Джахм ибн Сафван (казнен в 745 г.) и его последователи отрицали большинство качеств Аллаха
Основываясь на ложных убеждениях. Они полагали, что эти качества являются качествами,
Присущими плоти, и обладающий ими должен иметь плоть. Джахмиты признавали только те качества
Аллаха, которыми не наделены Его творения, считали Коран сотворенным, отрицали возможность
Лицезреть Аллаха в Раю, проповедовали безусловное предопределение Аллахом деяний людей без
Возможности выбора. За их порочные убеждения, противоречащие Священному Корану и Сунне,
Многие салафы считали их неверными.
Подобная ересь джахмитов, муаттилитов, муътазилитов, ашаритов и им подобных была
Опровергнута многими учеными, среди которых — имам Ахмад ибн Ханбаль, Абд аль-Азиз аль-
Канани, Абу Абдулла аль-Марузи, Абу Саид ад-Дарими и др.
Приверженцы Сунны утверждают сущность Аллаха, не уподобляя ее сущности Его творений,
Утверждают обладание Аллахом всеми качествами совершенства, упомянутыми в Коране и Сунне, не
Уподобляя их качествам Его творений, ибо они полностью уверовали в Книгу Аллаха и Сунну Его
Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Это — здоровые вероубеждения, с которыми
Был послан пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые распространяли его
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, их последовали и праведные мусульманские имамы.
В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис:
Али сказал: "Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве хотите вы, чтобы Аллах
и Его посланник были отвергнуты?"* (Аль-Бухари, 1/199).
Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида. —Ред.] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн
Аббас рассказывал:
Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по
поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они готовы растрогаться, слыша ясные
аяты, однако гибнут от иносказательных?"** (Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого
Хадиса достоверен).
Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
Приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «...Они не
веруют в Милосердного...»*** (Гром, 30).
*Когда вера людей стала ослабевать, а знание религии и ее правильное понимание — искажаться,
Среди мусульман начали распространяться ложные вероубеждения, ересь и множество недостоверных
Хадисов, рассказываемых от имени посланника Аллаха. Наибольшую опасность представляли
Порочные вероубеждения, основанные на ложных толкованиях имен и качеств Аллаха, потому что
Они изменяли правильное представление о Нем, что непосредственно подрывало таухид Его имен и
Качеств. Предвидя это, Али ибн Абу Талиб призывал богобоязненных мусульман до конца прояснять
Религию для людей, чтобы была отвергнута ложь и сохранена чистота религии Аллаха.
**Всевышний Аллах сказал: «Он тот — Тот, Кто ниспослал тебе эту Книгу: в ней есть
Аяты, ясные по смыслу, они — Матерь Книги; а другие — иносказательные. Те же, в сердцах
Которых уклонение, следуют за тем, что иносказательно, домогаясь смуты и домогаясь
толкования этого. Не знает ее толкования никто, кроме Аллаха! Сведующие же в знании
говорят: "Мы уверовали в это; все — от нашего Господа!" Ведь размышляют только
обладатели разума!» (Семейство Имрана, 7).
Вышеприведенные слова Ибн Аббаса означают, что сердца некоторых людей смягчаются и они
Начинают испытывать страх пред Аллахом, когда слышат ясные по смыслу аяты Корана. Однако они
Начинают возмущаться, когда слышат аяты или хадисы о качествах Аллаха, которые они не могут
Понять или постичь разумом, что в итоге приводит к тому, что они начинают отрицать их. Таким
Образом, они лишаются той веры, которую Всевышний Аллах обязал иметь Своим рабам, поскольку
Они не выполнили обязательного предписания Аллаха — не уверовали в те аяты Корана, значения
Которых они не поняли. Они подобны тем, о ком сказал Всевышний: «Неужели вы уверовали в одну
Часть Книги, а другую ее часть отвергаете?» (Корова, 85). Они не спаслись от неверия и впали в
Ересь, ибо спастись от него может лишь тот, кто уверует в Книгу Аллаха целиком и не усомнится в ее
Истинности.
***Ибн Джарир передал следующие слова Катады относительно причины ниспосылания аята
«...Они не веруют в Милосердного...»: «Пророк Аллаха, заключая мирный договор с курайшитами в
Худайбийе, продиктовал: "На этом заключили мир посланник Аллаха Мухаммад..." Тогда посланник
курайшитов — Сухайль ибн Амр — сказал: "Если бы ты действительно был посланником Аллаха и
мы, зная это, воевали бы с тобой, то мы были бы несправедливы к тебе. Посему пиши: "На этом
заключили мир Мухаммад ибн Абдулла...". Сподвижники посланника Аллаха обратились к нему:
"Позволь нам сравняться с ними! Он сказал: "Нет! Пишите так, как они хотят, ибо я Мухаммад ибн
Абдулла". Когда писец написал "Именем Аллаха Милостивого, Милосердного", курайшиты сказали:
"Мы не знаем никакого Милосердного". (В эпоху невежества писали: "Именем Твоим, о Аллах!").
Тогда сподвижники Пророка снова сказали: "Позволь нам сразиться с ними". Он сказал: "Нет!
Пишите так, как они хотят"».