К своим жёнам, а я лучший из вас по отношению к жёнам»
Одной из черт его характера (да благословит его Аллах и приветствует) было то,
что он всегда благопристойно относился к своим жёнам,был приветлив и нежен с ними, ласкал их и увеличивал расходы на них. Он шутил с ними, заигрывал, он даже бегал на перегонки с Аишей – матерью правоверных (да будет доволен ею Аллах), из любви к ней,
она рассказывала: «Как-то я перегнала посланника Аллаха, это было до того,
как я пополнела. Затем посланник Аллаха перегнал меня, это было тогда,
когда я немного пополнела. Он (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:
«هذِهِ بِتِلْك» «Это за тот раз».
Он собирал всех жён в доме той, у которой он собирался ночевать, и они все вместе кушали, а потом расходились по своим комнатам. Он спал со своей женой под одним покрывалом.
Он клал под низ рубашку, а укрывались они изаром. После совершения молитвы «Иша»
Он,мир ему и благословение Аллаха, обычно немного разговаривал с ними перед сном.
Аллах сказал: ﴿لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ﴾
В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас… (33:21)
Слово Аллаха: ﴿فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْراً كَثِيراً﴾
Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно,
а Аллах устроил в этом великое благо – Возможно в том, что вы не разводитесь с ними, проявляя терпение,есть великое благо для вас в вашей жизни и в жизни последней.
Ибн Аббас сказал по поводу этого аята: « Это когда муж проявляет доброе
Отношение к жене, а впоследствии Аллах наделит его ребёнком от неё.
И возможно в этом ребёнке будет много блага для них в этой и в последней жизни».
В достоверном хадисе говорится: «لَا يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً، إِنْ سَخِطَ مِنْهَا خُلُقًا، رَضِيَ مِنْهَا آخَر»
«Верующий не станет ненавидеть верующую (жену). Если он злится на неё
Из-за какой-то черты характера, то доволен другой чертой».
Слово Всевышнего Аллаха:
﴿وَإِنْ أَرَدْتُّمُ اسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ فَلاَ تَأْخُذُواْ مِنْهُ شَيْئاً أَتَأْخُذُونَهُ بُهْتَاناً وَإِثْماً مُّبِيناً ﴾
А если вы захотели замены одной супруги другой и одной из них дали кинтар,
то не отбирайте из него ничего. Разве вы станете брать лживо, как явный грех? – т.е. если один из вас решил развестись с женой и заменить её другой, то пусть не забирает у первой жены ничего из того, что он дал ей в качестве (махра) брачного дара, даже если это имущество будет равняться кинтару. В токловании суры «Семейство Имрана» мы уже разъясняли смысл слова «Кинтар», поэтому не стоит возвращаться к этому снова.
Этот аят показывает, что в качестве брачного дара можно давать значительные суммы.
Умар ибн аль-Хаттаб как-то запретил давать большие по сумме брачные дары,
но потом он отменил собственное решение.
Имам Ахмад передаёт, что Абу аль-Аджфа ас-Сильми сказал:
«Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не проявляйте чрезмерность
в брачных дарах вашим жёнам. Ведь если бы это было бы достойным делом в этой жизни и проявлением богобоязненности в жизни последней, то первым, кто поступал бы так – был бы пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк не даровал своим жёнам
(как и я) больше двенадцати укий серебра, он не выдавал своих дочерей больше,
чем за этот размер брачного дара. Ведь если человеку придётся платить большие
брачные дары, то он проникнется враждой к своей жене и будет говорить ей,
что он выплатил огромную сумму за близость с ней».
(Имам Ахмад и другие рассказчики передали этот хадис Мухаммада ибн Сирина аль-Аджфи.
Ат-Тирмизи сказал, что это хороший и достоверный хадис).
Аль-Хафиз Абу Я’ля передаёт со слов Масрука,
что как-то Умар ибн аль-Хаттаб взобрался на минбар посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует), а затем сказал: «О, люди, что это
за увеличения размера брачных даров (махра) я вижу у вас. Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники выплачивали в среднем по четыреста дирхемов или менее того. Если бы платить больше этого было бы проявлением богобоязненности или благочестия, то они бы опередили вас в этом. И чтобы я больше не слышал, что кто-то из вас заплатил махр невесте больше четырёхсот дирхемов».
Он спустился с минбара, и ему преградила путь курайшитка и спросила: «О, повелитель правоверных, ты запретил платить махр больше четырёхсот дирхемов?» Тот ответил: «Да». Она спросила: «Разве ты не слышал, что Аллах ниспослал в Коране?» Тот сказал:
«И что там?» она сказала: «Разве ты не слышал, что Аллах сказал: ﴿وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَاهُنَّ قِنْطَاراً﴾
И одной из них вы дали кинтар. Тогда Умар воскликнул: «О, Аллах, прости меня, все люди знают лучше Умара». Затем он развернулся и снова взобрался на мимбар и сказал:
«О, люди, я запретил вам платить жёнам махр больше четырёхсот дирхемов.
Теперь кто хочет, может платить из своего имущества сколько пожелает».
(Хадис имеет сильную цепочку передатчиков).
Слово Аллаха: ﴿وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَى بَعْضُكُمْ إِلَى بَعْضٍ﴾
И как вы можете отбирать это, когда вы сошлись друг с другом?
– как вы можете отобрать что-нибудь из брачного дара (махра), когда вы сблизились
с ними и они сблизились с вами? Ибн Аббас, Муджахид, ас-Судди и другие считают,
что речь идёт о совокуплении. В двух Сахихах приводится хадис, что посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал двум проклинающим друг друга
супругам[181] после того,как они закончили: « «اللهُ يَعْلَمُ أَنَّ أَحَدَكُمَا كَاذِبٌ، فَهَلْ مِنْكُمَا تَائِبٌ؟
«Аллах знает, что один из вас – лжец, кто-нибудь из вас хочет покаяться?»
он повторил это трижды. Тогда мужчина спросил:
«О Посланник Аллаха! А как же мое имущество?» пророк сказал:
«لَا مَالَ لَكَ، إِنْ كُنْتَ صَدَقْتَ عَلَيْهَا فَهُوَ بِمَا اسْتَحْلَلْتَ مِنْ فَرْجِهَا، وَإِنْ كُنْتَ كَذَبْتَ عَلَيْهَا فَهُوَ أَبْعَدُ لَكَ مِنْهَا»
«Ты не получишь назад свое имущество. Если ты сказал правду, то оно должно