Духовная анатомия человека
Э. Кришнамачарья
ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Мы рады снова выпустить в свет эту удивительную книгу Учителя, и это благословение для нас. Это книга, которую можно будет порекомендовать в качестве пособия изучающим практический оккультизм в XXI веке. Она сама по себе является ключом, открывающим скрытые психологические способности стремящегося. В ней даны многие практические объяснения, позволяющие понять этот весьма абстрактный предмет — психологию. Изучение этой книги позволит читателю осознать, что тренировка ума — это главный аспект на пути йоги. Эта книга, хотя она и невелика по объёму, даёт все связи, существующие между йогой, астрологией и учениями писаний. Данные в ней практические инструкции просты и ясны для стремящихся. Медитации, дающиеся в конце книги, являются переводом ведических мантр. Те, кто практиковали их в предписанное время, достигли обещанного результата.
Да благословит Учитель брата Б. В. С. Шастри, который напечатал это за довольно короткий срок, Дэви Прасад, в совершенстве выполнившую дизайн обложки, и всех других братьев, помогавших нам в этом усилии.
Гунтур, 6 января 2001
Э. Анантакришна
Предисловие
У ума два лица. Одно из них обращено к телу и его нуждам. Этот ум включает в себя амбиции, желания, эмоции, инстинкты и рефлексы. Второе лицо обращено к себе, к истинному Я, часто называемому Духом. Между этими двумя лицами и находится сущность ума. Это врата между человеком познанным и человеком непознанным. Психология имеет дело с тем лицом ума, которое посредством чувств обращено к телу и внешнему, предметному миру. Однако, как бы много ни знал человек об этом уме и его объекте — предметном мире, он не может добиться господства над своим умом. Требуется процесс, который обратит механизм ума в противоположную сторону, и процесс этот — восьмеричный путь йоги. Но прежде чем последовать этому процессу, предметный ум должен принять главенство Духа и прекратить своё блуждание в поисках блага в мире предметов. Сделать это его заставит познание некоторых фактов, и данная книга как раз и имеет целью дать уму эти требуемые знания.
Они были изложены в виде книги благодаря моему духовному соратнику, Альберту Сасси, приезжавшему в Вишакхапатнам из Спонтина в 1970 году. Он получил машинописную рукопись этой книги, вернулся в Спонтин и через несколько дней покинул свою физическую оболочку. Потому книга ждала выхода в свет до тех пор, пока не была опубликована отдельными выпусками в ежемесячном журнале "My Light". Теперь её переиздание предприняли активные сотрудники из Института Планетарного Синтеза в Женеве, в краткие сроки подготовившие макет, готовый для печати. Я благодарю нашего брата Рудольфа Шнайдера за проявленный интерес, и более молодые души из института за все усилия по вводу текста и подготовке окончательной версии.
Доктор Э. Кришнамачарья,
Вишакхапатнам, 9 июля 1983.
ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основательное знание хитросплетений человеческой психологии неизбежно требуется изучающему практический оккультизм. Человек представляет собой хорошо спланированный объём тонких сил, которые всегда в действии. Они существуют скрыто, подобно нежным складкам лепестков в бутоне цветка. Будущие цвета и аромат его расцвета существуют в стадии бутона потенциально. Неправильное обращение с бутоном может испортить будущий цветок. Когда бы человек ни предпринял попытку что-то делать с тонкими силами, он запускает серию цепных реакций, действующих и субъективно, и объективно.
Человеческий механизм включает в себя структурное и функциональное тела. Структурное тело — это лишь проводник и инструмент внутреннего человека. Функциональное же тело определяет качества и образует жизненный, ментальный и буддхический планы человека. Для практики оккультизма важно обладать ясным знанием анатомии как физического тела, так и тонких проводников. Сначала давайте постараемся приобрести понятие о физическом проводнике.
То, что знакомо нам как физическое тело — вовсе не тело в научном смысле слова, а лишь результат равновесия многих действующих сил. Физическое тело — лишь видимость для ума. Его заставляет существовать набор цепных химических реакций. Каждую секунду происходят обратимые реакции между двумя состояниями вещества — органическим и неорганическим. Процесс оплодотворения и роста эмбриона в сформировавшееся человеческое тело включает в себя деятельность неорганических и органических царств. Воздух, еда и вода поступают в форму органической материи. Метаболизм поддерживает равномерный приток, и эта равномерность понимается как здоровье и долголетие. Если он не будет нарушен извне, то легко и удобно идёт естественным образом. Потому первейший долг йога — следить, чтобы это равновесие не нарушалось ни им самим, ни окружающей средой.
Для поддержания этого равновесия в физических тканях человека должен быть действенный механизм. Он называется жизненным телом (прана шарира). Прана существует в пространстве и наследуется атомами в процессе их образования. Органические клетки впитывают её из пространства во многих формах, и широко известная её форма — это то, что мы называем солнечным светом. На более грубом уровне (газообразном) мы понимаем её как кислород, а на ещё более грубом (жидком состоянии) — как воду. На самом грубом уровне жизни, который может существовать на планете Земля, мы понимаем её как демаркационную линию между принимаемой пищей и тканями, которые её получают. Этот слой способствует процессу усвоения и называется анна. Прана проникает всю физическую оболочку до самых мельчайших её подразделений, существуя как нематериальная субстанция.
Жизненное тело человека состоит из трёх типов простых (нематериальных и несущих качества) субстанции: пульсационной, излучающей и осаждающей. Их функции — это пульсация, излучение и материализация. Пульсация создаёт центростремительную и центробежную пульсации (праны), и делает возможным пульсационное равновесие (саману). Это равновесие поддерживает облик физического тела в соответствии с образом ментального плана и высших планов. В науке йоги эта двойная пульсация называется прана-апана. Восточная психология называет её вата. То, что вселенная пульсирует, является одним из положений науки древних. Это свойство пульсации в виде двоякого процесса праны и апаны наследуется и живыми существами нашей Земли.
Излучение проявляет тепло-световые и электромагнитные принципы на пульсационной основе. Это излучение вызывает насыщение ментального тела жизнью, а также оживление других четырёх пульсаций (пран)* и вывод их из пульсационного равновесия. Это образует в человеке водоворот сгорания. Он называется питта. После этих двух стадий имеет место третья — материализация. Это явление биохимической цепной реакции, которая следует в физической проекции тела-образца, которое уже существовало на ментальном плане. (Физическое тело выходит из ментального и уходит в него, что будет объяснено в другом месте). Этот процесс материализации формирует третий водоворот, который представляет собой резервуар образования осязаемой материи. Он называется шлешма (липкость или слизь). Три этих жизненных нематериальных резервуара соответствуют на антропоморфическом уровне пураническим символам Вишну, Рудры и Брахмы. Термины Пуран обозначают те же резервуары в пространстве на планетарном, солнечном и космическом планах.
__________
* Пять пульсаций (пран) это вводящая, отбрасывающая, сжимающая, расширяющая и уравновешивающая силы. На санскрите они называются соответственно прана, апана, вьяна, удана и самана.
Центробежная и центростремительная пульсации поддерживаются равновесием. Они управляются сгоранием с одной стороны и материализацией с другой, и в то же время их причиной является процесс пульсации. Весь этот процесс образует равносторонний треугольник сил, действующих в циклическом порядке. Сначала эти силы проявляются на ментальном плане. По мере того, как они подвергаются материализации, то есть спускаются на астральный, эфирный и физический планы, проявляются расширение и сцепление. Таково соотношение между тремя творческими резервуарами и пятью функциональными проявлениями, которые действуют в человеке с уровня состояния субъекта на состояние объекта. Три творческие проявления у здорового человека существуют в совершенном взаимоотношении и представляют собой треугольник тантрического символизма. Четверичное проявление резервуара сгорания представляет собой совершенный квадрат, в центре которого находится точка пересечения сил, идущих по диагоналям квадрата. Пять пульсаций представлены четырьмя углами квадрата и его центром. Эти пять точек представлены эмблемой пятиконечной звезды, которую сыновья Земли (Пандавы в Махабхарате) унаследовали от питри (воспроизводительных разумов). Вышеприведённое символическое представление зарождения человека принадлежит к ведической традиции и образует основу функциональной анатомии древней медицинской науки, подробности которой могут быть лучше поняты путём тщательного изучения расположения алтарей в зале для ритуалов.
Каждый предмет, одушевлённый или неодушевлённый, состоит из атомов. Атом — это лишь равновесие сил, работающих как единый узел материи. Это скорее система, чем единичный элемент. Каждый атом состоит из нескольких частей, составляющих целое. (Это солнечная система в миниатюре — семя солнечной системы или будущая солнечная система в процессе эволюции.) Части эти состоят из колебаний первичной материи (мулапракрити). Эти колебания возникают из акаши. Космическим умом они формируются в различные архетипы, чтобы проявиться как атомы. Архетипы существуют вечно, а проявляются периодически. Каждая стадия проявления перемежается стадией поглощения (пралайа). Различные колебания разных частот существуют в пространстве благодаря разным направлениям и планам сил. Весь атом существует как равновесие нескольких таких сил. Его устройство и поведение поддерживается разумом, который вечно непроявлен. В ведической литературе этот разум называется "вишвакарма", а в тантрической "крияшакти". Таким образом, всё мироздание со всеми его частями, существующими в виде разных объектов, состоит из той же материи, побуждается той же силой и управляется тем же разумом. Вот одна иллюстрация единства и единого присутствия одной сути во всём мироздании и вокруг него.
Все атомы в своей эволюции проходят последовательность стадий, такие как минеральная, растительная, животная и человеческая. До конца минеральной стадии эволюции они называются просто атомами. Проходя растительную стадию, они называются растительными атомами или растительными душами. Проходя через животное царство, они собираются в групповые души у примитивных форм животных, а у более продвинутых образуют уже индивидуальные души. Образуя индивидуальные души, они претерпевают дифференциацию на пять способностей органов чувств на основе ума. На этой стадии пространственный ум начинает занимать своё место в каждой душе как ум единичный. Так он переходит к опыту предметности. Вступив в человеческую стадию развития, атомы приобретают самосознание, и существуют на ступени индивидуализации. На этой примитивной стадии человек становится индивидом. Для того, чтобы скрытые способности вызрели в высшие функции сознания, требуется прочная ментальная оболочка, подобная скорлупе, нужной для высиживания яйца. Эта оболочка и называется индивидуальностью, которая отрабатывает психологию низшего человека.* Она неизбежно эгоцентрична, а все её низшие инстинкты достаточны лишь для поддержания существования физического проводника. Вскоре после того, как приобретается требуемая тренировка, эта оболочка становится пористой и уступает место ментальной оболочке, именуемой личностью. В этой оболочке поведенческие слои поднимаются уже на рациональный и интеллектуальный уровни. На этой стадии человек приобретает способность думать, размышлять, воспроизводить старое и зачинать новое. Знания относятся к этому плану. Инстинкт владения здесь всё ещё существует, но на более тонком уровне. Следующая стадия — самосознательная, на которой человек начинает чувствовать существование себя как души. У человека есть интеллект, у человека есть личность, но сам человек есть душа. Напряжение интеллектуальных петель или силовых линий постепенно высвобождается через процесс магнетизации. Это совершается с помощью уже усовершенствованной души. Здесь и приходит потребность в Учителе. Гуру никогда не передаёт ученику знание — он передаёт душе ученика своё присутствие, намагнетизируя её так, чтобы она приобрела способность почувствовать собственное присутствие. Делая это, он изменяет полярность ученика.
__________
* Не следует путать это с высшей индивидуальностью теософической литературы, поскольку терминология здесь несколько иная, и под этим термином подразумевается начальная стадия, длящаяся от индивидуализации из животного царства до обретения личностного человеческого сознания — прим. пер.
Смена полярности
У каждого индивидуума есть два полюса — один в нём самом, а другой — в центре этой Земли. Этой полярностью поддерживается его притяжение к элементу земли в его теле. Вся жизненная и умственная деятельность человека, находящегося на уровне индивидуализации, тяготеет к физическим тканям его тела. Центр его низшего полюса располагается в низшей триаде (центр основания позвоночника, центр селезёнки и центр солнечного сплетения, или пупочный центр). Человек личностный уже поднял свой нижний полюс на следующий уровень сознания, и теперь он включает селезёночный, пупочный и сердечный центры. Находясь в первой триаде, человек является поведенческим, во второй же триаде он связан пристрастиями. Чистая деятельность любви, идущая от сердечного центра, уже выражается, но она ещё затемнена животными эмоциями селезёночного центра и узами родственных связей центра солнечного сплетения. Примечательно, что ребёнок связан с матерью именно через пупок. На третьей стадии, стадии пробуждения души, постепенно пробуждается высшая триада. Она состоит из горлового, межбровного и головного центров. Сердечный центр действует здесь как точка опоры. Его любовная деятельность перенаправлена, подобно потоку изменившему своё направление, от низшего полюса (низшей триады) к высшему (высшей триаде). На индивидуализационном и личностном уровнях любовь выражается через плотские связи. Представления о красоте и искусстве выражены лишь через форму, цвет или значение слова. Красоту за пределами и превыше форм человек на этой стадии представить не может. Аналогично, не может он и испытать любовь без объекта любви. В процессе выведения души из личности, подобному выведению из яйца, поток любви направляется вверх, подобно ракетной струе. Человек постепенно освобождается от земных уз геотропизма и учится возвыситься до состояния стремления к солнцу, гелиотропизму. Гуру осуществляет в ученике этот процесс, стимулируя его сердечный, горловой и межбровный центры. Если он работает через межбровный центр, то действует своим взглядом, если через горловой — своим словом (звуковым призывом). В современную эпоху этот процесс был выделен учителем C. V. V.* Если же гуру хочет работать через сердечный центр, он делает это через соприкосновение своего сердца с сердцем ученика благодаря силе любви. В любом из этих трёх случаев низший полюс у ученика становится всё менее активным, а высший полюс стимулируется. (На стадии совершенства нижний полюс снова активируется сверху, чтобы служить высшему назначению на планетарном, солнечном и космическом планах). Жизненный поток, перенаправленный вверх гуру, достигает состояния светимости. Он действует как светящаяся ткань, которая заменяет семенную жидкость низшей триады. Эта светящаяся ткань называется антахкараной. Из неё строится новый проводник, который будет обителью ученика на плане души. Это называется вторым рождением. Ткань эта превосходит пространство и может существовать посредством сознания. Она самочинна. На этом плане разные ученики живут в присутствии своих учителей, даже если их разделяют расстояния в тысячи миль. То, что живущие на этом плане ученики регулярно получают уроки и инструкции от своих учителей через язык впечатления, является установленным фактом. Эта постройка антахкарана шариры начинается с выстраивания "высшего моста", как назвал это Учитель C. V. V. Чуть выше межбровного центра находятся шишковидная железа и гипофиз. Вместе они содержат управляющие центры непроизвольного, инстинктивного, рефлекторного подсознательного и бессознательного поведения человека. Они существуют в непосредственной близости, но не касаются друг друга. Светящаяся ткань сначала создаётся подобно искре, которая в дуговой лампе соединяет два угольных стержня. Зажигание этой искры совершается путём употребления призывной мантры "намёк гипофиза", данной Учителем C. V. V. Затем следует призыв "высший мост — начало". Святящаяся ткань начинает проникать горловой и сердечный центры. Таким образом, мы видим, что духовная эволюция человека включает в себя уровни индивидуализации, личности и души. Индивиды существуют массами. Личности существуют обществами. Души существуют группами. Индивиды живут вместе в пространстве. Личности живут вместе в умах. Души живут вместе в единой Душе.
__________
* См. примечания.
Нисхождение планетарных принципов
Минералы Земли влияют на минералы в нашем теле. Кислород, азот и другие газы атмосферы влияют на газы в нашем теле. Магнетизм Земли помогает тому существованию или сцеплению, которое мы называем физическим телом, сообщая ему магнетизм, нужный для взаимного притяжения любых двух клеток, а также ту же магнетическую силу, которая нужна для отталкивания, когда необходимо выделение или разрушение тела, именуемое смертью, происходящее по закону пульсации. Здесь мы обнаруживаем, что закон магнетизма работает в подчинении у закона пульсации. В то же время закон пульсации работает в подчинении у закона магнетизма, когда эти два закона управляют двумя основными обратимыми реакциями, называемыми жизнью и смертью. Ум связывает тело через биологические и гидростатические факторы. Ум — одно из проявлений электричества, которое в нейтральном виде пребывает в акаше.
Луна делает то же самое по отношению к нашей Земле, и управляет также и нашим умом. Известно, что Луна управляет океанскими приливами. Луна отражает лучи Солнца и всех других планет, в особенности Нептуна. Потому ум человека наследует все планы планетной мудрости путём отражения. Он получает идеи от:
Я (на планетном плане — это солнечный принцип);
Духа (духовный центр Солнца);
Пространства (принцип Урана);
Времени (принцип Сатурна);
Опыта (принцип Нептуна, отражающий чистое переживание, при котором исключён объект или проводник опыта);
Действия (принцип Марса);
Выражения (принцип Меркурия);
Мудрости (принцип Юпитера) и
Любви (принцип Венеры).
Человеческое сердце имеет центр, в котором существует всё это единство, и потому в антропоморфическом масштабе оно представляет Солнце нашей Солнечной Системы. Это показывает, что процесс наложения (ньяса) принципов Солнечной Системы на систему индивидуальную имеет для учащегося йоге первостепенную важность. Конечно, названия планет служат здесь лишь алфавитом или символами различных разумов, находящихся за работой. Фактически эти разумы принадлежат к царству дэв, тогда как планетная номенклатура даёт недостаточный словарь для обозначения существ этого царства. Для верного понимания этих планетных терминов полагаться лишь на астрологические объяснения недостаточно и небезопасно. Ведь астрология образует лишь один из шести ключей к духовной мудрости.
Духовная анатомия человека
Ученик йоги должен быть знаком с основами духовной анатомии, которая объясняет, из каких оболочек (коша) состоит человек, и даёт соответствующие планы (лока) и их подразделения.
Человек состоит из пяти оболочек — физической (аннамайа), жизненной (пранамайа), умственной (маномайа), интеллектуальной (виджнянамайа) и переживающей опыт (анандамайа). Первые четыре создаются из пятой и проникаются ею. Они периодически возникают из неё и в неё же поглощаются. Это периодическое перемежение состояний происходит на протяжении единиц времени от доли секунды до махакальпы.
Физическая оболочка известна под названием физического тела. Она существует в форме семи тканей, от самой тонкой до самой грубой (от воспроизводительной ткани до костной ткани). Эти ткани состоят из материи — органической и неорганической. Термины "органическая" и "неорганическая" обозначают степень пробуждения атомов. Всё физическое тело есть результат осаждения жизненных реакций, формы которых сохраняются в качестве совокупной модели в ментальном теле, что было объяснено ранее. Каждую секунду физическая материя исходит из жизненного тела подобно выдоху, и подобно вдоху вновь в него поглощается. Жизненное тело, если можно так выразиться, пульсирует физическое тело. Физическое тело служит в качестве проводника и инструмента. Оно также выполняет назначение линзы, фокусирующей лучи высших тел. Питание и выделение являются проявлениями его пульсации.