наше физическое состояние, бросающее нам вызов через наши чувства, придет в соответствие с тем, что сказал Бог об этом.