Нелюбовь и восемь браков
Страсти, от желания элементарногокомфорта — до жадности, злобы, гнева, осуждения, убийства, похоти, являются себялюбием. Единственное, что делает молитву возможной, это любовь. Но не любовь к себе, а любовь к ближнему.
Когда вы слышите, как вам говорят: «Любишь ли ты меня?» — убегайте от такого. Бегите! Они хотят вами владеть. Они говорят о себе, а не о вас. Любовь — это всегда желание отдавать, а не получать. Как возможно любить, отдавая? И как можно любить, не получая?
Мы, как живые существа, уже любимы полностью. И ничто и никто не может нас любить больше, чем мы уже любимы Господом Богом, Который любит нас всецело. Господь Бог — это вся любовь. Никто не может нам дать больше, даже мы сами себе.
Как мы можем любить? Мы должны любить, потому что нас уже любят. Вы любите, потому что Я возлюбил вас первый. А кого вы любите, если любите Бога? Господь Бог говорит: «Если вы любите Меня — любите друг друга». Вот таким образом мы любим.
Не нужно бегать и искать кого то, кто сделает вас цельным, кто любил бы Вас таким, каким вы хотите быть. Это уже сделано. Вы просто об этом не знаете, вы просто не замечаете этого, потому что вы любите себя. Господь Бог говорит: «Если любите Меня — любите и друг друга». Вот куда идет любовь ваша. В связи с тем, что я люблю Бога, я люблю вас. А каждый, кто любит другого, не должен им владеть.
Почему мы не любим друг друга? Потому что мы не любим Бога или любим себя. А когда любишь себя, ты не можешь себя реализовать. И ты становишься одержимым постоянным получением того, что, кажется, ты ищешь для себя.
Я знаю людей, которые имели восемь браков. Для меня непонятно, как можно иметь и два, а восемь… Я говорю этому бедному творению: «Чего же ты ищешь?» — «Чтобы меня любили». — «Но ты уже любим, так о чем ты говоришь? Господь Бог уже тебя любит». И ответ был такой: «Этого недостаточно, я хочу большего». Я сказал ему: «Больше не бывает, и сейчас у тебя нет вообще ничего». Они не понимают.
Учиться любви через благодарность
Давайте поговорим о любви. Как любить?Как мы говорили в самом начале разговора, мы должны любить Бога больше всего. Вот это именно то, для чего мы были созданы. Единственна цель нашей жизни — быть единым с Богом. Когда ты строишь эту связь, всё остальное вокруг работает. Когда ты ее не имеешь — ничего не срабатывает.
Когда ты любишь Бога — тогда ты и начинаешь совершать молитву. А когда ты начинаешь совершать молитву, любя Бога — тогда ты любишь и ближнего. А когда любишь ближнего — тебе опять легко продолжать любить Бога, и во всем появляется смысл.
Как добиться этого? Через благодарность. Мы можем научиться любви только через благодарность. Что такое благодарность? Благодарность возникает тогда, когда ты кому-то что-то должен. Когда делают что-либо для вас, но вы не имеете никакой возможности отплатить за это. И вот это неимение возможности вернуть долг смиряет вас, оно заставляет вас понимать, что вы не можете отблагодарить.
Благодарность к Богу в понимании, что мы и всё, что мы имеем, — от Него. И поэтому мы благодарны Ему со смирением. Не с гордостью, но со смирением. А когда мы смиренны, тогда мы можем любить. Без этого мы горды и любим только себя.
Приручить медведя
Вот мы сейчас закончили с определениями в подходе к молитве. Это примерно так же, как на просьбу «Я хочу поиграть в футбол» говорить: «Давай, я объясню тебе, что такое футбол, расскажу все правила и какие есть известные футболисты». Ты скажешь: «Хорошо. А когда я буду играть?» А тебе говорят: «Позволь, я сначала объясню». — «Я слышал уже достаточно, позволь мне поиграть». «Хорошо, теперь иди сам и играй» — «Но ты должен мне показать, я понимаю принципы, но не знаю, как это сделать».
Позвольте мне начать. Некто мне сказал: «Я страдаю. Я пытаюсь молиться, и я теряю рассудок. Простите меня, я подошел к священнику и сказал ему: „Я хочу помолиться“. Он мне дал целый канон и молитвенные правила, которые ломают мою спину. Я не могу этого делать. Мне нужно совершить большое количество усилий, прочесть все эти каноны перед Причастием, утренние молитвы, вечерние молитвы. И я чувствую, что мне на спину положили большой камень. Что я делаю? Я отбрасываю этот камень и падаю в сторону с переломанной спиной». Звучит знакомо? Нет?
И он мне сказал: «Что мне делать?» Я ему сказал: «Ты знаешь молитву Господню?» Он говорит: «Конечно». «Ты знаешь молитву Пресвятая Богородице, спаси нас?» — «Конечно». Я говорю: «Вот, уже хорошо». Мы — те, кто любит себя и кто не знает, что значит молиться. Мы внутри как дикие звери. У нас внутри демон большой любви к себе, который рвет нас на части, когда мы собираемся помолиться.
Представь, что ты пошел в лес и построил там маленький домик. Как только ты собираешься переехать, тот человек, который продал тебе землю, говорит: «Кстати, тут в нескольких метрах от тебя живет громадный медведь, и он убьет тебя, если ты не будешь внимателен». И ты начинаешь соображать: а что же мне делать? Мне что, уезжать, я ж только дом построил? Или мне попытаться избегать этого медведя, или убить его? Или приручить?
Человек принимает решение приручить медведя. Ты понимаешь, насколько близко ты можешь к нему приблизиться, чтобы он тебя просто не уничтожил. Невозможно подойти, погладить его и сказать: «Я твой друг», — он сразу руку отъест. Берешь еду, подходишь на безопасное расстояние, бросаешь еду и убегаешь прежде, чем он может тебя поймать. И делаешь это много раз, постепенно ближе и ближе к нему подбираясь.
Приходит время — и ты начинаешь его кормить всё больше и больше, а он приближается к тебе все ближе. И он начинает тебе доверять, потому что он оценил еду и понял, что ты являешься ее источником. Он тебе доверяет. И он к тебе приходит поесть, желая большего, даже когда ты его не приглашаешь. Вот так нужно учить людей молитве.
Нужно начинать с маленьких трех молитв. Когда мне люди говорят, что «я должен больше», я отвечаю: «С этих начни, но каждый день. Позже накормим тебя больше». И когда ты почувствуешь, насколько сладок и благ Господь, ты захочешь большего, и тебе давать будут больше. Придет время — и тебе не нужно больше давать, ты будешь просить, потому что ты это вкусил и увидел, что Господь Бог сладок и благ.
Вот как мы начинаем. Не сами по себе, но с тем, кто может помочь, сказать, сколько тебе получать до того момента, когда ты сам будешь определять норму. Но когда мы наполнены гордостью и любовью к себе, мы хотим сами получать эту молитву. Обычно такого человека хватает на день или два, а дальше он просто ломается.
Я предлагаю тем, кто имеет борение по этому поводу, попытаться быть тихими. Это очень трудно. Найдите такое место, неважно когда, среди дня, где вы можете быть один. Если в ванной комнате никого нет — закройтесь там. Господь Бог везде. И скажите: «Господи, я хочу вкусить и увидеть, как Ты благ, накорми меня» — и Он накормит.
Начните с одной молитвы и попытайтесь эту молитву сделать от всего сердца: «Господи, я хочу увидеть Твое лице». Он скажет: «Посмотри вокруг, вот, Я здесь». Это изменит ваше сердце. «Господи, научи меня любить» — вот это молитва. И только после этого возьмите свой ум и поместите его в Бога: «Наполни меня, Господи, я не хочу ничего, кроме Тебя, потому что нет ничего, кроме Тебя, и я — ничего без Тебя». Это молитва.
«Все эти каноны перед Причастием»
Все имеющиеся формальные молитвы очень важны, потому что они написаны людьми, которые начали с того, что сказали: «Господи, я хочу любить Тебя. Господи, я хочу увидеть Твое лицо. Господи, позволь мне увидеть Тебя, как благ Ты». И из тех малых молитв они научились молить Бога, а потом написали эти прекрасные молитвы о совершенно великом знании и великом путешествии, которое они проделали с Богом. Мы используем эти молитвы, когда хотим, чтобы наши ум и сердце были в Боге.
Иногда некто любит кого-то так сильно, что хочет высказать силу этой любви. Но вы не являетесь великим поэтом и не всегда умеете говорить правильные слова. Поэтому мы находим кого-то, кто имеет талант говорить прекрасным языком. И мы пишем тому, кого мы любим, словами того, который любил. Вот что такое наши молитвы. Но они не заменяют вашего сердца. Без желания, без ума в Боге они становятся камнем, который вас раздавливает и крушит.
Провести остаток жизни, хотя бы одну минуту в день пребывая с умом полностью в Боге, гораздо лучше, чем провести сто лет со словами и без знания Бога. Это не означает, что нам нужно остановиться в словах. Если мы делаем всё, что в жизни можем делать, жизнь этого стоит. Но многие даже к этому не стремятся, потому что не могут переступить через болезнь болезней — любовь к себе.
Не полюбив Бога, невозможно молиться. И вы не будете спасены до того момента, пока не перестанете любить себя, но полюбите Бога и ближних.Когда вы это делаете, вы можете совершать молитву. Трудность в молитве существует потому, что вы любите себя.