Хотя люди говорили только истину

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Мне не нравится, что вы

Превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах.

Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал:

«В составе делегации от племени бану Амир я прибыл к посланнику Аллаха. Мы обратились

к нему: "О наш господин!" На это Пророк ответил: Господин — это Всевышний и

Благословенный Аллах. Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!" Пророк

Сказал: Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлек вас

Шайтан"»*. Этот хадис передал Абу Дауд с очень хорошим иснадом. (Абу Дауд (4806), Ахмад 4/25;

Достоверный хадис).

Анас рассказывал:

«Некоторые люди сказали: "О посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас!

Господин наш и сын господина нашего!" Пророк ответил им: О люди! Говорите слова ваши, но

остерегайтесь обольщения Шайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник. Мне не

Нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и

Всемогущий Аллах»**. Этот хадис передал ан-Насаи с очень хорошим иснадом. (Ахмад 3/153 и 241;

Достоверный хадис).

*Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бережно охранял таухид от

Нарушающих его слов и деяний, которые могли уничтожить или ослабить его. Об этом

Свидетельствуют многочисленные тексты из Сунны: Не возвеличивайте меня так, как

возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я —раб. Говорите [обо мне. — Ред.]: "Раб Аллаха и

Его посланник" (Ахмад 1/23, 24, 47, 55, аль-Бухари 6/355 и 12/131 от Умара ибн аль-Хаттаба).

Истинно, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха (аль-Хейсами 10/159, хороший хадис) и др.

Он запретил чрезмерно хвалить человека и произносить хвалебные речи. Абу Бакр рассказывал:

«Однажды один человек хвалил другого около посланника Аллаха, и он сказал ему: «Ты обезглавил

Своего друга», и повторил это трижды» (Абу Дауд (4805), аль-Бухари 5/202. 203 е 10/456, Муслим

(3000), Ибн Маджа (3744)). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Если вы

Встретите восхваляющих, то бросьте им в лица песок. (Муслим (3002), Абу Дауд (4804), ат-

Тирмизи (2395), Ибн Маджа (3742), Ахмад 2/94 от Ибн Умара, ат-Тирмизи (2396) от Абу Хурайры).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал восхваление, потому что оно

Приводит к возвеличиванию человека в его собственных глазах, а это противоречит совершенству

Таухида. Поэтому в поведении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во

Время труднейших испытаний проявлялось высшее унижение пред Господом ми-ров. Это ведет к

Смирению, покорности и страху пред Аллахом.

Каждый, кто не стремится к унижению пред Аллахом, посягает на Его право. Любовь его не

Достигнет совершенства, пока раб не возлюбит то, что любит Аллах, и не возненавидит то, что

Ненавидит Аллах. Любовь же к похвале и самовосхвалению совершенно противоречит любви к

Аллаху. Если у человека проявляется этот порок, то это является признаком несовершенства его

Таухида господства Аллаха, ибо самовозвеличивание и преклонение перед самим собой противоречат

Рабству пред Одним Аллахом.

Всевышний сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Мое покрывало. Каждого, кто

Будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры,

Муслим (2620) от Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры). Посланник Аллаха, да благословит его

Аллах и приветствует, сказал: Не войдет в Рай никто, в чъем сердце есть высокомерие хотя бы на

Вес пылинки (Муслим (91) от Ибн Масуда; Абу Дауд (4091), ат-Тирмизи (1999) также от Ибн

Масуда). Самопоклонение пожирает благие дела, как огонь пожирает дрова, а восхваление ставит

Восхваляемого на ступень, которой он не достоин. Это широко распространено среди поэтов, которые

Предаются возвеличиванию людей, однако тот, кто восхваляет творение Аллаха, тем самым

Оболыцает его и сам совершает грех. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

Запретил это и предостерег от этого свою общину.

Тем не менее, как об этом сказал Всевышний: «Те, которые были несправедливы, заменили

Это словом отличным от того, что было им сказано...» (Корова, 59). И многие люди продолжают

Впадать в ширк в господстве, поклонении и власти. Они увидели в том, что запретил посланник

Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, самое великое приближение к Господу и самое

Великое благодеяние. Однако Ислам усовершенствовал понятие господства Аллаха, уберег его и

Указал на ширк и пути, ведущие к нему.

**Ибн аль-Каййим в своем труде «Бадаи аль-Фаваид» писал: «Ученые разошлись во мнении о

Допустимости обращения «господин» к человеку. Имам Малик и другие запрещали это, опираясь на

Вышеуказанный хадис о том, что когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,

обратились: «О наш господин!», — он сказал: Господин — это Всевышний и Благословенный Аллах.

Другие же ученые разрешили подобное обращение, обосновывая это словами Пророка, да

благословит его Аллах и приветствует, обращенными к ансарам: «Идите к своему господину!» (т. е.

Сааду ибн Муазу, главе племени аль-Аус, __________при смерти которого потрясся Трон Милосердного (Аль-

Бухари 6/115, 7/94 и 317, Муслим (1768), Ахмад 3/22, 71, Абу Дауд (5215) от Абу Саида). Последнее

Наши рекомендации