Повторяется бесконечно, и тем самым противоречат разуму и считают ложными священные тексты
Поэтому они говорят: «... и губит нас только время». Всевышний Аллах продолжил: «Нет у них об
этом никакого знания, они только предполагают!» Это значит: "воображают и фантазируют".
**Ибн Хазм и другие захириты ошиблись, когда отнесли слово «ад-дахр» (время) к прекрасным
Именам Аллаха. Смысл выражения «Я есть время...» раскрывается в следующих за ним словах
Аллаха: «...Я чередую ночь и день», — то есть все", что происходит, и добро, и зло — в руках Ал-
Лаха, и если кого-то из людей постигает несчастье, то на это была воля Всевышнего.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ПЯТОЙ
Подобное явление было очень распространено во времена джахилиййи, и поныне это
Свойственно грешникам, циникам и невежественным людям. Когда превратности судьбы не
Устраивают их, они ругают время и эпоху или даже проклинают их. Это является следствием слабости
Их веры, глупости и глубокого невежества. Дело в том, что время само по себе не имеет никакого
Отношения к тому, что происходит. Оно само является предопределенным и предустановленным
Явлением. Во всем, что происходит во времени, проявляется воля Всемогущего и Мудрого Аллаха.
Таким образом, любое порицание или хула времени в действительности обращены против
Управляющего им.
Подобные действия, наряду с тем, что является признаком недостаточности веры, указывают и на
Нехватку ума, вследствие чего и усугубляются беды и их последствия. Кроме того, человек перестает
Придерживаться должного терпения, что несовместимо с таухидом.
Что же касается истинного верующего, то он знает, что все превратности судьбы происходят по
Предусмотрению и предопределению Аллаха в соответствии с Его мудростью. Поэтому он никогда не
Позволит себе неподобающе высказываться ни об Аллахе, ни о Его посланнике, да благословит его
Аллах и приветствует, Верующий всегда доволен тем, как Аллах устраивает все дела, подчиняется
Его установлению, обретая тем самым таухид и уверенность.
Глава 46
О ТИТУЛАХ ТИПА «СУДЬЯ ВСЕХ СУДЕЙ»*
И ТОМУ ПОДОБНЫХ ТИТУЛАХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Запрещение титула «царь всех царей».
Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн
Уйейна.
Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует
Такой цели в своем сердце.
Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Всевышнему и
Всемогущему Аллаху.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Самым низким в глазах Аллаха является человек, носящий имя всех царей, ибо нет царя,
кроме Аллаха. (Передали Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи [21391]).
Суфйан [ибн Уйайна. —Ред.] сказал: «Это то же, что и "шахиншах"».
В другой ривайе говорится: Этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самым
Скверным человеком в Его глазах в день Воскресения.
*По-арабски: «кади аль-кудат» — титул, который носит верховный судья, осуществляющий
Правосудие на основе норм Шариата в современном мусульманском государстве. Он имеет право
Назначать судей (кади) во всем государстве и принимать апелляции на все судебные решения. Первым
Кади аль-кудат в Исламе был Абу Йусуф Йакуб ибн Ибрахим аль-Куфи (731—804), назначенный на
Эту должность халифом Харуном ар-Рашидом (766—809).
Глава 47
О НЕОБХОДИМОСТИ УВАЖЕНИЯ ИМЕН ВСЕВЫШНЕГО
АЛЛАХА И СМЕНЫ ИМЕНИ РАДИ ЭТОГО
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Необходимость уважительного отношения к именам и качествам Аллаха и запрещение
Присваивать их людям, даже если в этом нет специального умысла.
Смена своего имени ради этого.
Выбор имени старшего сына для прозвища отца.
Абу Шурайх рассказывал, что его прозвали Абу аль-Хакам [«наилучший судья»; букв.: «отец
судьи». — Ред.], и как-то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Истинно,
Аллах — Он есть Судья, и Ему принадлежит вся власть». Абу Шурайх объяснил: «Когда в среде
Моего племени возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе
Стороны остаются довольны». Пророк сказал: «Это прекрасно. А есть ли у тебя сыновья?» Тот
ответил: «Шурайх, Муслим и Абдулла». Пророк спросил: «А кто из них старший?» Он ответил:
«Шурайх». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ты — Абу Шурайх
(«отец Шурайха»)». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4955), ан-Насаи 8/226;
Хороший хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ СОРОК ШЕСТОЙ И СЕДЬМОЙ
Данные главы являются логическим продолжением предыдущей. Они еще раз указывают на то,
Что к Аллаху нельзя приобщать равных ни в намерениях, ни в высказываниях, ни в действиях. И в
Частности, никого не следует называть именами, сходными с именами и качествами Всевышнего
Аллаха, вроде «судья всех судей», «царь всех царей», «правитель правителей», «отец судей» и т.п.
Это необходимо для того, чтобы охранить таухид и сохранить чистоту имен и атрибутов Всевышнего
Аллаха, а также избежать любого проявления ширка, даже в высказываниях, которые можно
Истолковать как приобщение кого-нибудь к Аллаху в Его качествах и правах.
Глава 48
О НЕСЕРЬЕЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ТОМУ, В ЧЕМ