Семинар 5 Основные стадии эволюции человека
Вопросы:
1. Семейство человекообразных приматов
2. Приведите отличия и сходство приматов и человека (биологические и небиологические)?
Задания:
- Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 6: Расоведение
Вопросы:
1. Общее понятие о расе.
2. Изменчивость расовых признаков.
Задания:
1. Видовое единство человечества.
2. Эволюционный принцип в систематике рас.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 7: Основные факторы расообразования
Вопросы:
1. Можно ли разделять расы по древности их происхождения?
2. Классификация человеческих рас.
Задания:
1. Дайте характеристику трех больших рас и их отличия друг от друга.
2. Нация и раса.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 8: Морфология человека.
Вопросы:
1. Понятие о распределении размеров тела.
2. Скелет туловища и конечностей.
3. Формирование костей черепа.
Задания:
1. Закономерности индивидуальной изменчивости.
2. Возрастные изменения человека.
3.Половой диморфизм.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11, 17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 9 Возрастная антропология
Вопросы:
Закономерности развития в онтогенезе.
2. Общая периодизация онтогенеза.
Задания:
1. Какими общими закономерностями характеризуется процесс онтогенетического развития человека?
2.Половой диморфизм.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 10 и 11: Основные этапы постнатального онтогенеза
Вопросы:
1. Характеристика возрастных периодов
2. Характеристика первого детства
3. Характеристика подросткового возраста
Задания:
1. Укажите основные этапы постнатального онтогенеза и их морфофункциональную характеристику.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 12 Биологический возрасти его критерии
Вопросы:
Понятие о биологическом возрасте.
2. Основные критерии биологического возраста
Задания:
1. Какие факторы влияют на развитие зубной, скелетной и репродуктивной систем человека?
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 13:z:\CorvDoc\Application Data\Microsoft\shost01\Мои документыкниги12stolsamtxt01.htm - p7Основные проблемы конституциональной антропологии
Вопросы:
1. Общее понятие о конституции человека.
2. Конституциональные классификации
Задание:
1. Разрешить вопроса о взаимоотношении организма и внешней среды
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 14:z:\CorvDoc\Application Data\Microsoft\shost01\Мои документыкниги12stolsamtxt01.htm - p7Понятие и схемы конституции
Вопросы:
1 Конституциональные типы есть результат воздействий окружающей среды?
2. В схеме Кречмера выделяется три типа конституции человека?
Задание:
1. В чем различие и сходства теории Сизо, Кречмера, Шелдона.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
Семинар 15:z:\CorvDoc\Application Data\Microsoft\shost01\Мои документыкниги12stolsamtxt01.htm - p7Аспекты конституции
Вопросы:
1. Гипотезы возникновения связи телосложения и психики.
2. Связь телосложения и выбора профессии.
3. Связь телосложения и психических свойств.
Задание:
1. Сколько типов темперамента выделил Кречмер.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
СРСП: Антропология как наука о человеке
Задания:
1. Развитие антропологических знаний в античности
Форма проведения:
Индивидуальная работа по описанию схемы. Результаты работы фиксируются в тетради.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
СРСП: Разделы антропологии
Задания:
1. Перечислите и дайте краткую характеристику основных разделов антропологии.
Форма проведения:
Презентация представлений о предмете антропологии в различные исторические периоды.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
СРСП: Антропометрические методы исследования
Задания:
Разработать план эмпирического исследования по интересующей проблеме.
Форма проведения:
Под руководством преподавателя определяют проблемное поле для исследования и самостоятельно составляют план проведения исследовательской работы.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
СРСП: Антропогенез.
Задание:
1. Место человека в системе животного мира.
2. Роль труда в процессе очеловечивания
Форма проведения: обсуждение в группе.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
СРСП: Основные стадии эволюции человека
Задание:
1.Выделить признаки приспособления к прямохождению у древнего человека.
2.Выделить качественные признаки человека при переходе из одной стадии к другой.
Форма проведения: обсуждение в группе.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28
СРСП: Расоведение.
Задание:
1.Возрастные изменения расовых признаков.
2.Современное распространение человеческих рас.
Форма занятия: индивидуально в виде опорной схемы.
Методические указания:
В ходе изучения темы должна быть раскрыта сущность расовых признаков. Человеческий опыт материализован не в виде генного кода или усложняющихся инстинктов, а в творимых поколениями людей продуктах производства и социальной среде. Приобщение происходит к человеческой культуре в ходе трудовой деятельности.
Важно научиться анализировать деятельность с точки зрения структурных элементов, содержания и качественных особенностей получаемых результатов.
Основная литература: 1, 2, 3,8,10,11,12,16,17,18
Дополнительная литература:26, 28