Ожидание морального проступка

Провоцирующие вину семьи часто демонстрир) ют удивительную смесь строгих моральных принципов с ожиданием того, что некоторые или все их члены будут эти принципы нарушать. Родители будут подчеркивать необходимость абсолютного обязательства вести себя подобающим образом. В то же самое время они могут вести себя так, как будто они уверены, что их дети в действительности будут поступать аморально. Например, они могут много раз спрашивать у дочери-подростка о ее сексуальной активности и обвинять ее в промискуитете, несмотря на явные доказательства ее высоких моральных стандартов. Родители могут также быть малокритичными, проповедуя мораль, а действуя аморально. Этот стиль - "Делай так, как я говорю, а не так, как я делаю" - особенно заметен в семьях алкоголиков, борющихся за поддержание имиджа моральной респектабельности.

Многие обуреваемые чувством вины индивиды проецируют свои неприемлемые импульсы на других (как это было описано в главе, посвященной защитам). Подростки, со своей бурно растущей сексуальностью, кажутся особенно уязвимыми к тому, чтобы становиться мишенями для проекций. Чрезмерно ориентированные на вину семьи почти толкают их на несвойственную им сексуальную kt

ность, используя их как семейное выпускное отверстие для общей подавленной сексуальности. Однако любой член семьи, ребенок или взрослый, может получить сообщение типа "Мы-то все знаем, каков ты на самом деле". Таких индивидов подталкивают к нарушению семейных и социальных норм, так как это является способом отвечать семейным ожиданиям и отвлечь внимание от других важных разногласий.

Власть и вина вновь взаимодействуют в этой ситуации. Наделенные большей властью члены семьи (обычно родители) могут быть способны перенести семейное чувство вины на сравнительно слабых членов. Такие реципиенты будут затем ощущать невыносимую виновность, даже если они совершенно ни в чем не виноваты.

Вышеописанный паттерн встречается регулярно, потому что вина в алкогольных семьях широко распространена и диффузна. Будучи взрослыми, такие индивиды могут постоянно чувствовать себя виноватыми, готовыми принять обвинения в чем угодно, что в жизни окружающих идет не так. Если они сами становятся алкоголиками или химически зависимыми, они могут принять чувство вины, со-провождающее их поведение. Алкоголизм с этой точки зрения может рассматриваться частично как акт лояльности семье, которая требует, чтобы употребляющий был морально дефективным. Если они становятся созависимыми, живущими с химически зависимыми лицами, такие мишени семейной вины признают справедливыми наиболее невероятные обвинения. Например, девочка, в подростковом возрасте обвиняемая в распущенности, может пассивно признать обвинения своего мужа в том, что

___262 ______263

она "соблазняет" его друзей, даже если помнит, что не делала ничего подобного.

Строгие моральные принципы не ведут сами по себе к подавляющему чувству вины. Скорее, дети из этих семей могут развить свои собственные глубоко укорененные моральные верования, которым они могут следовать во взрослой жизни. Члены семьи могут оказаться связанными виной, и им может быть нанесен вред, только когда наличие принципов сопровождается ожиданием, что их будут нарушать.

Праведный гнев — обычный ответ на фрустрацию

Догда члены вызывающих вину семей чувствуют себя обиженными, они склонны реагировать праведным гневом, приравнивая любую атаку на себя к атаке на всё добро и справедливость в мире. Иногда такое чувство негодования становится базисом для яростных контратак, так как оскорбленная сторона требует свершения правосудия. В других случаях эти люди реагируют более пассивно; они чувствуют себя задетыми кажущейся несправедливостью других.

Праведный гнев может становиться настроением всей семьи. Определенные ее члены начинают реагировать таким образом на множество ситуаций, независимо от того, задеты ли в действительности вопросы морали. В результате, они рассматривают с моральной точки зрения почти любые события. Они попросту реагируют яростью на самые тривиальные фрустрации.

Большинство индивидов обладает способностью морального негодования. Однако эта мощная реак-

ция в норме зарезервирована для серьезных угроз социальному устройству, таких как сексуальное посягательство на ребенка или государственная измена. Иногда это чувство может встречаться и на уровне семьи, когда один ее член злобно нападает на другого, например, беспричинно неоднократно оскорбляя родителя. Такое поведение в большинстве семей встречается редко. Хотя праведный гнев контролирует агрессию, он также сигнализирует о том, что индивид очень расстроен и может вскоре стать агрессивным. Праведный гнев, кажется, является топливом многих холодных и горячих войн между семьями и нациями.

Что случится, если такое сильнодействующее оружие начинает использоваться ежедневно, как ответ на сравнительно незначительные события? Во-первых, получатель таких посланий понимает, что все его поступки - предмет самой пристальной моральной требовательности; во-вторых, он осознаёт, что рассердить другого человека - моральное преступление; в-третьих, он начинает Пристально исследовать свое поведение в страхе, что опять вызовет подобную реакцию; в-четвертых, такой индивид еще долго будет верить, что он - дурной человек, заслуживающий ее; и, наконец, он будет ожидать, что с ним будут соответственно обходиться и другие. Он может чувствовать себя настолько виноватым и таким плохим, что начнет стыдиться себя. В конце концов он решает, что опасен для других, поскольку с ним обошлись как с угрожающей обществу персоной.

Праведный гнев - частый гость в алкогольных семьях-. Супруги, фрустрированные детской безответственностью пьяницы, могут возглавить моральный крестовый поход против него, пытаясь при-

___264

влечь всех остальных членов семьи на свою сторону. Они могут рассматривать алкоголизм как грех. Вероятнее всего, они разрываются между той частью себя, которая хочет понять и принять неспособность алкоголика прекратить пить, и другой частью, которая настаивает на осуждении алкоголика за его действия и на признании его полностью плохим. Праведное негодование может быть и подходящей реакцией, если алкоголик действительно в пьяном виде серьезно нарушает этические нормы. Когда такое случается, консультант может помочь супруге обратить это чувство в эффективное действие, которое защитит ее и ее семью от подобных инцидентов.' Обычное негодование, не переходящее в действие, является показателем того, что супруга попалась в ловушку циклического движения своего партнера от пьянства к наказанию.

"Как ты смеешь посягать на мое право пить?!" -исполненный праведного гнева ответ алкоголика на любое приближение к этой теме. Он может зате"м апеллировать к Биллю о Правах, Десяти Заповедям и Священной Традиции как к защитам своего морального права пить. В других случаях он может ждать опьянения, чтобы обнаружить свое негодование по поводу событий, которые раньше игнорировал. В общем, алкоголик использует моральное негодование, чтобы защититься и от своего собственного чувства вины, и от других людей;

Даже дети из семей химически зависимых могут преисполняться праведным гневом. Такое поведение обычно заимствуется у одного или обоих родителей и может быть применено к алкоголику, супругу или сиблингам. И они, и их родители будут нуждаться в помощи, для того чтобы прекратить такое поведение или научиться оставлять его для

___265

подходящих случаев. Семье как целому необходимо будет переструктурировать коммуникации, чтобы минимизировать праведное негодование, когда алкоголик достигнет трезвости и начнет программу выздоровления.

Наши рекомендации