I. 1-7. Парикшит узнает о проклятии и удаляется на берег Ганги
1.(1-3) Парикшит раскаивается в содеянном.Как и подобает благородному человеку он сразу же раскаялся (в таком огне раскаяния сгорают все грехи). Он считал что согрешил против Господа (который всегда благоволит к брахманам и коровам) и желал чтобы реакции поскорее обрушились только на него и не коснулись членов его семьи и грех был бы нейтрализован. (Члены семьи преданного разделяют результаты его служения.) Сила, богатство, царство и т.д. должны служить Господу, поэтому он хотел чтобы всё это сгорело, так как он посчитал что он не использует это в служении. (То государство и тот дом, где богатство и сила не служат развитию брахманической культуры, сознания Бога и не обеспечивают безопасность коров, несомненно, обречены провидением.)
2.(4-7) Узнав о проклятии, он отрекается и дает обет поститься до смерти на берегу Ганги.(Муни послал ученика по имени Гаурамукха, известить царя о проклятии, чтобы тот мог подготовиться к уходу, он сделал это с таким раскаянием, что Парикшиту стало неудобно идти просить прощения у мудреца и ставить его в еще более неловкое положение.) Известие о проклятии царь воспринял как благословение, способствующее отречению (и приближению к истинному счастью, доступному в духовном бытии). Царь сел на берегу святой реки Ямуны и сосредоточился только на высшей цели, кроме которой его ничего не интересовало - на сознании Кришны. Тот кому суждено умереть, должен найти прибежище у святой реки стекающей со стоп господа и очищающей все три мира {Умереть суждено каждому. Значит каждый должен принять прибежище в наставлениях Гуру, поскольку это и есть поток нектара стекающего со стоп Господа}. Он отказался даже от еды и сна, чтобы ничего не могло помешать ему достичь стоп Господа. (Принцип заключается в том, чтобы по собственной воле не совершить в своей жизни ни одного греха и постоянно помнить о лотосных стопах Господа, не отвлекаясь ни на что другое. Только в том случае если преданный настроен подобным образом, Господь поможет ему постепенно двигаться по пути освобождения и достичь Своих лотосных стоп. Даже если преданный и совершает невольно грехи, Господь спасает предавшуюся Ему душу от всех грехов, что подтверждается во всех писаниях.)
II. 8-24. Он встречает там мудрецов, просит благословения и задает вопросы.
3.(8-12) Там собрались все великие мудрецы и царь обратился к ним.Узнав о предстоящем явлении Шримад-Бхагаватам, мудрецы и полубоги со всей вселенной явились на то место, для встречи с Парикшитом, под предлогом паломничества. Царь поклонился им и рассказал что он собрался поститься до прихода смерти, чтобы получить их благословения, [и спросил что ему следует делать].
4.(13-16) Царь обращается к мудрецам и рассказывает о своем намерении.Учитывая то что обычно мудрецы избегают тех, кто связан с мирскими делами, особенно царей, Парикшит считал себя самым удачливым из них. (Он посчитал что такая удача выпала ему лишь по милости его святых дедов Пандавов. Хотя на самом деле мудрецы почитали за честь стать свидетелями того как Господь призывает к Себе Своего чистого преданного.); (Присутствие мудрецов со всей вселенной указывало на присутствие Господа, который делает человека бесстрашным. Парикшит понял что Господь непосредственно устроил все эти события, чтобы помочь ему отречься от семейной жизни, к которой он так или иначе испытывал привязанность.); Парикшит полностью утратил страх смерти из-за атмосферы созданной мудрецами и полностью предался Господу. Он просто желал слушать о Господе до конца.; Какова бы ни была его дальнейшая судьба он хотел одного – оставаться беспримесным преданным Господа (рати), всегда быть в обществе преданных (прасангах) и никогда не причинять боль другим существам (всегда помогая им осознать Господа). [Также выражение почтения можно рассмотреть как четвертое желание - всегда почитать брахманов.] (Это условия совершенной судьбы в мат. мире.)
5.(17-19) Полубоги и мудрецы восславили Парикшита за его решение. Парикшит создал все благоприятные условия чтобы поститься до прихода смерти: передал бразды правления сыну, сел на освещенную подстилку из травы куша, корни которой смотрели на восток, а сам он смотрел на север, что способствовало духовному успеху. Все полубоги восславили его решение. (Т.к. полубоги тоже преданные, они всегда во всех отношениях помогают преданным на Земле. Так они служат Господу.) Мудрецы были опьянены преданностью царя и выразили свое одобрение. (Пр.сл. удовлетворяет и полубогов и мудрецов и Господа, поэтому всё для преданного становится благоприятным, даже смертное проклятие.)
6.(20-22) Мудрецы желают остаться рядом с Парикшитом. Неудивительно, что Парикшит сразу отрекся от положения императора всей Джамбу-двипы, ради общения с Господом, ведь он был предан исключительно Господу и был потомком Пандавов (которые также желали быть призваны Господом и не привязываясь к трону, в положенный срок добровольно оставили его. Так поступают разумные люди, понимающие высшую ценность жизни, в отличии от современных правителей, держащихся за свои места, словно за высшее благо). [Выслушав решение царя, мудрецы, посовещавшись сообщили ему о своем решении]: они желали остаться и лицезреть редкое событие – возвращение преданного на высшую духовную планету, Голоку Вриндавану. Слова мудрецов были проникнуты беспристрастием [«Мы останемся тут»], нектаром [они прославили царя как лучшего из преданных], глубоким смыслом [они упомянули планету лишенную страсти], и истиной [сказали что он достигнет планеты Господа]. [Выслушав эти 4 заявления, царь выразил им почтение.] Это вдохновило царя и он захотел услышать повествования о Господе.
7.(23-24) Парикшит спрашивает мудрецов о безупречном и вечном долге каждого.Великие мудрецы, обитающие на высших планетах, практически являются олицетворенными Ведами, изначальные 78% качеств господа проявлены в них сполна и не покрыты словно облаками, как у обусловленных джив. Т.к. они обладают полным материальным и духовным знанием, им не к чему стремиться в материальном мире и в духовном мире они тоже самодостаточны. Поэтому они приходят на Землю только для спасения падших душ, [это не их цель, а их природа]. Поэтому Парикшит задал им два вопроса: в чем заключается долг каждого во всех обстоятельствах, и каковы особые обязанности того, кто скоро должен умереть. Второй актуален для всех, т.к. смерти не избежать никому. Парикшит знал ответ, но всё же хотел чтобы мудрецы подтвердили его, объяснив единственный метод первого класса, игнорируя иные пути.