Факторы, обусловливающие

МЕДИТАЦИЮ

Луч Эго, или Высшего «Я».

Луч Личности, или низшего «я».

3. Кармическое состояние тройственного чело­века.

Состояние каузального тела.

Потребность нынешнего периода и пригодность человека.

Группы, внутренние и внешние, с которыми он связан.

14]

Июня 1920

Мы обсудили значение медитации, и я привел вам че­тыре довода из многих, которые необходимы при следовании этой практики. В настоящий период, когда многие из вас за­нимаются медитацией без руководства наставника, лично знакомого с вами на физическом плане, всё, что можно сде­лать — это набросать план, который был бы достаточно безо­пасным и универсальным.

Если же есть наставник, может быть использована более дифференцированная практика, сообразная темпераменту ученика, и обладающая определенными свойствами, кото­рые делают такую медитацию линией наименьшего сопро­тивления от физического мозга личности к каузальному те­лу.

При изложении методов медитации должны быть учте­ны некоторые факторы. Я их перечислю. Я не соби­раюсь сообщать детали и методы, которым надо следовать, но покажу основные принципы, которыми руководствуется наставник при выборе метода, подходящего для ученика. Позднее, когда появится наставник и будет продемонстри­рована научная применимость этого метода к индивидуу­му, вы сможете убедиться, фундаментальны или нет пред­ставленные здесь правила. Лишь такие основы и принципы я стремлюсь передать. Методы и детали должны выявляться благодаря различению, опыту, мужеству и настойчивости.

Шесть определяющих медитацию факторов рассматри­ваются наставником, если говорить лишь о главных из этих факторов. Они следующие:

15]

1. Луч Эго, или Высшего «Я», ученика.

2. Луч его Личности, или низшего «я».

3. Кармическое состояние его тройной низшей природы.

4. Состояние его каузального тела.

5. Потребность нынешнего периода и пригод­ность человека.

6. Группы, внутренние и внешние, с которыми он связан.

Рассмотрим их по порядку.

Луч Высшего «Я»

Луч, к которому принадлежит каузальное тело человека, эгоический Луч, должен определять тип медитации. Каж­дый Луч требует своего метода работы, так как задача вся­кой медитации — это единение с божественным. На данном этапе мы разбираем единение с духовной Триадой, которая имеет свое наинизшее выражение на ментальном плане. Кратко проиллюстрирую:

Если эгоический Луч есть Луч Могущества, метод ра­боты должен заключаться в динамическом волевом воздей­ствии на низшие проводники. Это в значительной мере то, что мы называем достижением с помощью интенсивного сосредоточения, предельной тотальности устремления, что сметает все препятствия и буквально пробивает канал, вво­дящий в Триаду.

Если эгоическим Лучом является Второй, или Луч Люб­ви-Мудрости, то путь наименьшего сопротивления за­ключается в расширении, в постепенном включении. Это не столько продвижение вперед, сколько постепенное расширение из внутреннего центра и включение в него своего окружения, близких душ и групп учеников 16] ка­кого-нибудь Учителя, пока всё не будет включено в созна­ние. Доведенное до точки достижения, это расширение приводит к завершающему разлому каузального тела при четвертом Посвящении. В первом случае — движения по Лучу Могущества — порыв вперед и вверх приносит тот же результат: по открытому каналу нисходит поток силы, или огня, Духа, и каузальное тело со временем также разрушается.

Если эгоическим Лучом является Третий, или Луч Активности-адаптации. то метод работы другой: не столько продвижение вперед или постепенное расширение, сколько систематическое приспособление всех знаний и средств для выполнения поставленной задачи. Это в дей­ствительности процесс использования многого для одного; именно накопление нужного материала и качества для по­мощи миру, накопление знания на основе любви и разли­чения приводят, в конечном счете, к разлому каузального те­ла. На этих «Лучах-Аспектах», или божественного выражения, если можно так их назвать, разлом осуществляется: в первом случае — в ре­зультате расширения канала под действием движущего мо­гущества воли; во втором случае — благодаря тому, что синтетический Луч Любви-Мудрости включил всё в себя и в результате расширил низшее аурическое яйцо, каузальное тело; — в третьем случае прорыв периферии каузального тела происходит благодаря способности к накоплению и систематической абсорбции, свойственной Лучу Адаптации.

Все три метода приводят к одному и тому же результату и, по сути, представляют собой вариации единого базового метода, применяющегося в эволюции любви или мудрости — цели устремления в нынешней Солнечной сис­теме.

Есть воля, влекущая человека к совершенству через реализацию Высшего и определяющая служение могу­щества через любовь в действии.

17] Есть аспект мудрости или любви, влекущий человека к совершен­ству через реализацию своего единства со всем, что дышит, и определяющий служение любви через любовь в дей­ствии.

Есть аспект действия, влекущий человека к совер­шенству через привлечение всего на службу человеку: вна­чале привлечение всего для себя, затем последовательное привлечение всего для семьи, для тех, кого он лично любит, для своего окружения и так далее до тех пор, пока всё не направится на служение человечеству.

Если эгоическим Лучом является атрибутивный Луч Гармонии, Чет­вертый Луч, то метод заключается во внутренней реализа­ции красоты и гармонии; он приводит к разлому каузально­го тела благодаря знанию Звука и Цвета и разрушительному эффекту Звука. Именно этот процесс приводит к реализа­ции нот и тонов Солнечной системы, ноты и тона индиви­дуума и к стремлению гармонизировать свою эгоическую ноту с таковыми других. Если эгоическая нота звучит в гармонии с другими Эго, результатом является раз­лом каузального тела, отчуждение от низшего и достиже­ние совершенства. Представители этого Луча развиваются по линии музыки, ритма и живописи. Они уходят внутрь себя, чтобы постичь жизненную сторону формы. Внеш­нее проявление этой жизненной стороны выражается в ми­ре через то, что мы называем искусством. Великие худож­ники и блестящие музыканты во многих случаях достигают своей цели этим путем.

Если Лучом человека является Пятый Луч, Луч Кон­кретной Науки или Знания, метод весьма интерес­ный. Он заключается в интенсивном использовании кон­кретного ума для решения какой-то проблемы в помощь расе; это мобилизация всех ментальных качеств и 18] контроль над низшей природой, так чтобы одним макси­мальным усилием прорваться через то, что препятствует нисхождению высшего знания. Он включает и элемент во­ли (что следовало ожидать); в результате желаемая инфор­мация выносится из источника всякого знания.

По мере возобновления этого процесса прорыв перифе­рии каузального тела становится столь частым, что, в конце концов, оно распадается и человек освобождается. Именно ментальность приводит человека к совершенству и застав­ляет его использовать все знания для верного служения своей расе.

Луч Преданности — это преимущественно Луч жертвенности. Если он является эгоическим Лучом, метод работы через медитацию выражается в тотальной отдаче через любовь к индивидууму или идеалу. Человек учится быть включенным через любовь к человеку или идеалу. Он все свои способности и усилия направляет на изучение того, в чем состоит нужда, и в жертву во имя этого человека или идеала отдает даже свое каузальное тело, бросая его в огонь жертвенного алтаря. Это метод божественного фанатизма, когда ничто не считается стóящим, кроме видения, и когда, в конечном счете, в жертву с радостью приносится вся целиком лич­ность. Каузальное тело разрушается огнем, и освобожден­ная жизнь в божественном блаженстве устремляется ввысь, к Духу.

Если эгоическим Лучом является Седьмой Луч, Луч Це­ремониального Закона или Магии, метод работы с формой заключает­ся в ее постижении и прославлении. Как утверждалось ранее, цель всех практик медитации — это подход к божест­венному внутри каждого из нас и, в результате, — приближе­ние к Самому Божеству.

Этот метод, таким образом, приводит в соответствие с законом, порядком и правилами каждое действие в жизни трех тел, и выстраивает внутри каузального тела 19] раскрывающуюся форму, которая в итоге является причиной разлома этого тела. Это выстраивание по определенным правилам Святыни для вмещения Шекины; когда вспыхивает духовный свет, Храм Соломона сотрясается, расшатывается и распадается. Это изучение закона и последующее постижение того, как и по­чему действует этот закон; это конкретное приложение за­кона к телу причин, так что оно становится ненужным и разрушается. Результатом является освобождение: чело­век становится свободным от трех миров. В настоящее время прихо­дят многие оккультисты, находящиеся на этом Луче, чтобы продолжить процесс освобождения. Этот метод ведет человека к освобождению благодаря пониманию и сознательному прило­жению закона к собственной жизни, и обеспечивает улуч­шение условий в теле человечества, делая таким образом из че­ловека служителя своей расы.

На сегодня пока достаточно.

Июня 1920

Луч Личности

Мы обсудили первый фактор — эгоический Луч, — опреде­ляющий метод медитации. Теперь разберем определяю­щую этот метод функцию личностного Луча. Как вы знаете, личностный Луч всегда является подлучом духовного Луча и изменяется с большей частотой, чем эгоический Луч. У развитых Эго, с какими можно соприкоснуться в среде мыс­лителей расы и выдающихся работников во всех областях мировой деятельности повсеместно, личностный Луч мо­жет варьироваться от жизни к жизни так, что каждая жизнь базируется на особой ноте и демонстрирует особый оттенок. Таким образом каузальное тело оснащается быстрее. Когда перевоплощающаяся единица достигает точки, когда она может сознательно выбирать свой способ выражения, 20] она вначале обозревает свои прошлые жизни и на ос­нове обретенного знания выбирает следующую жизнь. Пе­ред воплощением она издает свою эгоическую ноту и отме­чает ее возможное отсутствие полноты, или разлад; после этого она решает, на какой ноте основывать свою будущую личностную вибрацию.

Поэтому целая жизнь может быть посвящена изданию особой ноты и стабилизации одной конкретной вибрации. Эта нота должна издаваться, и эта вибрация должна стабилизироваться в самых разнообразных обстоя­тельствах. Отсюда необходимость частых перемен в жизни стремящегося или ученика, и в этом объяснение очевидно­го состояния изменчивости и кажущегося беспорядка, в которых проходят такие жизни.

После того, как диссонанс устранен, и вибрация стала устой­чивой и неподверженной изменению, требуемая работа подходит к концу. Эго вновь может отозвать свои силы, пе­ред тем как продолжить работу совершенствования кау­зального тела и достижения точности и чистоты звучания желаемого аккорда. Поэтому отметьте необходимость адап­тировать метод медитации к нуждам личности и в то же время синхронизировать его с первым фактором, Лучом Эго.

Наши рекомендации