История переселения (хиджра)
и достоинства Абу Бакра ас-Сыддика
|
убить его.
Но гонец с небес принёс благую весть. Ему велено было оставить постель свою, и в ту ночь на его месте спал 'Али, а ас-Сыддик отправился в путь вместе с Посланником .
Когда дома Мекки остались позади, ас-Сыддик стал проявлять бдительность и крайнюю осторожность. Думая о том, что впереди может быть засада, он двигался впереди Посланника , а подумав о том, что за ними может быть погоня, он двигался позади него, а иногда — справа или слева от него, и так продолжалось до тех пор, пока они не добрались до пещеры.
Ас-Сыддик первым вошёл в пещеру — на случай, если там их будет подстерегать какая-нибудь опасность.
49Речь идёт о второй присяге в Акабе.
И Аллах взрастил дерево, которого там прежде не было, и оно прикрыло собой преследуемых и ввело в заблуждение преследователей. И пришёл паук и затянул вход в пещеру своей паутиной, словно завесой, дабы закрыть сидящих в пещере от тех, кто шёл по их следу. И Всевышний Аллах
послал двух голубей, которые свили гнездо, чтобы сбить преследователей с толку50. И это большее чудо, нежели сопротивление преследователям посредством войска.
Когда преследователи остановились над самыми их головами и Посланник и ас-Сыддик могли слышать их слова, встревоженный ас-Сыддик, сказал: «О Посланник Аллаха! Если бы любой из них посмотрел себе под ноги, он увидел бы там нас!» Посланник Аллаха сказал: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?!» [аль-Бухари; Муслим].
Увидев, что он встревожился, но не за себя, Посланник укрепил сердце его радостной вестью: «Не скорби, ибо Аллах — с нами»(сура 9 «Покаяние», аят 40). Эта близость существовала не только на словах. О Пророке и Абу Бакре говорили: Посланник Аллаха и сподвижник Посланника Аллаха , а когда Пророк умер, Абу Бакра стали называть преемником Посланника Аллаха . А с его смертью правителей перестали называть преемниками Посланника Аллаха . Правителя стали называть
«повелитель верующих».
Они провели в пещере три дня, после чего вышли из неё, а предопределение уже тогда гласило: «Ты непременно войдёшь в неё [Мекку] так, как не входил никто до тебя и не суждено войти никому после тебя».
50То есть чтобы они решили, что в пещере никого нет. Об этих чудесных происшествиях не упоминается в достоверных хадисах.
Когда они отправились в путь и добрались до местечка аль-Банда, их догнал Сурака ибн Малик. И когда он уже почти настиг их, Посланник Аллаха пустил в него стрелу мольбы51, и конь Сураки провалился в землю по самое брюхо.
Поняв, что не сможет причинить Пророку никакого вреда, он стал предлагать имущество тому, кто отверг ключи к сокровищницам и предлагать еду сытому: «Я ложусь спать [окружённый заботой] Господа моего, и Он кормит меня и поит»[аль-Бухари; Муслим].
Этот уникальный подарок: «Он был одним из тех двоих...»(сура 9 «Покаяние», аят 40) достался только ас- Сыддику. Он был вторым в исламе, самопожертвовании, равнодушии к мирским благам, сподвижничестве, в правлении, вторым по возрасту и по причине своей кончины, потому что Посланник скончался от последствий яда, и Абу Бакр также отравился чем-то и скончался52.
Из десяти обрадованных при жизни благой вестью о Рае от него приняли ислам 'Усман, Тальха, аз-Зубайр, 'Абду-р- Рахман ибн 'Ауф и Сад ибн Абу Ваккас.
Когда он принял ислам, его состояние оценивалось в 40 тысяч дирхемов, и он пожертвовал всё, чем владел, когда ислам нуждался в этом.
Пророк сказал об этом пожертвовании: «Ни одно имущество не приносило мне такой пользы, какую принесло имущество Абу Бакра» [Ахмад; Ибн Маджа].
51То есть обратился к Аллаху с мольбой против него.
52 Об этом упоминается в сообщениях, которые приводят Ибн Са'д и аль-Хаким.
И он был лучше уверовавшего из семейства фараона53, потому что тот скрывал свою веру, а ас-Сыддик продемонстрировал её открыто. И он лучше уверовавшего, который упоминается в суре «Йа Син»54, потому что тот усердствовал на пути Аллаха небольшой промежуток времени, тогда как Абу Бакр делал это в течение многих лет.
Он увидел птицу нужды, летающую вокруг зёрен жертвенности и кричащую: «Если кто-либо одолжит
Аллаху прекрасный заём, то Он увеличит его многократно»(сура 2 «Корова», аят 245).
И он бросил ей зёрна имущества на луг довольства и выпрямился на ложе бедности. Птица же пере-
53 Речь идёт о человеке, который упоминается в Коране:
«Верующий из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: "Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит:
<Мой Господь — Аллах>? Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа. Если он лжёт, то его ложь навредит только ему самому. Если же он говорит правду, то вас поразит некоторое из того, что он вам обещает. Поистине, Аллах не ведёт прямым путём того, кто излишествует и лжёт"»(сура 40 «Прощающий», аят 28).
54 Его история излагается в суре «Йа Син», в частности, в аятах:
«С окраины города второпях пришёл мужчина и сказал: "Омой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путём. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении. Поистине, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня..." Ему было сказано: "Войди в Рай!" Он сказал: "О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня[или что мой Господь простил меня] и что Он сделал меня одним из почитаемых!"»
несла эти зёрна в зоб приумножения, после чего взлетела на раскидистые ветви дерева искренности и стала петь, восхваляя его самыми разными способами. А потом она прочитала в михрабах ислама: «Отдалён будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь»(сура 92 «Ночь», аяты 17-18).
О его достоинствах упоминают аяты и хадисы, и мухаджиры и ансары единодушно присягнули ему. О ненавидящие его! В сердцах ваших возгорается огонь каждый раз, когда упоминают о нём... Каждый раз, когда перечисляются его достоинства, они изменяются в лице. Неужели неверующие рафидиты не слышали слов Всевышнего «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере»(сура 9 «Покаяние», аят 40)?
Услышав призыв к исламу, он не медлил и не отказывался принимать его. Он пошёл по этому пути, не поскальзываясь и не спотыкаясь, и всё это время терпел наносимые ему удары и много расходовал [на пути Аллаха], и не уменьшал расходование до самой своей кончины, намного превзойдя других таким образом: «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере»(сура 9
«Покаяние», аят 40).
Кто был верным другом Пророка в дни его молодости? Кто первым из его сподвижников принял ислам? Кто давал фетвы в его присутствии, спеша ответить? Кто первым начал совершать молитву с Пророком ? Кто последним помолился вместе с ним? Кто покоится рядом с ним? Знайте же права соседа!
В дни вероотступничества он проявил глубокое понимание религии и бдительность и разъяснил тончайший смысл коранического текста. И любящий его радуется его достоинствам, а ненавидящий завидует. Рафидит бежит от собрания, на котором поминают Абу Бакра, да только куда сбежишь от этого поминания?..
Сколько раз он защищал Посланника , жертвуя своим имуществом и рискуя жизнью. Он был его ближайшим другом при жизни и покоится в земле рядом с ним. Достоинства его очевидны, их невозможно поставить под сомнение. Удивителен тот, кто пытается затмить свет полуденного солнца!
Он вошёл в пещеру, в которой никто не обитал, опасаясь, что что-то случится [не с ним, но с Пророком ], и Посланник сказал: «Что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?» И тогда ему было ниспослано спокойствие, и он перестал бояться, что может случиться что-нибудь плохое. Его беспокойство ушло и его место заняло умиротворение. И глашатай победы воззвал над городами: «Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере»(сура 9 «Покаяние», аят 40).
Клянусь Аллахом, любовь к нему — вершина ханифизма55, а ненависть к нему свидетельствует о скверной природе. Он — лучший из сподвижников и близких Пророка , и доказательства этого неопровержимы. И если бы не
законность его правления, Мухаммад ибн Ханафийя не принял бы это56... Тише, тише: кровь в жилах рафидитов уже вскипела!
Клянусь Аллахом, мы полюбили его не потому, что это наше личное желание, ибо мы не относимся прене-
55 Ханиф — приверженец единобожия.
56То есть не признал бы достоинства Абу Бакра и законность его правления. На это указывают хадисы, в том числе и следующий. Мухаммад ибн аль-Хакафийя рассказывал: «Я спросил отца: "Скажи, кто является лучшим из людей после Посланника Аллаха ?" Он ответил: "Абу Бакр" Я спросил: "А после него кто?" Он ответил: '"Умар" И я испугался, что, [если спрошу снова], он скажет: '"Усман" Поэтому я спросил: "А потом ты?" Он сказал в ответ: "Я всего лишь один из мусульман"» [аль-Бухари].
брежительно к другим. Однако мы претворяем в жизнь слова 'Али, которых нам вполне достаточно: «Посланник Аллаха был доволен тобой для нашей религии, так неужели мы не будем довольны тобой для наших мирских дел?» [аль- Хаким]. Клянусь Аллахом, ты отомстил рафидитам!
Клянусь Аллахом, ас-Сыддик имеет великое право в отношении нас, и мы признаём его заслуживающие похвалы деяния, и нас радует то, что радует приверженцев Сунны. Так что пусть рафидит не приходит к нам и не говорит: мол, у меня свои оправдания.
|
ними их скверную участь57.
Остерегайся двух врагов, из-за которых погибло большинство людей: отвращающего от пути Аллаха посредством распространяемых им сомнений и цветистых речей и очарованного миром этим и главенством в нём.
Тот, в ком сотворена сила и готовность к чему-то, наслаждается применением этой силы по назначению. Наслаждение того, в ком сотворена сила и готовность к половому сношению, заключается в использовании этой силы для его совершения. Наслаждение того, в ком сотворена сила гнева и вспыльчивость, заключается в использовании силы гнева по отношению к тому, к чему эта сила применима. Наслаждение того, в ком была сотворена сила [побуждающая к] потреблению пищи и питья, заключается в пользовании этой силой для совершения указанных действий. Наслаждение того, в ком была сотворена сила [и склонность к] познанию
57 То есть чтобы не перенять от них неправильные убеждения, которые станут причиной скверной участи в мире вечном.
и изучению, заключается в использовании этой силы для приобретения знаний. Наслаждение того, в ком была сотворена сила любви к Аллаху, смирения пред Ним, устремления к Нему всем сердцем и ощущения близости к Нему, заключается в использовании этой силы по её прямому назначению. И все остальные наслаждения по сравнению с этим наслаждением — ничтожны и тленны, и лучшее из их возможных последствий — чтобы они не были ни в его пользу, ни против него.
|
твоих даже через завесу: «Остерегайтесь проницательности верующего»58.
Пречист Аллах! В душе — высокомерие Иблиса, зависть Кабиля [Каина], заносчивость адитов, нечестие самудян, дерзость Нимрода, гордыня фараона, выход за рамки дозволенного Каруна, наглость Хамана, страсть Бальама, ухищрения нарушавших субботу, восстание аль-Валида [против истины] и невежество Абу Джахля!
И она обладает качествами, присущими животным: жадностью ворона, ненасытностью собаки, павлиньей склонностью к хвастовству, низостью жука, неблагодарностью ящерицы, злобностью верблюда, проворством гепарда, агрессивностью льва, вредностью мыши, скверной природой змеи, обезьяньей склонностью к бесполезным действиям, муравьиной склонностью к собирательству и накопительству, хитростью лисы, беспечностью бабочки и присущей гиене склонностью поспать.
58 Этот хадис со слабым иснадом приводит ат-Тирмизи со слов Абу Са'ида аль-Худри.
Однако приучение души и борьба с ней устраняют всё это. А тот, кто поддаётся своей природе, является членом этого воинства, и его товар не годится для сделки:
«Поистине, Аллах купил у верующих их души...» (сура 9
«Покаяние», аят 111). Он покупает лишь товар, воспитанный верой, в результате чего он отошёл от своей природы, поселившись в обители кающихся и поминающих.
Передай проданный товар покупателю, прежде чем он у тебя испортится так, что покупатель уже не примет его.
Покупатель знает об изъянах товара до того, как купил его, поэтому тебе не стоит опасаться возвращения товара.
Ценность товара зависит от покупателя, цены и того, кто выставляет этот товар на продажу. Если покупатель великий, цена велика и выставляющий товар на продажу величествен, то это означает, что товар — ценный.
О обладающий опытом! Знаешь ли ты цену душе своей? Поистине, всё сущее создано ради тебя!
О том, кто был вскормлен молоком благочестия и купался в милостях! Все вещи — дерево, а ты — плод его. Они — образ, а ты — смысл, они — раковина, а ты — жемчужина, они — маслобойка, а ты — масло.
Свиток, на котором записано то, что Мы избрали тебя, записан разборчиво, однако ты мало что понимаешь из написанного в нём...
Если станешь искать Меня, то ищи Меня у себя, ищи Меня у самого себя, и ты обнаружишь Меня поблизости, и не ищи Меня у других, ибо Я ближе к тебе, чем тот другой.
Если бы ты знал, как велика ценность души твоей у Нас, ты не стал бы принижать её посредством ослушания. Мы отдалили Иблиса [от Нашей милости] за то, что он отказался пасть ниц перед тобой, когда ты был ещё в крестце отца своего. Удивительно: как же ты заключил мир с ним и покинул Нас?!
Если в сердце твоём есть любовь, то она непременно отражается на теле твоём.
Если бы сердце питалось любовью, то пропало бы желание перенасыщаться страстями.
Если была бы влюблённость твоя настоящей, Ты не был бы тучным: ведь страсть непременно Тебя бы заставила позабыть об обжорстве...
Если бы любовь твоя была искренней, то ты отдалился бы от всего, что не напоминает тебе об объекте твоей любви.
Удивление вызывает тот, кто утверждает, что любит, и при этом нуждается в том, кто напоминал бы ему об объекте его любви, не вспоминая о нём без чьего-то напоминания!
Любовь по меньшей мере не даёт тебе забывать о том, кого ты любишь.
Я тебя помянул, о тебе ни на миг ни забыв, Легчайшее поминание — поминание языком...
Когда любящий отправляется в путешествие для встречи с любимым, воинство его отправляется вместе с ним, и любовь движется в авангарде войска, надежда
исполняет обязанности погонщика, стремление ведёт его, страх заставляет их держаться вместе в пути. И когда он приблизится к месту, в которое стремится, его уже встречают.
Исцели болезнь, постигшую тело, которое уничтожаешь, И остуди в сердце пламя любви, которое Ты разжигаешь. Не предоставляй меня моему терпению слабому,
Путь далёк, а о терпении моём Тебе всё известно. Встречай же сердце моё, я послал его первым
На встречу с Тобой, и стремленье его обгоняет.
И когда он входит к Любимому, со всех сторон ему подносят одеяния, дабы испытать его: обратит ли он всё своё внимание на эти дары и тогда они и станут его долей? Или же его внимание будет приковано к тому, кто облачил его во всё это?
Они наполнили средства передвижения своих сердец сокровищами, которые преподносят только царям, и когда начинает дуть ветер рассвета, они отправляются в путь. А когда всходит солнце, они уже у пристани.
Они пересекли пустыню страстей стопами решимости и спустя немного времени вернулись из путешествия. Они нашли отдохновение, встретившись [с Аллахом], вошли в то место, в которое стремились, обретя при этом вечную прибыль.
Некоторые люди освобождают свои сердца от всего, что отвлекает их, и в них ставятся шатры любви, и они ставят охрану, которая охраняет шатры и время от времени обрызгивает их водой, освежая их.
Шатры любви ставят только на пустом, очищенном месте.
Сердце своё освободи от всего, кроме Нас,
Наша забота достанется каждому освобождённому,
Терпенье — тесьма, которой завязано
сокровище близости к Нам: Кто развяжет тесьму, сокровище то заполучит...
Знай цену тому, что ты упустил, и плачь так, как плачет тот, кто понимает значимость того, что он упустил.
Если бы ты осознал близость любимых, то ты оплакивал бы свою отдалённость.
Если бы ты вдохнул полной грудью предрассветный ветер, то твое опьянённое сердце протрезвело бы.
Кто считает дорогу длинной, тот идёт медленно.
Не скучаешь ты по-настоящему, коль говоришь:
Нас разделяют длинные ночи или большие пустыни...
Разве не знаешь ты, что искренний, собираясь сделать что-то, посылает вперёд свою решимость?..
Когда в сердце начинается август, в глазах начинается март.
Стражам легко бодрствовать, когда они знают, что царь слышит их голоса.
Тому, кто уже увидел блеск мира вечного, легко покидать этот мир.
Когда сокол видит дичь, он забывает о своей привычке к рукам.
О столы терпения! Несите меня! Осталось немного...
Вспомни о сладости встречи, и горечь усердия станет для тебя ничтожной.
Ты знаешь, где остановка, подгоняй же [душу свою], и она будет идти [куда требуется].
Высочайшее стремление — стремление того, кто приготовился к встрече с Любимым и готовит благие дела, а потом радуется по прибытии: «Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих?»(сура 2 «Корова», аят 223).
Раю достаточно того, чтобы ты исполнял обязательное, а для того чтобы избежать попадания в Огонь, тебе достаточно воздерживаться от ослушания... Но любовь не удовольствуется, пока ты не пожертвуешь душою своей.
Преславен Аллах! Что может быть прекраснее времени, в которое стопы покорности ступают по земле искреннего стремления!
Когда люди отдали души свои укротителю — Шариату, — он научил их противостоять своей природе, и они стали придерживаться покорности и идти туда, куда идёт она.
Раздел