Интересующийся мнением группы

Почти аналогичен предыдущему случаю – во всяком случае по деятельности младшего по отношению к этому лидеру. Единственное отличие состоит в том, что нужно не допускать ситуации, когда отряд, другой лидер или антилидер давит на него. Этого можно избежать, если все время быть рядом с лидером и при возникновении опасной ситуации взять на себя лидирование, или увести разговор в сторону. Это необходимо, чтобы не создать лидеру ситуацию анти-успеха, когда от своей деятельности лидер получает разочарование. Все остальные технологии – как в прошлом случае.

Скрытый - его никто не видит, но он проводит в жизнь свои решения (может быть через манипуляцию)

Такой лидер фактически аналогичен младшему и младшему стоит пойти на прямой контакт с этим ребенком, с целью сделать его своим партнером. Делать это стоит не спеша и аккуратно, чтобы не потерять этого человека. Взаимодействие же с этим ребенком у младшего может быть не ограничено – от разовых просьб сделать что-то до постоянной работы на определенном участке (например в своей палате). Если этот лидер достаточно силен и младший не сомневается в правильности его позиции, то он может с ведома старшего вводить его в курс своей работы. Главное в данной ситуации постоянно держать этого ребенка под контролем, не слишком широко открывать его поле деятельности, потому что он не владеет, как младший, всеми технологиями работы с отрядом и может применять неверные или «запрещенные» приемы, которые внешне ведут к достижению цели отряда, но влекут за собой ухудшение в самой работе отряда.

Система ситуативных лидеров.

То есть лидирует тот, кто на данный момент может лучше решить стоящие перед группой задачи. Соперничества при этом обычно не происходит. В такой ситуации младший должен всячески поощрять ставшего на позицию лидера, создавая ему ситуацию успеха. Можно попытаться из наиболее подготовленных ребят воспитать лидеров отряда, ставя их в положение формальных лидеров и создавая им ситуацию успеха.

Вопрос пятый. Как взаимодействовать со старшим?

То, что может хороший младший, может не всякий старший!

Отношения младшего и старшего во многом определяют какой будет отряд, труден ли будет его путь к намеченной цели, легко ли будет преодолевать неудачи. В связи с этим существует несколько моделей построения взаимоотношений младшего и старшего инструкторов.

Для того, чтобы лучше понять эти модели попробуем сначала проследить каким образом должны делить отношения младший и старший, где они должны дополнять и поддерживать друг друга.

Младший инструктор Старший инструктор
Позиция «ПРИСТРОЙКА НА УРОВНЕ»   НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР.   Все время проводит с отрядом   Не имеет права руководить   Отношение ребят должно быть как к другу-ровеснику, однокласснику   Более мягок нежели старший, старается чаще вставать на сторону потерпевшего если даже тот не прав, помогает ему, утешает его.   Может и не быть лидером. Позиция «ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ»   ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР.   Появляется на отряде в случае необходимости   Имеет право руководить   Отношение ребят должно быть как к старшему товарищу, старшему брату, сестре.   Более жесток, нежели младший, старается чаще не вставать на чью либо сторону, а выступать судьей, защищая справедливость.   Не может не быть лидером

Исходя из приведенного, стоит заметить, что младший и старший при любом построении их взаимоотношений не могут работать никак иначе, кроме как

· В атмосфере исключительно полного доверия

То есть если младшему мешает работать что-либо, начиная от личных проблем и заканчивая состоянием здоровья, то он просто обязан в интересах отряда и собственных же прийти с этим к старшему. Младший слишком дорог для отряда, чтобы он мог позволить себе работать неэффективно, следовательно, как только младший замечает, что что-то мешает ему работать, это непременно стоит обсудить со старшим. Если же у старшего есть проблемы в работе с отрядом, то он также обязан поставить о них в известность младшего, и, может быть, попытаться вместе с ним их решить. Заметна также следующая картина: чем больше младший доверяет старшему и советуется с ним, тем больше пионеры доверяют самому младшему.

· В состоянии постоянной готовности прийти на помощь

Младший и старший должны постоянно присматриваться к друг другу, держать друг друга в поле зрения, пожалуй, внимательнее, чем самых «опасных» пионеров отряда. Почему? Потому что только при стопроцентной синхронности действий, уверенности друг в друге можно достичь результата. Если старший видит, что младший взял на себя какое-то дело, и не справляется с ним, он обязан сразу же прийти на помощь, чтобы не подорвать авторитет младшего. У старшего таких ситуаций быть не должно, он должен четко оценивать свои силы, но тем не менее, если младший видит, что он в состоянии помочь старшему и от этого результат будет лучше, красивее и быстрее, то он тоже обязан прийти на помощь.

· Тонко чувствуя друг друга

Работа младшего и старшего в паре похожа на работу двух капитанов одного и того же судна. Отдавая приказы, один из них, не сможет ничего сделать, если не будет координировать своих действий с действиями другого. А в отряде, где каждое слово, каждое действие и поступок могут иметь большой вес работающему в паре важно с полуслова понять намерение партнера (ведь посоветоваться удается не всегда – допустим на свечке) и подхватить его.

· Подхватывая все действия партнера и помогая ему

Как уже было сказано – большое внимание следует уделять постоянной готовности прийти на помощь партнеру. Это должно проявляться в любой ситуации, но по настоящему актуально для ситуации форс-мажора, когда непредвиденное событие в отряде ломает план работы младшего и старшего и приходится искать новую модель поведения и взаимодействия с отрядом. Так вот, в таких случаях особенно важно уметь сориентировавшись в ситуации найти оптимальную модель действий, но еще важнее, если ты не нашел эту модель подхватить ту, которую взял твой партнер, может быть даже, иногда не осознавая ее правильность и оптимальность.

Непреложное правило младшего – если ты увидел, что твой партнер – старший инструктор вдруг начал проводить определенную линию в отряде, то в любом случае (даже если она кажется тебе не самой лучшей или вообще не верной), так вот в любом случае поддержи ее. Выяснить у старшего почему он отдал предпочтение именно этой линии ты всегда успеешь. Например, если тебе кажется, что старший делает совсем не то, что надо, то можно попросить его выйти на пару минут, и там за дверью в течение минуты выяснить, что происходит, найти общее решение проблемы, или, поняв, согласиться с решение старшего и затем уже действовать.

Все из сказанного здесь можно отнести и к старшему с теми же самыми правилами, но поскольку это все-таки «Курс младшего…» то акцент будет делаться именно на него.

· Ни в коем случае не выступая с разных позиций.

Как говорилось в предыдущем пункте – младший и старший должны всегда выступать с одной позиции, даже если это позиция только одного из них (При принятии стратегии каждая пара старший-младший может пользоваться своими способами достижения компромисса). Теперь давайте рассмотрим, почему это так. Все дело в том, что и Старший и Младший инструктора для отряда являются лидерами (и мы об этом говорили) Так вот, оказываясь в ситуации, когда два лидера в отряде имеют разную точку зрения и отстаивают ее, ребята в отряде оказываются «между двух огней», не зная, кому отдать предпочтение. Это негативно сказывается на отряде и, как следствие, несет раскол в отряд, чего ни старшему, ни младшему не надо.

· Постоянно советуясь друг с другом.

Один ум хорошо – а два лучше. Поэтому умный старший непременно найдет в течение дня время поговорить со своим младшим, обсудив их общие проблемы и проблемы отряда. Подробнее это будет рассмотрено далее в пункте «ОРИЕНТИРОВКИ»

Не исключен также случай, когда в отряде двое или трое младших или двое или трое старших. В таком случае может быть несколько вариантов построения их работы, например.

1. Как старшие, так и младшие выбирают или назначают себе ведущего. Ведущий Старший инструктор и ведущий младший инструктор координируют работу своих подчиненных и осуществляют их взаимодействие по уровням.

2. Младшие могут разделить себе сферы работы в отряде, особенно актуально это, когда младшие – мальчик и девочка. В этом случае младшим важно поддерживать друг друга и не «раскалывать» отряд на две части, что обусловлено двумя группами вокруг двух лидеров. В такой ситуации младшие большое внимание должны уделять взаимодействию своих сфер влияния. (например отношения «Мальчики-девочки»)

3. Старшие тоже могут разделить себе сферы влияния, но они не должны это делать по личностям, разбивая, как младшие, отряд. Это может быть осуществлено другими способами, например по времени: сегодня на поле с отрядом идет один старший, а завтра другой. Особо важные дела, в которых старшие должны принимать участие вместе стоит проговорить заранее, определив тактику действий.

В целом, умение работать с партнером или партнерами – большое мастерство и все, что было сказано о построении отношений одного младшего с одним старшим можно отнести и к отношениям двух младших между собой или двух старших между собой. В любом случае самое главное, что они должны обеспечить – это продвижение отряда вперед и единство позиции всей верхушки отряда, как старше-, так и младшеинструкторской.

Особое внимание стоит уделить подбору пары старший-младший, при постановке их на отряд. Вот некоторые критерии, по которым это можно сделать:

· Если на отряде два старших или два младших, то старайтесь найти людей с разными интересами и/или темпераментами. С холериком ребята будут когда у них заводное, солнечное настроение. С меланхоликом – когда настроение думать, анализировать. В любом случае два одинаковых младших или два одинаковых старших – лишний расход людей.

· Старайтесь не делать старшим и младшим двух людей, которые недавно были на одной позиции в одном коллективе (например старшим – человека, который сам в прошлом году был младшим, а младшим к нему – его прошлогоднего партнера) В этом случае как у старшего будут проблемы по восприятию младшего, как младшего, а себя как старшего, так и наоборот. Для них обоих в любом случае будет очень сложно сломать ту модель взаимоотношений, которую они взяли, когда оба были на одной позиции.

В любом случае, как работа с партнером(и), так и подбор этого (их) партнера (ов) большое искусство и полное овладение им приходит только с опытом.

Как уже было сказано, существуют различные модели построения взаимоотношений старшего и младшего, и, в основном, они делятся на два класса. Выбор одного из них обуславливается подготовкой конкретного корпуса младших и конкретного корпуса старших.

1. Отношения равенства.

В этом случае младший и старший равны и равноправны на отряде. Все, что их объединяет – то, что они стремятся к одной цели, работают с одним отрядом. Они выбирают общую тактику работы с отрядом и следуют ей и при достижении компромисса их права и голоса одинаковы. В данном случае полезно наличие посредника между старшим и младшим – например Старшего Инструктора Лагеря, который выполняет функции обучения и поддержки как для старших, так и для младших, а также следит за эффективностью их работы. В этом случае младшие и старшие инструктора все проблемы, которые возникают в их работе чаще обсуждают не друг с другом, а со Старшим Инструктором Лагеря, что логично, потому что именно он занимался обучением, как старшего, так и младшего.

2. Отношения подчинения.

В этом случае младший находится в подчинении у старшего и зависит напрямую от него. Конечно, честь и верное педагогическое решение старшего – дать младшему как можно больше свободы в действиях, но ровно столько, сколько он сам сможет на себя взять в силу своих умений и навыков. В такой ситуации обучением и поддержкой младшего во время его работы обычно занимается старший и, как следствие, младший именно с ним обсуждает все проблемы, возникающие у него в работе.

После изложения этих двух моделей надо сказать, что выбор каждой из них обусловлен во-первых текущей ситуацией в коллективе (зачастую одна из моделей просто неприменима в силу сложившихся в коллективе отношений) и конкретным уровнем корпуса старших и корпуса младших. Например при сильных старших и слабых младших стоит выбрать отношение подчинения, а при одинаково опытных – отношение равенства. Вообще, отношения равенства – некий пик, выход отношений подчинения, потому что чем более опытен младший тем менее он нуждается в руководстве старшего и соответственно тем меньше подчинение и тем больше равенство. В идеале – отношение равенства, но без посредника.

ОРИЕНТИРОВКИ

В данном разделе рассмотрено как повысить эффективность советов старших и младших, улучшить их выбор оптимальной стратегии действия на отряде. Такой совет далее будет назван «Ориентировка».

1. Время ориентировки

Обычно – вечер, сразу после отбоя. Выбор именно этого времени помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, собирая всех старших и младших, вы оголяете отряд, чего делать в принципе нельзя. Поэтому приходится выбирать такое время, когда в отряде не происходит каких-либо особо значимых событий. Иногда с этими же соображениями временем ориентировки назначают тихий час. Впрочем, одно не исключает другого и назначив ориентировку на вечер вариант тихого часа вы можете сохранить на случай непредвиденного изменения планов. Вторая причина, почему ориентировка удобна вечером состоит, как это ни странно, в поддержании авторитета младшего. В самом деле, при обычно строгом отбое в лагере, младший пользуется привилегией ПОСЛЕ ОТБОЯ некоторое время не спать, уходя куда-то. Куда – обычно все знают, даже если это не афишируется. Хотя опять же, в целях повышения авторитета старший может на отряде специально напомнить младшему о вечернем свидании, чтобы поднять его в глазах отряда. Умелый младший сам активно использует время ориентировки в целях повышения авторитета. Обычно, в палате, где живет младший не спят, до его прихода, дожидаясь младшего и ожидая от него какого-то рассказа об общении со старшим (для отряда обычно ОЧЕНЬ важно, о чем говорят наедине младший и старший по вечерам!), так вот умелый младший еще и подогревает этот интерес всяческими репликами типа: «Ну поговорили!», естественно не распространяясь о содержании разговора.

2. Содержание ориентировки

Классическим содержанием ориентировки обычно бывает анализ дня, планы на будущий день, и так далее. Вот один из планов проведения ориентировки. Он хорошо зарекомендовал себя и используется уже не первый год.

Во-первых: Общее состояние отряда.

Здесь младший и старший обмениваются общими зарисовками о состоянии отряда, можно привлекать такие классификации как песок, глина и т.д. Особенно важно анализировать динамику, сопостовляя ее с применяемыми методами и координировать их применение для улучшения ситуации.

Во-вторых: Анализ проведенных дел.

Здесь младший и старший обсуждают дела, прошедшие в отряде, анализируют их, подводят итоги их подготовки и проведения, обмениваются мнениями о том, что надо исправить при проведении подобных дел в будущем. Главный вопрос этого пункта, не «Хорошо или Плохо провели», а «как провести еще лучше».

В-третьих: Разговор по личностям.

Здесь младший и старший перечисляют поименно отряд, анализируя тех, пионеров, которые вызывают беспокойство или тревогу и принимают решение о методах воздействия. Обычные вопросы этого пункта у старшего к флагману: «Кто волнует? Почему? Что предлагаешь делать?»

Для улучшения проведения ориентировки можно применять различные методы анализа тех или иных категорий.

Например, при анализе общего состояния отряда младший и старший могут обмениваться т.н. отрядными листами, где они должны в творческой форме отразить эмблему сегодняшнего дня для отряда, настроение отряда и т.д.

При анализе проведенных дел часто используют цветопись, где каждый ребенок по окончании дела отражает свое восприятие дела с помощью одной из набора цветных карточек, которые потом составляют настроение отряда на деле.

При разговоре по личностям мы активно использовали существующую в лагере систему личных карточек участников лагеря. В этих личных карточках каждый участник после вечернего огонька отмечал настроение, которое было у него в течение дня, что наиболее повлияло на его настроение, какими, по его мнению, были его отношения с ребятами отряда, какова его сегодняшняя позиция в отряде. Такие карточки сильно помогали проводить анализ и искать средство для коррекции.

Как одно из вспомогательных средств проведения ориентировки старшему и младшему можно работать с помощью инструкторской тетради, где кроме всей необходимой информации о работе, наборе методов, технологий, игр и пр, будет список отряда с краткими характеристиками, сведения о поручениях, а после каждого дня будет записываться список пионеров отряда с теми или иными замечаниями, которые возникли в ходе ориентировки. Например это может быть предложение выдвинуть человека на одну из должностей в отряде или другие замечания как для младшего, так и для старшего.

Для более высокого уровня доверия между старшим и младшим можно использовать такие техники, как письма старших младшим и наоборот, а также многие другие.

Вопрос шестой. Что надо делать я понял. А как?

Главным инструментом младшего, безусловно, является общение. Множество различных методов, тренингов и школ кричат о новейших методиках общения, но, к сожалению, надо признать, что верной и срабатывающей во всех случаях техники коммуникабельности, быстрого нахождения общего языка нет. Каждый формирует ее для себя, используя в дальнейшем свой опыт и пытаясь передать его другим. Но тем не менее существуют некоторые приемы, с помощью которых можно достигать более успешного понимания и внимания от собеседника. Несколько таких советов можно дать и младшему инструктору.

НЕМНОГО ОБ ОБЩЕНИИ.

· Все начинается с души.

Конечно же нет такой техники, которая сама по себе сделает вас из угрюмого и скрытного, не любящего своего собеседника, приятным и легко общающимся, любящим своего собеседника. Все начинается с вашей души, с вашего желания. Если вы захотели быть непринужденным и раскованным – вы наполовину стали им. Если вы захотели полюбить своего собеседника, то полюбили его уже наполовину. Я могу улыбаться ребенку по правилам, а могу, потому что я воспитал свою душу так, что дети мне нравятся. И каким вы бы не были искусным актером разницу между первым и вторым случаями вы почувствуете сразу по реакциям ребенка

· Немного из Дейла Карнеги

Хотя многие считают советы, даваемые им в его знаменитых книгах слишком очевидными, чтобы им следовать, несмотря на это множество из них мы не выполняем. А там есть действительно ценные вещи: НЕ ПЕРЕБИВАЙ, СЛУШАЙ, НЕ ВОЗРАЖАЙ, НАЙДИ И СКАЖИ ДОБРОЕ, ПРИЯТНОЕ… - Это так просто, но никто этого обычно почему-то не делает. А если делает – то не всегда. Попробуйте последить за собой и посмотреть насколько больше стали тянуться к вам люди, и насколько изменилось их мнение о вас.

· Самый главный человек на свете – тот, что перед вами

Если перед вами появился собеседник, то для вас во всем Космосе должны остаться два человека – ВЫ и ОН, в круге света. Согласитесь, не хочется общаться с продавщицей, которая не обращает на вас внимания, что-то вяло разглядывая на правой стене. Гораздо приятнее увидеть расположенную к вам и ловящую ваше слово женщину. Этими простыми правилами в совершенстве владеют многие продавщицы элитных салонов, официантки в дорогих ресторанах, потому что уважение и максимальное внимание к каждому собеседнику – это лицо фирмы. Вспомните, какое приятное ощущение это дает вам.

· Ищите то что вас сближает, подстраивайтесь.

Встречаясь с новым человеком старайтесь искать не разногласия, а наоборот. Чем больше у вас будет похожих черт – стиль, манера общения, тем лучше. Даже если у вас разные мнения, ценности, установки в жизни – не спорьте, не противоречьте. Пусть в центре внимания вашего разговора будет не то, что вас отличает, а то, что вас объединяет. Некоторые психологические школы даже провозглашают, что очень большое влияние в общении имеет темп речи, дыхания, тембр голоса и интонации. Считается, что для лучшего достижения внимания собеседника стоит говорить используя его интонации, мелодику речи и способы восприятия.

· Почувствуйте, что его волнует

Настройтесь на волну собеседника. Почувствуйте его проблемы, то, что его волнует, вы должны почувствовать и разделить его переживания. Даже если его чувства по каким-либо вопросам вам решительно не нравятся, все равно, разделите их, прочувствуйте вместе с ним, и только потом ПОДТОЛКНИТЕ ЕГО К НОВЫМ ЧУВСТВАМ. Он грустит зря и бессмысленно – погрустите вместе с ним, а потом посмешите, подтолкните к хорошему настроению. Он возмущен не по делу – повозмущайтесь вместе с ним, а потом сориентируйте на более терпимое отношение к делу.

· Избегайте категоричности

Стоит исключить из лексики такие слова как «Все», «Никто», «Всегда», «Никогда», «Везде», «Нигде», «Глупости», «Чушь», «Ерунда», «Бред», и т.д. Скорее всего, с помощью таких слов вы не сможете достичь понимания, потому что они, чаще всего, являются с одной стороны абсолютно неконкретными (Ну например: «Меня никто не понимает!» Никто из кого? Никто на свете?), а с другой стороны почти всегда нагнетают обстановку и подталкивают собеседника к возражениям в таком же категоричном духе, которые, конечно же не приведут ни к чему полезному. Лучше старайтесь говорить более точно. Кто, когда, с кем и т.д. Учите этому ребят в своем отряде, они, как правило, любят при обсуждении тех или иных дел ставить оценки вроде: «Что за бред?» Так нельзя. Не нравится – объясни почему.

· Юмор!

Без юмора жизнь скучна и одноцветна. Юмор – это как яркие краски, которые раскрашивают жизнь в более сочные цвета. Юмор безусловно нужен в общении, но пользоваться им нужно аккуратно. То, что вызвало смех у одного человека может больно задеть другого, и сделать вас на всю жизнь врагами с третьим. Поэтому будьте осторожны в шутках и остротах. Старайтесь использовать юмор «Я смешен» и «Мы смешны», вместо юмора «Он смешен», потому что когда вы приглашаете кого-то посмеяться над вами, или когда вы вместе с кем-то еще смеетесь над самими собой, то это обычно никого не задевает, потому что в первом случае вы сами добровольно предлагаете над собой смеяться – значит не видите в этом ничего обидного. Во втором же случае все в одинаковом положении – чего ж тут обижаться. А вот в третьем случае нередки обиды, потому что ребенок частенько боится показаться смешным, особенно, когда он не готов к этому.

· Не спорьте по мелочам

Прежде чем спорить, подумайте – зачем? Ведь обычно почти всегда, даже если вам в ходе жаркой полемики удалось наголову разгромить позицию вашего противника, то вашим сторонником после этого он вряд ли станет. Ну а если так, то стоило ли тратить силы, ведь вы все равно ничего не достигли. Спорьте лишь в том случае, когда спор помогает разобраться, найти верное, точное и устраивающее всех решение.

ИСКУССТВО ПОЛЕМИКИ

Есть случаи, когда спор, даже не спор, а полемика, необходимы. Таких случаев в жизни бывает немало и искусство вести полемический бой может сыграть младшему инструктору на руку. Единственное, о чем хочется предупредить, что полемика – вещь опасная, она может привести и к ссорам и к обидам и к разрывам. Поэтому, прежде чем начинать полемику, твердо уясните зачем она вам нужна и нужна ли.

Итак, вот способы, которые помогут вам выиграть полемику:

· Работайте на окружающих

Противника не переубедишь, но когда симпатии окружающих на вашей стороне, вам будет легче, поэтому старайтесь говорить как можно более внешне эффективно и веско.

· Захватывайте инициативу

Есть линия, которая поможет вам, есть та, которая вашему противнику. Проводите свою линию, не давая противнику проводить свою.

· Наступайте!

Никогда на оправдывайтесь, говорите веско, уверенно, аргументированно, ошеломляйте противника множеством вопросов и аргументов.

· Разбивайте позицию.

Разбивать легче чем доказывать, ломать – не строить. Поэтому иногда проще не отстаивать свою позицию, предоставив противнику нападать на нее, а сделать это самому.

· Бейте только наверняка

Лучше не бить, чем бить без толка. Не бейте по мелочам.

· Предупредите возможные выпады

Зная куда вас будут бить – предупредите заранее, ответив противнику на эти вопросы.

· Подготовьтесь.

Представьте возможные аргументы, вопросы, атаки вашего противника и постарайтесь найти на них ответ и защиту заранее. Это поможет вам и оградит от неожиданности

ИСКУССТВО ДИСКУССИИ.

Очень часто младшему инструктору требуется провести обсуждение какого-либо вопроса в отряде, решить какую-либо проблему или же помочь это сделать другим (отрядное время, свечка и т.д.) В связи с этим очень полезно младшему инструктору владеть искусством дискуссии, т.е. умением провести обсуждение вопроса, учтя при этом все мнения и пожелания, и сделать это с максимальной пользой и выгодой для каждого ребенка в отряде и для всего коллектива в целом. Вот моменты на которые стоит опираться или во всяком случае не упускать их из виду.

Наши рекомендации