Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Калининград
Профессиональная этика: Методические указания для студентов заочной формы обучения направления подготовки 030900 «Юриспруденция» / Авт.- сост. к.ф.н. Смирнов Н.Г. – г. Калининград: МФЮА, 2015г. – _26__ с. | |
Рассмотрена и одобрена в качестве рабочей программы Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» января 2015 г. № _5_ | |
Автор: Смирнов Н.Г. | |
© Смирнов Н.Г., 2015 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2015 © Калининградский филиал МФЮА, 2015 |
Пояснительная записка
Учебная программа по дисциплине «Профессиональная этика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Дисциплина «Профессиональная этика» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»).
Цель курса:
-сформировать у студентов понимание основ этической теории;
-сформировать у студентов понимание важнейших нравственных качеств: гуманизма, справедливости, высокой гражданской ответственности, чувства долга, чести, верности и т.д.;
-выработать у студентов потребность систематического нравственного самовоспитания и способности к предупреждению негативных явлений в практической деятельности.
Задачи курса:
-научить студентов анализировать и оценивать с точки зрения нравственности, ситуации, возникающие в сфере действия правовой регуляции;
-научить студентов анализировать и оценивать нравственные аспекты, деятельности участников судопроизводства;
-научить студентов использовать способы моральной регуляции в своей профессиональной деятельности в целях повышения её эффективности и, в конечном итоге, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с предъявленными профессиональной этикой требованиями.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине «Профессиональная этика» студенты должны:
Иметь представление:
- о предмете и задачах курса «Профессиональная этика»;
- об общих понятиях и категориях юридической этики, морали, профессиональном
долге и чести;
- об основных источниках морального и служебного долженствования;
- о процессе формирования и особенностях профессиональной морали сотрудников
в различных видах юридической деятельности.
Знать:
- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;
- понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
Уметь:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;
- логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемам профессиональной этики юриста;
- анализировать и оценивать профессиональную деятельность с точки зрения принципов и особенностей служебного этикета.
Владеть:
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
- навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета;
- понятийным аппаратом, применяемым в профессиональной этике юриста;
- правилами этикета и служебного этикета.
Изучение дисциплины «Профессиональная этика» способствует формированию гражданской зрелости и общественной активности, правовой и нравственной культуры, уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям, чести и достоинству гражданина, высокого нравственного сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученного дела, принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении правовых решений, чувства непримиримости к любому нарушению закона в профессиональной деятельности, знания этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате обучения у студента-юриста формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК 1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы и нормы этики юриста (ОК 2);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК 3);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 5);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК 6);
Профессиональные компетенции (ПК):
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК - 2);
- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК 4);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 5);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
Учебная программа рассчитана на подготовку студентов юридической специальности заочной формы обучения в течение одного семестра. Курс включает в себя девять тем. На лекциях, как правило, излагаются наиболее сложные и значимые в структуре дисциплины учебные вопросы и положения, они имеют целью: дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине; сконцентрировать внимание обучаемых на наиболее сложных и узловых проблемах дисциплины. Очевидно, что не все темы, содержащиеся в программе курса, могут быть одинаково подробно рассмотрены во время аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для самостоятельной работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным планом вуза является зачет.
Изучение учебной дисциплины осуществляется на научной основе, в тесной связи со всем комплексом гуманитарных дисциплин, и, прежде всего, с философией, политологией, культурологией, с практической деятельностью. Формирование знаний, навыков и умений базируется на принципах развивающего обучения, положениях современных концепций усвоения научного знания и профессионального опыта.
Результаты освоения дисциплины достигаются путем чтения студентам лекций; использования в процессе обучения компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, подготовки ими докладов, презентаций.
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; список литературы, рекомендуемой для изучения (основной и дополнительной), словарь терминов.
Содержание учебной дисциплины