Суждение по поводу тех, кто совершает тяжкие грехи

Тяжкие грехи делятся на две группы: относящиеся к проявлениям неверия и не относящиеся к ним. Проявлением неверия являются приобщение сотоварищей к Аллаху – величайший из всех грехов, лицемерие, касающееся убеждений, оскорбление Аллаха и Его посланника и т.п.

Ко второй группе относятся тяжкие грехи, которые не относятся к проявлениям неверия и не выводят грешника из лона ислама, если только он не считает совершение их дозволенным поступком. Сюда относятся все тяжкие грехи, которые по степени тяжести уступают неверию, такие как ростовщичество, убийство, прелюбодеяние.

Из Корана и Сунны видно, что если верующий совершает тяжкие грехи, не являющиеся проявлением неверия, то он остается верующим, хотя его вера несовершенна. Такого человека называют нечестивцем или ослушником.

В Последней жизни его судьба будет зависеть от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит его по Своей милости. Если же нет, то Он подвергнет его мучениям по справедливости. Однако такой человек не останется в Аду навечно, и его конечным пристанищем будет Рай, потому что он был приверженцем единобожия и обладал верой. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (ан-Ниса, 116).

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса б. Малика о том, что Пророк, e, сказал: «Кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, и в его сердце было добро весом с ячменное зернышко, тот выйдет из Огня! Кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, и в его сердце было добро весом с пшеничное зернышко, тот выйдет из Огня! Кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, и в его сердце было добро весом с кукурузное зернышко, тот выйдет из Огня!».[257]

Это мнение относительно тех, кто совершает тяжкие грехи, полностью опирающееся на священные тексты, разделяли все ранние мусульмане – сподвижники, их последователи и все, кто следовал их благостным и верным путем. Этот путь – это середина между двумя заблуждениями. По одну сторону от него находятся хариджиты, которые в прежние времена и в настоящее время проявляют в этом вопросе излишнюю строгость и обвиняют в неверии всех, кто совершает тяжкие грехи. Они не считают их мусульманами, считают дозволенным проливать их кровь и полагают, что в День воскресения они попадут в Ад навечно. По другую сторону от него находятся те, кто не придает этому вопросу должного значения. Они считают, что вера того, кто совершает тяжкие грехи, совершенна, и не видят разницы между такими грешниками и теми верующими, которые обладают совершенной верой, совершают богоугодные дела и избегают запрещенных поступков. Такие взгляды присущи крайним мурджиитам.

Доказательства того, что совершающий тяжкие грехи не становится неверующим

Доказательства того, что человек, совершающий тяжкие грехи, не становится из-за них неверующим, имеются как в Коране, так и в Сунне.

Из Корана можно привести высказывание Всевышнего: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных.& Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат, 9-10).

Эти два аята имеют отношение к обсуждаемому нами вопросу, потому что в них Аллах назвал верующими тех, кто ослушался Его и начал сражаться с правоверными, несправедливо покушаясь на их права. Этот поступок относится к тяжким грехам, тем не менее, Всевышний Аллах назвал сражающихся мусульман братьями и приказал остальным верующим помирить своих братьев по вере.

Среди доказательств из Сунны можно упомянуть хадис Абу Саида аль-Худри, переданный Муслимом, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Обитатели Рая войдут в Рай, и Аллах введет туда по Своей милости тех, кого пожелает, а обитатели Ада попадут в Ад. Затем Он скажет: «Посмотрите, у кого в сердце вы найдете веру весом хотя бы с горчичное семечко, и выведите его оттуда…».[258]

Этот хадис имеет отношение к нашей теме, потому что в нем подчеркивается, что грешники, совершавшие тяжкие грехи, не останутся в Аду навечно, и что оттуда выйдут все, в чьих сердцах есть хотя бы крошечная крупица веры. Из хадисов также следует, что одни верующие превосходят других по своим деяниям, и что вера может увеличиваться, а может и уменьшаться, если человек перестает совершать обязательные предписания и увязает в грехах.

Тема III. Ихсан

Что такое ихсан?

Слово «ихсан» означает «добродетель». Смысл ее заключается в том, что человек осознает, что Всевышний Аллах наблюдает за ним, когда он уединяется с самим собой или когда он находится в обществе. Осознавая это, он испытывает любовь к Аллаху и страх перед Ним, надеется на Его вознаграждение и опасается Его наказания. А для этого он регулярно совершает обязательные и добровольные предписания религии и остерегается запрещенных и нежелательных поступков. И поэтому творящие добро – это те, которые опережают других и состязаются друг с другом в совершении праведных дел.

Доказательства этого

К доказательствам из Корана относятся слова Всевышнего: «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахль, 128).

Среди доказательств из Сунны можно отметить хадис о Джибриле, в котором сообщается, что он попросил Пророка, e: «Расскажи мне об ихсане». Тот сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя».[259]

Наши рекомендации