Суббота упразднена, так как апостол Павел утверждает, что с наступлением христианства все дни равнозначны (Рим. 14:5)
Прежде всего приведем упомянутый отрывок в его контексте: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни - для Господа различает; и кто не различает дней - для Господа не различает. Кто ест - для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест - для Господа не ест, и благодарит Бога" (Рим. 14:1-6).
Далее в этой же главе Павел говорит о пище и питии (см. ст. 17, 21).
Павел поднимает вопрос о пище, питии, различных святых днях и советует никого "не осуждать" в этих вопросах. Этот совет очень сходен с тем, который он дает колоссянам: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2:16). Рассматривая Возражение 29, мы выяснили, что, обращаясь к колоссянам, Павел говорил о церемониальном законе, касающемся пищи, пития и религиозных праздников, и совсем не затрагивал нравственный закон с характерной для него заповедью о соблюдении субботы.
Однако давайте внимательнее присмотримся к приведенному отрывку из Послания к Римлянам. Павел говорит о человеке, который "немощен в вере". О какой вере идет речь? О вере в Христово Евангелие, которое учит нас, что все наши грехи будут прощены и что Господь принимает нас независимо от каких-либо дел закона. Некоторым евреям, долгое время пытавшимся соблюдать все обряды церемониального закона, поначалу, вероятно, не хватало веры, чтобы полностью постичь истину о том, что мы спасаемся только благодатью Божьей без каких-либо добрых дел с нашей стороны. Те, у кого вера была крепче, а также те, кто обратился из язычников, и, следовательно, никогда не пытались исполнять церемониальный закон, испытывали соблазн осуждать своих немощных единоверцев, которые по-прежнему придерживались определенных церемониальных установлений в том, что касалось пищи, пития и святых дней. Павел советовал оставить эту критическую позицию.
Суть приведенного отрывка заключается в следующей фразе: "Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума". Ключевые слова - "о всяком дне равно". Аргументы противников субботы вкратце можно изложить так: разве слова "всякий день" не охватывают все семь дней в неделе? И если верующий рассматривает все дни "равно", не означает ли это, что ни одному дню он не приписывает особой святости? Разве Павел не упрекает тех, кто готов осудить своих единоверцев за то, что они воспринимают "всякий день равно"?
Читатель наверняка заметил, что в Библии некоторые слова набраны курсивом. К ним относится и слово "равно". Слово, набранное курсивом, означает, что в оригинале его не было и оно добавлено переводчиком, чтобы лучше выразить мысль, которая, как ему кажется, присутствует в оригинале. Такой подход практикуется во всех переводах и является неизбежным. Добросовестные переводчики
Библии указывают, где они добавили то или иное слово, чтобы яснее обозначить смысл текста, как он им представляется. У нас нет никакой возможности узнать, использовал ли бы Павел слово "равно", если он был жив и говорил по-русски. Таким образом, факт, что никакую серьезную гипотезу нельзя построить всего лишь на одном слове "равно", весьма умаляет обоснованность вопросов, которые приводит наш критик.
Но, быть может, еще не растратив своей уверенности, он спросит у нас: разве фраза "всякий день" не означает, что речь идет о семи днях недели? "Разве Писание не подразумевает именно то, о чем оно говорит?" - добавит он. Это действительно так, но он забыл об одном: несмотря на то, что библейские авторы были богодухновенны, в своем стремлении сообщить людям небесную весть они использовали человеческий язык, который, как известно, представляет собой весьма неточное и изменчивое средство выражения мыслей. Кроме того, нам надо помнить, что в любом языке есть характерные идиомы и словосочетания, которые часто просто невозможно адекватно перевести. Например, прибегая к разговорному языку, мы можем сказать, что "дела идут через пень-колоду". Мы прекрасно понимаем, что это значит, но в то же время признаем, что если рассматривать каждое слово отдельно, то никакого смысла не обнаружишь.
Обращаясь к ученикам, Христос сказал, что Ему предстоит "быть убиту, и в третий день воскреснуть" (в английском переводе "через три дня". - Прим. пер.) (Мк. 8:31). Противник субботы, наверное, мог бы спросить: "Не означает ли выражение "через три дня" как раз то, о чем мы только что говорили? Иными словами, не означает ли оно, что это событие произойдет, по меньшей мере, на четвертый день или, быть может, позднее?" Однако давайте не будем торопиться. Библия сообщает нам, что Христос сказал ученикам и о том, что Ему должно "быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мф. 16:21). Почему критику не задуматься: может быть, слова "в третий день" - это как раз речевой оборот, представляющий особую сложность для переводчика? Лишь допустив, что фраза "через три дня" представляет собой еврейскую идиому, которая для иудеев была равнозначна выражению "в третий день", мы можем согласовать оба отрывка.
Воспользовавшись приведенной нами идиомой, можно сказать, что многие библейские фразы, действительно, весьма трудны для понимания, но если тщательно сравнивать один библейский отрывок с другим, учитывая не только построение различных фраз, но и ясно изложенные доктрины, художественная форма Библии будет вызывать у нас не больше беспокойства, чем художественная форма любой другой книги.
Нашему критику, настаивающему на том, что слова "всякий день" означают любой день недели, мы могли бы задать прямой вопрос: "Означает ли выражение "каждый день", использованное в Книге Исход (в русском Синодальном переводе "ежедневно". - Прим. пер.) все дни недели?" В 16-й главе Книги Исход рассказывается о том, как Бог дал евреям манну. Посредством Моисея Господь сообщил израильтянам, чтобы они выходили и собирали манну "каждый день" (ст. 4), однако когда настал шестой день, им было сказано, чтобы они собрали вдвое больше обычного, потому что в седьмой день на поле ничего не будет (см. ст. 22-26). Забыв об этом предупреждении, а может быть, проявив безрассудство, кое-кто из израильтян пошел собирать манну и в седьмой день, и тогда Господь, порицая их, спросил: "Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?" (ст. 27, 28). В Библии ничего не сказано о том, чтобы какой-нибудь израильтянин, сославшись на то, что фраза "каждый день" означает каждый день в неделе, заявил, что, с его точки зрения, вполне уместно собирать манну и в седьмой день, как и во все остальные. Очевидно, что они ничего не слышали о современном доводе против соблюдения субботы.
Приведенный отрывок из Книги Исход ясно показывает, что иногда слово "каждый" может иметь вполне определенный смысл. Для того чтобы выяснить, имеет ли слово какие-нибудь смысловые особенности, надо прочитать фразу в контексте и сравнить один библейский отрывок с другим. То же самое верно и по отношению к слову "все". "Все мне позволительно", - сказал апостол Павел (1 Кор. 6:12). Какой-нибудь свободомыслящий человек, вырвав эту фразу из контекста, мог бы, наверное, попытаться доказать, что его распутная жизнь и постыдные дела тоже вполне "позволительны". Однако мы настаиваем на том, чтобы данный отрывок читался в контексте всего Писания, и, когда мы это делаем, никаких проблем не возникает. Мы понимаем, что в данном случае Павел говорит о том, что ему позволительно все, предусмотренное святым Законом Божьим, а также все те христианские дела и обычаи, которые этим Законом подразумеваются. Для того чтобы придать как можно больше силы тем словам, которые тотчас следуют за данным высказыванием ("но не все полезно") Павлу пришлось прибегнуть к столь всеобъемлющему утверждению.
Рассматривая отрывок из Послания к Римлянам с учетом этих простых правил библейского исследования, мы сумеем определить его истинный смысл. Выражение "всякий день" означает любой день, считавшийся святым с точки зрения церемониального закона, о котором здесь и говорится. Павлу не надо было оговариваться, что в данном случае речь не идет о седьмом дне, поскольку в этом споре еженедельная суббота просто не имелась в виду. Нигде в посланиях Павла она не является предметом спора.
Заканчивая анализ данного отрывка, приведем слова двух комментаторов. Сначала обратимся к методистскому исследователю Адаму Кларку (Clarke), который, в частности, сказал: "По-видимому, слово "hemera" ("день") в данном случае обозначает какой-то промежуток времени, праздник и тому подобное, и в этом смысле оно часто и используется. Здесь речь идет об иудейских установлениях и в особенности о таких их праздниках, как Пасха, Пятидесятница, Праздник кущей, новомесячие, юбилей и т. д. ...Обращенный язычник ценит каждый день, считая, что всякое время принадлежит Господу и каждый день надо посвящать Божьей славе и что, следовательно, все эти праздники не являются для него обязательными.
Мы (переводчики) добавляем здесь слово "равно" и вкладываем в текст смысл, который, я уверен, никогда и не предполагался, то есть что все дни равны между собой (включая даже субботу) и что каждый христианин может даже этот день по собственному усмотрению считать святым или не святым".
А теперь обратимся к комментарию Джемисона (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Брауна (Brown), столь высоко ценимому в кругах фундаменталистов: "На основании этого отрывка, касающегося соблюдения праздничных дней, Альфорд (Alford), к несчастью, делает вывод, что подобный текст не появился бы, если бы закон о соблюдении субботы в той или иной форме сохранял свою силу в эпоху распространения Евангелия. Наверное, это было бы справедливо, если бы суббота являлась всего лишь одним из иудейских праздников, с чем, однако, нельзя согласиться хотя бы потому, что ее соблюдали уже во времена Моисея. Итак, если суббота древнее иудаизма, если даже при иудаизме она была включена в перечень вечных святынь Декалога, возвещенных (чего нельзя сказать ни о каком другом аспекте иудаизма) на Синае под громовые раскаты, если Сам Законодатель, будучи на земле, сказал: "Посему Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мк. 2:28), нелегко доказать, что апостол якобы полагал, будто его читатели причисляют субботу к тем исчезнувшим иудейским праздничным дням, которые только по "немощи" можно считать еще имеющими силу - "немощи", которую, преисполнившись любви, должны просто терпеть те христиане, которые обрели больше света".
Если наш критик станет настаивать на том, что мы не имеем права осмыслять слова и фразы в определенном контексте и в соответствии с современным словоупотреблением, мы вправе спросить его: "Неужели вы считаете, что под выражением "повседневная одежда" имеется в виду одежда, которую носят каждый день, то есть все семь дней в течение недели? Если же нет, то зачем пытаться строить свою аргументацию на выражении "всякий день" из приведенного отрывка Послания к Римлянам (Рим. 14:5)?"
Возражение 37
Дни творения - это не сутки, насчитывающие 24 часа, а неопределенные временные периоды, длившиеся миллионы лет. Таким образом, стремясь обосновать святость седьмого дня в недельном цикле, адвентисты не имеют права обращаться к истории творения, описанной в 1-й главе Книги Бытие.
Если человек, отстаивающий эту точку зрения, придерживается эволюционной теории развития и не считает, что в Книге Бытие содержится достоверное историческое повествование, нет смысла пытаться оспорить его мнение. Для начала нам пришлось бы рассмотреть глобальный вопрос - является ли истинной теория эволюции и насколько достоверно библейское повествование, а это увело бы нас далеко за пределы данной книги. Тем не менее иногда такой аргумент приводят некоторые христиане, верящие в Библию, и вот к ним-то мы и обращаемся.
Проблема сформулирована таким образом, что может сложиться впечатление, будто на исходе земной истории адвентисты выявили тесную связь между неделей творения и еженедельной субботой. Все дело в том, что мы определили эту связь благодаря недвусмысленному тексту из Книги Исход, а также простому возвещению четвертой заповеди. "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:11).
Когда Бог обратился с этими словами к израильтянам, они поняли их в том смысле, что седьмой день недели благословлен - ведь именно этот конкретный день недельного цикла их призвали чтить. Если бы неделя творения не была буквальной (шесть дней Бог работал и на седьмой почил), тогда не было бы никакого смысла заповедовать израильтянам, чтобы они в память о творении также трудились шесть дней и праздновали седьмой. Утверждая, что дни творения представляют собой какие-то длительные периоды времени, мы тем самым разорвем связь между событиями творения и недельным циклом работы и отдыха - ту связь, которую установили не адвентисты, а Сам Бог.
Данное возражение заходит слишком далеко. Независимо от того, насколько рьяно почти все сторонники воскресенья пытаются доказать, что в христианскую эру суббота представляет собой что-то необязательное, они довольно едины в том, что ее соблюдение было непреложным фактом до Первого пришествия Христа. Если логика рассматриваемого нами возражения достоверна, то так могли бы рассуждать все благочестивые люди, жившие до Первого пришествия, и, следовательно, не было бы и речи о субботе во всей земной истории.
Трудно понять, каким образом тот, кто воспринимает библейское повествование как исторически достоверное, может предполагать, что дни творения представляли собой какие-то неопределенно долгие периоды времени, насчитывающие миллионы лет. Адам был сотворен на шестой день. Он прожил всего 930 лет. Задолго до достижения этого возраста он был изгнан из Едемского сада и в своем греховном состоянии воспитывал семью. Если верить данному возражению, то получается, что вся жизнь Адама заняла какой-то небольшой промежуток в этом шестом "дне", поскольку 930 лет - незначительный отрезок для периода, насчитывающего миллионы. Однако когда на седьмой день Бог почил и окинул взором прошедшую неделю, Он благословил этот день как вершину завершенного труда, следовательно, еще не существовало никакого греха, запятнавшего землю. Как мог Адам, безгрешная жизнь которого протянулась, по меньшей мере, за пределы недели творения, прожить всего 930 лет, если он прожил какую-то часть шестого дня и весь седьмой, которые насчитывают миллионы лет?
Весь рассказ о творении написан простым языком. В нем нет ничего, что давало бы повод думать, будто те или иные слова надо понимать в каком-то необычном смысле. Относительно каждого дня этой первой недели говорится: "И был вечер, и было утро", то есть так, как обычно протекает любой день. Однако "вечер" и "утро" составляют 24 часа, а не какие-то неопределенные периоды времени в миллионы лет.
На третий день на земле появились зелень, трава, деревья и другая растительность, которой был необходим солнечный свет, чтобы она могла расти и развиваться. Согласно повествованию о творении солнце появилось на следующий день. Можно ли предположить, что это произошло через миллионы лет? Если да, то в таком случае мы сталкиваемся с гораздо более изумительным чудом, чем допускает Книга Бытие: чудом растительного мира, веками цветущего без солнечного света!
Мы читаем, что на четвертый день "создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью" (Быт. 1:16). Очевидно, что в данном случае слова "день" и "ночь" употребляются в том смысле, в котором мы употребляем их сейчас. Начиная с четвертого дня, "день" и "ночь" стали "управляться", однако, согласно повествованию, продолжительность этого четвертого дня, а также всех последующих была равна продолжительности любого из трех предыдущих: "И был вечер, и было утро: день четвертый" (Быт.1:19). А теперь пусть наш оппонент ответит на такой вопрос: если применительно к четвертому и всем последующим дням выражение "и был вечер, и было утро" означает обычный день, определяемый Солнцем и Луной, то почему точно такая же фраза употребляется раньше, когда речь идет о первых трех
днях, которые якобы представляли собой нечто совершенно иное? Можем ли мы предположить, что одна часть недели являла собой неопределенно долгий период времени, а вторая - обычные дни?
Есть ли смысл продолжать дискуссию? Для всякого, кто верит, что в Книге Бытие записана реальная история, не может быть никакого сомнения в том, что дни творения - обыкновенные дни. "Седьмой день" является такими же обычными сутками, содержащими 24 часа, как прочие. Те, кому не хочется святить этот день, предпочли бы потерять его в зыбких туманах неопределенных геологических эпох. Что касается нас, то мы предпочитаем верить недвусмысленному историческому повествованию, которое столь красноречиво резюмирует Сам Бог в четвертой заповеди: "В шесть дней создал Господь небо и землю... а в день седьмой почил".
Возражение 38
В четвертой заповеди выражение "день седьмой" означает просто один день из семи. Поэтому я сохраняю дух субботы, если соблюдаю какой-либо из этих дней. А разве воскресенье не является одним днем из семи?
Выражение "день седьмой" означает конкретный день, а не просто один из семи, и на этот счет есть несколько весьма серьезных доводов.
1. Те, кто верит в Библию, говорят о сотворении недели и считают, что ряд событий, которые тогда произошли, породили уникальный временной цикл - семидневную неделю. Можно ли утверждать, что суббота представляла собой просто один день из семи в той первой неделе? Нет, это был особый, седьмой, день, и нет никаких оснований считать, что в течение последующих недель, лет и веков он стал менее самобытным.
2. Суббота увековечивает память об определенном историческом событии - завершении сотворения этого мира. Памятные дни, если они на самом деле имеют какое-то значение, должны соотноситься с конкретной точкой во времени. Они должны напоминать о том или ином конкретном дне или моменте прошедшей истории. Для американцев, например, слово "четвертый" означает не четвертое число любого месяца, а 4 июля. Почему? Потому что много лет назад 4 июля произошло конкретное событие. Этот конкретный день отмечен законом как память о провозглашении Декларации независимости. Что бы мы подумали о человеке, который, сказав, что "четвертый" означает просто четвертый день творения, что таких дней было бесчисленное множество, в то же время связывал бы с этим днем какое-либо другое историческое событие и соблюдал закон, обособивший "четвертый" день как особый день в жизни нации?
И тем не менее находятся сторонники воскресенья, благочестивые и искренние люди, которые утверждают, что они исполняют четвертую заповедь, призывающую соблюдать седьмой день недели в память о творении, хотя на самом деле соблюдают первый день в память о воскресении.
Да, четвертая заповедь не говорит о том, что Бог благословил и освятил "седьмой день недели": она говорит просто о "дне седьмом". Стремясь этим воспользоваться, противники субботы заявляют, что слова "день седьмой" вполне обоснованно можно понимать как "один день из семи". Однако на самом деле выражение "день седьмой" означает седьмой день недели, и впоследствии для нас это будет очевиднее.
3. Заповедь о субботе отсылает к неделе творения, и, следовательно, выражение "день седьмой" надо понимать в историческом контексте этой недели. Бог почил не в какой-то день недели творения, но именно в седьмой день этой недели.
4. Пророки Божьи не возвещали перед Израилем ни о каком другом дне кроме дня седьмого - субботы. Когда некоторые израильтяне вышли в "день седьмой" собирать манну, они заслужили порицание. Когда один из них стал в субботу собирать хворост, его побили камнями. Когда израильтяне вернулись из вавилонского плена, и некоторые из них попытались торговать в субботу, их осудили. Сегодня ни сторонники воскресенья, ни соблюдающие субботу нисколько не сомневаются, что перечисленные ветхозаветные примеры, касающиеся нарушения субботнего дня, относятся к конкретному дню - седьмому дню недели. И этому дню недели. И горячо призывая к освящению этого конкретного седьмого дня недели, пророки могли сослаться только на четвертую заповедь, и поэтому мы с неизбежностью приходим к выводу, что эти богодухновенные Божьи люди под выражением "день седьмой" подразумевали вполне конкретный седьмой день. Разве кто-нибудь дерзнет усомниться в способности пророков правильно толковать смысл Божьих повелений? Разве это не их задача (среди прочих других) - с предельной ясностью объяснять человеку смысл святых Божьих заповедей?
5. Во всем христианском мире верят, что наш Господь лежал в гробе в седьмой день недели. Как описывает этот день Лука? Он называет его субботой, в которую "остались в покое по заповеди" (Лк. 23:56). Этого богодухновенного изречения достаточно для того, чтобы решить вопрос о том, что имеет в виду заповедь, когда говорит: "День седьмой - суббота". Речь идет о седьмом дне недели.
6. Мы уже отмечали: никто нисколько не сомневается, что от тех, кто жил до Христа, Божья заповедь требовала соблюдения седьмого дня недели. Иными словами, "день седьмой", упоминаемый в этой заповеди, бесспорно означал конкретный седьмой день недели. Исходя из этого, можно спросить: имеет ли какое-либо логическое обоснование утверждение, что когда Христос пришел, то четкая и конкретная заповедь внезапно стала неясной и расплывчатой и теперь означает просто какой-то день из семи? Во времена Христа и даже на протяжении почти шестнадцати веков после Него никому даже в голову не приходило делать столь странное заявление. Вплоть до 1595 года н.э. христиане и иудеи считали, что под выражением "день седьмой", упомянутым в заповеди, подразумевается седьмой день недели. Теория о том, что речь идет о каком-то дне недели, не имеет никакого библейского обоснования, и в течение пятнадцати веков после того, как последний из апостолов сошел в могилу, о ней никто даже не слышал.
7. Само выражение "день седьмой" со всей очевидностью показывает, что речь идет о конкретном дне, а не просто об одном из семи. Когда мы говорим товарищу, что живем в доме No 7 такого-то квартала, нам и в голову не приходит, что, придя в этот квартал, он начнет стучаться в каждую дверь, говоря, что ищет старого друга, который живет в седьмом доме и, стало быть, в любом из этих семи домов. Что бы мы подумали о таком приятеле? И что подумают наши соседи, глядя, каких друзей мы завели?
8. На протяжении многих поколений в большинстве христианских стран горячие сторонники воскресного дня добиваются принятия закона, обязывающего - хотя бы номинально - соблюдать воскресенье. Нередко основным аргументом в пользу принятия такого закона становится утверждение, что Бог повелевает соблюдать день отдыха каждую неделю. Единственная заповедь, на которую они могли сослаться, - это, конечно же, четвертая заповедь Декалога. Если им напомнить, что четвертая заповедь призывает чтить не первый день, а седьмой, выйти из затруднительного положения они могут, только заявив, что
эта заповедь просто подразумевает один день из семи. Им и в голову не приходит, что если Библия призывает святить просто какой-то день из семи, то они ведут себя заносчиво (не говоря уже о том, что совершенно непоследовательно), требуя от всех соблюдения какого-то конкретного дня. Тем не менее вплоть до наших дней история Церкви мрачно свидетельствует о том, что такие сторонники воскресенья, охотно признавая любой день недели за "день седьмой" в Законе Божьем, готовы посадить в тюрьму всякого, кто подобным образом захочет истолковать "первый день", о котором говорится в их законе о воскресенье.
А теперь скажем несколько слов о том, что касается соблюдения духа закона. Библия много говорит о букве и духе, и отдельные люди усвоили ошибочную идею, согласно которой дух закона значит меньше, чем его буква, по крайней мере в том, что касается Закона Божьего, и, в частности, закона о соблюдении Божьей субботы. Трудно представить, каким образом такая идея могла завоевать доверие. Быть может, это происходит потому, что некоторые под словом "дух" понимают нечто смутное, воздушное, ускользающее и призрачное и, следовательно, под соблюдением духа закона они понимают подчинение чему-то такому, что лишь отдаленно и призрачно напоминает закон.
Такое понимание весьма далеко от истины. Говоря о соблюдении "духа закона" (нельзя сказать, что в нашем разговорном языке это выражение является чем-то необычным), мы имеем в виду его соблюдение в самом полном и глубоком смысле. Возьмем, например, закон о 8-часовом рабочем дне, который сегодня принят во многих штатах. Соблюдая букву этого закона, работодатель может так усилить нагрузку, что в результате за положенные восемь часов "выжмет" из своих работников столько, сколько до этого они делали за 9-10 часов. В таком случае мы говорим, что он не соблюдает дух закона.
Вы думаете, что если бы такой работодатель соблюдал дух закона, то он был бы свободен от соблюдения его буквы, согласно которой 8 часов - самое большее, что он может требовать за день? Конечно, нет. Иными словами, соблюдение духа закона требует от человека гораздо больше, чем простое соблюдение его буквы.
В Библии содержится несколько примеров того, как этот принцип соотносится с Законом Божьим. В Нагорной проповеди Христос говорит, что заповедь "не убей" предполагает нечто гораздо большее, чем простое воздержание от реального насилия над человеком. Если кто-нибудь ненавидит своего брата, он уже убийца. Иными словами, дух Закона Божьего, запрещающего убийство, запрещает кого-либо ненавидеть. И тем не менее нет такого безумца, который сказал бы, что, соблюдая дух закона, мы тем самым освобождаемся от необходимости соблюдать его букву. Ужасная мысль!
Итак, совершенно очевидно, что соблюдающие дух закона идут гораздо дальше его буквы, однако не потому, что пренебрегают ею, а потому, что усматривают в ней гораздо более глубокий смысл.
Возражение 39
Адвентисты седьмого дня утверждают, что конкретный седьмой день, идущий от сотворения семидневного цикла, - это благословенный день Божий и, следовательно, тот день, который все должны соблюдать как субботу. Однако теперь никто не знает, какой это день. Кроме того, изменения календаря исказили расположение дней.
Прежде чем серьезно рассмотреть это возражение, мы хотели бы спросить нашего критика, почему он соблюдает воскресенье. Если он ответит так, как веками отвечают его единомышленники, мы услышим: "Потому что в первый день недели воскрес Христос". По сути дела, мы никогда не слышали никакого другого ответа. Тогда спросим, уверен ли он, что вместе со своими духовными отцами он соблюдает именно тот конкретный первый день недели, который в семидневном цикле восходит к тому дню, когда воскрес Христос? Вряд ли он ответит отрицательно, так как такой ответ стал бы ужасным обвинением в адрес всех его предшественников, соблюдавших воскресенье и, как правило, стремившихся посадить в тюрьму каждого, кто не воздавал должного почтения воскресному дню. Если ответ будет положительным, то что останется от его точки зрения, согласно которой достоверно определить порядок дней нельзя? Разве можно утверждать, что первый день недели спустя века остался первым, а с седьмым почему-то такого не случилось?
Строго говоря, у нас нет необходимости продолжать дискуссию. Надо иметь достаточно времени, чтобы в серьез рассматривать вопрос о запутанной хронологии, если, конечно, сторонники воскресенья готовы признать, что они сами не уверены, точно ли соблюдают первый день недели. Тем не менее когда все прочие аргументы против соблюдения субботы оказываются несостоятельными, теория неточного исчисления времени приводится столь часто, что нам, наверное, придется уделить ей какое-то внимание.
Есть ли какое-либо доказательство в пользу того, что хронология действительно неточна? Никакого доказательства нет. Просто-напросто предполагается, что когда-то давно однажды утром все проснулись и решили, что понедельник - это вторник или что-нибудь в этом роде. Или при изменении календарной системы дни недели перепутались.
Мы, конечно, не располагаем историческим документом, зафиксировавшим все, что произошло с момента сотворения мира, но знаем, что ко времени распятия Христа "суббота по заповеди" была точно известна и что этот день был промежуточным между днем распятия (пятницей) и днем, когда Христос восстал из мертвых (воскресеньем), седьмым днем недельного цикла. Поэтому нам нет необходимости оглядываться на время до Христа.
Но что можно сказать о веках после пришествия Христа? К счастью, здесь никаких сомнений не возникает. Рассмотрим факты. С новозаветных времен календарь изменился лишь однажды: на смену юлианскому пришел григорианский, по которому мы сегодня живем. Переход к новому календарю был совершен в 1582 году в Испании, Португалии и Италии по повелению папы Григория XIII. Именно поэтому современный календарь называется григорианским. В результате происшедшей перемены в октябре десять дней оказались "лишними", и, таким образом, в странах, перешедших на новый календарь, октябрь 1582 года выглядел так:
1582г. н.э. | Октябрь | 1582 г. н.э. | |||||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | |||||
За четвергом 4 октября сразу шла пятница - 15. В результате, несмотря на то, что некоторые числа месяца исчезли, последовательность дней недели не изменилась, а именно недельный цикл и определяет для нас субботу. С течением времени с юлианского (так назывался прежний календарь) на григорианский перешли и другие страны, причем каждая, внося перемены, пользовалась тем же правилом вычета дней из месяца, не затрагивая последовательности дней недели.
Однако на самом деле ситуация еще устойчивее. Пересмотр календаря никак не отразился на неделе, ни у кого и в мыслях не было хоть как-то нарушить недельный цикл. Говоря о разных планах исправления календаря, "Католическая энциклопедия" подчеркивает: "Предлагались самые разные варианты, и лишь об одном ни разу не упомянули: о том, чтобы упразднить семидневную неделю" (Catholic Encyclopedia, vol. 9, p. 251).
Можно ли говорить, что какой-то хронологический период оказался не учтен? Кому это было выгодно? Цивилизация и торговля существовали всегда, и разве нельзя предположить, что те, кто жил до нас, так же хорошо умели вычислять дни, как это делаем мы сейчас? Полнота мудрости и познаний не ограничивается нашим веком. Более того, точная хронология является жизненно необходимым для религиозного богослужения, как христианского, так и иудейского. Христианство и иудаизм существуют с библейских времен по сей день и, вероятно, представляют собой самую точную связь с древностью.
Возможно ли, чтобы все христиане и иудеи, наблюдая за недельным циклом, сбились со счета и утратили точную хронологию всех своих праздничных дней? Но даже если допустить, что такое случилось, можем ли мы поверить, что христиане всего мира и все иудеи во всех уголках земли ошиблись как раз на один и тот же отрезок времени? Приходится не останавливаться ни перед чем, чтобы отстоять идею, будто какой-то временной период действительно был упущен.
А теперь посмотрим на эту проблему с другой точки зрения. Спросим астронома, был ли упущен какой-нибудь хронологический отрезок, не нарушался ли недельный цикл, и он ответит, что такого просто не могло быть.
Прослеживая недельную последовательность вплоть до библейских времен, мы не сталкиваемся ни с какой неопределенностью, а в самой Библии читаем о том, что "по прошествии субботы" настал "первый день недели" - утро воскресенья (Мк.16:1, 2). Если вы ждете воскресенья, чтобы отдохнуть и прийти на богослужение, вы пропускаете субботу, так как, согласно Слову Божьему, воскресенье наступает "по прошествии субботы".
(Ниже мы подробнее рассмотрим этот вопрос.)
Возражение 40
Адвентисты седьмого дня заявляют, что суббота предназначалась для всех людей во всех странах, однако очевидно, что она касалась только иудеев в маленькой Палестине. Возможно ли точное соблюдение субботы за полярным кругом, где шесть месяцев длится день и шесть - ночь? Сохраняется ли последовательность недельного цикла во время путешествия вокруг света, когда, двигаясь в одном направлении, вы теряете день, а двигаясь в противоположном, наоборот, приобретаете?
Исследователи Арктики ведут подсчет дней и недель, записывая в дневниках, что они делали в тот или иной конкретный день. Они говорят, что, когда в этом причудливом и почти необитаемом районе земли солнце стоит над горизонтом, смену дней можно фиксировать, наблюдая за его перемещением, а когда оно ниже горизонта, это делают путем наблюдений за полуденными сумерками.
Если бы человек, соблюдающий субботу, оказался в этом таинственном ледяном мире и если бы у него возникли опасения относительно правильного подсчета недель, ему всего лишь надо было бы отправиться к какому-нибудь работающему среди эскимосов христианскому миссионеру и сравнить свои и его вычисления! Миссионер наверняка ведет их, чтобы знать, когда наступает первый день недели!
А что касается путешествий по миру, то возникает вопрос: на самом ли деле мы теряем или приобретаем один день? Вот что говорят простые факты.
Когда, путешествуя вокруг земного шара, мы якобы теряем или выигрываем один день, это событие только кажущееся - в противном случае происходили бы просто поразительные вещи. Близнецы, например, перестали бы быть близнецами: для этого им всего лишь надо было бы отправиться в противоположные стороны - и тогда возраст одного оказался на день больше, а другого на день меньше. Если у одного на день больше, а у другого меньше, это значило бы, что один из них на два дня старше другого - и все в результате путешествия вокруг света в разных направлениях. А если бы оба были капитанами и им пришлось бы постоянно совершать кругосветные плавания в противоположных направлениях? Не случилось бы так, что один из них стал бы настолько старше другого, что по возрасту мог оказаться уже не братом, а отцом?
"Какая чушь!" - скажете вы и будете правы. Однако именно так все и происходило бы, если бы, отправившись на восток или запад, путешественник на самом деле терял или приобретал один день.
Быть может, оппонент скажет: "Даже если во время путешествия вы не умножаете дни и не теряете их, факты говорят, что люди, соблюдающие субботу в одной части света, не могут соблюдать ее именно тогда, когда это делают проживающие в другом регионе, потому что, например, европейцы начинают день на несколько часов раньше, чем американцы. Что вы на это скажете?"