Взывать к чему-либо, кроме Него, будь то мольба с целью поклонения или мольба о помощи
Мольба к мертвым является одним из самых распространенных видов ширка. Всевышний сказал:
«А те, к чему взывают они, помимо Аллаха, не творят ничего, а сами сотворены. Они мертвы,
Не живы; и не знают они, когда будут воскрешены» (Пчелы, 20). Он также сказал: «Ты не
Сможешь заставить слышать погребенных в могилах..» (Ангелы, 22). Несостоятельность
Поклонения тем, кто не заслуживает его, очевидна. Хвала Аллаху, Которому принадлежит все
Царство и власть! Он не нуждается в посредниках, ибо Он —Слышащий, Знающий! Всевышний
Сказал: «А когда рабы Мои вопрошают тебя обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву
Взывающего, когда он взывает ко Мне...» (Корова, 166).
Ибн аль-Каййим сказал: «Одной из его [ширка. — Ред.] разновидностей является испрашивание
Всяческих нужд у мертвых и обращение к ним просьб о помощи. Это является ширком во всем мире.
Однако дела мертвого человека уже прекратились, он не может принести ни пользы, ни вреда даже
Себе, не говоря уже о том, что у него просят, и о заступничестве пред Аллахом. Причина этого
заключается в неведении [того, кто к ним взывает. — Ред.] о заступнике и [того, к кому взывают. —
Ред.] о том, за кого заступаются. Никто не в состоянии заступиться пред Аллахом без Его позволения,
И Аллах не устанавливал подобные просьбы о помощи условием для Своего позволения. Этим
Условием является таухид. Мушрик же оказывается в ситуации, запрещающей это позволение. Он
Подобен человеку, испрашивающему помощи посредством того, что препятствует ее обретению. И
Таковы все мушрики. Они объединились вокруг ширка в поклонении, изменении религии и вражды к
Приверженцам таухида. Они умаляют достоинство Творца, приобщая к Нему равных, умаляют
Достоинство приближенных к Нему муваххидов порицанием, хулой и враждой к ним, и самым
Великим образом умаляют достоинство тех, кого они приобщили к Нему. Они предполагают, что те
Довольны и повелевали это. Они являются врагами посланников во все времена и в любом месте».
Всевышний Аллах сказал также:
«...Поистине, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не владеют для вас пропитанием;
Просите пропитание у Аллаха, и поклоняйтесь Ему, и благодарите Его, ведь к Нему вы будете
возвращены!» (Паук, 17).
Всевышний также сказал:
«И кто заблуждается более, чем те, кто взывает помимо Аллаха к тем, которые не ответят
Им до дня Воскресения и которые молитвам их не внимают? А когда собраны будут люди, они
окажутся им врагами и откажутся от поклонения им».* (Пески, 5).
Он также сказал:
«Тот ли, кто внимает нуждающемуся, когда он взывает к Нему, и удаляет зло, и делает вас
наместниками на Земле? Или какое то божество вместе с Аллахом? Мало вы размышляете!»
(Муравьи, 62).
*Всевышний сказал о тех, которые поклоняются не Ему: «В тот день, когда Он соберет их и то,
чему они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: "Вы ли свели с пути рабов Моих этих, или они
сами сбились с дороги?" — скажут они: "Хвала Тебе! Не годится нам брать вместо Тебя
Покровителей, однако Ты доставил им и отцам их счастливую жизнь, так что они забыли
напоминание, и были людьми легкомыс-1енными"» (Различение, 17-—18).
Многие из тех, кто приобщает к Аллаху равных в мольбе и других видах поклонения, знают, что
Их мнимые божества ничем не владеют. Это видно из истории пророка Ибрахима, когда он разрушил
идолов своего племени, кроме одного, самого главного, «Они сказали: "Ты ли сделал это с нашими
богами, о Ибрахим?" Он сказал: "Нет, сделал это старший из них — вот он! Спросите их, если у
них есть дар речи". И они обратились к самим себе и сказали: "Ведь вы сами неправедны!"»
(Пророки, 62-64). Поэтому, когда их постигает несчастье, они искренне устремляются к Аллаху, не
Приобщая к Нему никого, как сказал Всевышний: «А когда постигает человека несчастье, он
Взывает к Нам и на боку, и сидя, и стоя; когда же Мы удалим его несчастье, он уходит, как
будто бы и не взывал к Нам от зла, его коснувшегося...» (Йунус, 12). Как велико их заблуждение!
Ат-Табарани передал, что «во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был
один лицемер, который чинил всяческие козни верующим. Тогда некоторые из них сказали: "Давайте
обратимся за помощью к посланнику Аллаха против этого лицемера". Когда об этом стало известно
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:
Поистине, не у меня надо просить помощи, а у Аллаха. (Аль-Хайсами 10/159; хороший хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВАХ ДВЕНАДНАТОЙ.
ТРИНАДЦАТОЙ И ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ
Если ты, о мой брат в Исламе, понял изложенный выше критерий великого ширка (а тот, кто
Посвятил хотя бы один из обрядов поклонения не Аллаху, является мушриком), то ты поймешь и
содержание этих трех глав книги. Обет представляет собой акт поклонения, за верность которому
Аллах воздает хвалу, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел исполнять обет
Повиновения. А как известно, любое дело, за которое Законодатель воздает хвалу, вознаграждает
Совершившего его, либо повелевает исполнять его, является поклонением.
Таким образом, поклонение представляет собой универсальное понятие, охватывающее все то,
Что любезно и угодно Аллаху из Дел и слов, как явных, так и скрытых. Обет также относится к этому.