Раздел П. Теоретаеские проблемы этики
I
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали
111
а представляют собой систему,все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе определенных принципов и выражают их. Принципы вырабатываются или принимаются в зависимости от идеалов личности или общества. Однако эта связь носит не однонаправленный, а обратимый характер. Например, человек может выбрать идеал на основе своих принципов, или господствующие в обществе нормы могут восприниматься как идеал.
Каким же образом влияет система морали — ее принципы, нормы, идеалы — на реальную нравственность в обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть структуруморали, через которую реализуется механизм моральной регуляции.
4.3. Структура морали
Сознание |
Поведение |
Принципы Нормы Идеалы |
Моральные нормы, принципы, идеалы существуют не только в виде идей. Они проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своем единстве и взаимообусловленности они и есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре,которую схематично можно представить следующим образом:
Моральные отношения
Центральным элементом структуры морали являются моральные отношения. Это наиболее «философский» элемент морали, если иметь в виду, что сама философия — это рефлексия над отношениями человека и мира. При этом специфика моральных отношений в том, что их нельзя рассматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются определенные свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки.
Иными словами, как нет «чисто» нравственных отношений, которые не проявлялись бы в каких-то других — производственных, политических, национальных, семейно-бытовых отношениях, так не может быть и самих этих отношений без их нравственного содержания.
Основной формой нравственных отношений выступает общение — общение человека с природой, обществом, друг с другом. Именно в общении материализуются, становятся реальными те во многом эфемерные связи, которые обозначаются понятием отношения. Именно в общении проявляется, насколько это вообще возможно, подлинная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.
Отношениечеловека к обществурегулируется рядом принципов, в частности, рассмотренными нами принципами коллективизма или индивидуализма.
Отношение человека к обществу
Я<МЫ Коллективизм |
я* мы
Индивидуализм
I |
МЫ Ф ОНИ Групповой эгоизм |
МЫ = ОНИ Индифферентность
I |
МЫ <-> ОНИ |
Я <-> ОНИ
112 Раздел П. Теоретические проблемы этики
Глава4. Структурно-функциональный анализморали_____________________ Ш
В первом случае, как уже отмечалось, человек подчиняет свои интересы общественным, видит свой долг в служении обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.
Вместе с тем возможны причудливые сочетания этих принципов. Так, смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия. В результате возникает единство «Я — Мы», как правило, предполагающее противостояние «Мы — Они», деление на «своих» и «чужих», «наших» и «не наших», что, в свою очередь, предполагает нетерпимость к «чужим», «поиски врага» и ведет не к диалогу, а к насилию. Именно с позиций группового эгоизма некоторые этические доктрины (марксистская, мусульманско-фундаменталистская и др.) прямо обосновывают и утверждают приоритет групповых — классовых или религиозных ценностей над общечеловеческими.
Такое понимание коммунистической морали выражал, например, В.И. Ленин: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата». В этом случае даже такое всепобеждающее чувство как любовь, отходит на задний план, уступая место групповым интересам. Гражданская война в России дала множество примеров подобного рода, описанных, в частности, в художественной литературе. На основе «классового чувства» убивает своего «белого» возлюбленного «красная» героиня повести Б. Лавренева «Сорок первый»; пытает и убивает отца-белогвардейца сын-будеповец из книги И. Бабеля «Конармия», выдает большевикам любимого мужа — белогвардейского офицера Любовь Яровая из пьесы К. Тренева.
Интересам своей нации всегда была подчинена мораль фашистов разного толка — от итало-германских до современных. В фашистской Германии борьба «за чистоту расы» приводит к тотальному осуждению и наказанию за любовь к представителю «неполноценной расы». И об этом тоже — множество книг и кинофильмов.
Несмотря на теоретическое различие индивидуализма и эгоизма, также возможно их практическое смыкание в отношении человека к обществу. Так, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет». Именно
поэтому индивидуализм воспринимается многими как принцип «человек человеку — волк»: ведь в нем действительно воплощается конкретная борьба на рынке человеческих возможностей и способностей. Отношение человека к обществу предполагает поэтому разумное сочетание вличности положительных, продуктивных. моментов, имеющихся и в коллективизме, и в индивидуализме.
В системе отношений человека к обществу большое место занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации.К ним относятся, прежде всего, патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие) и другие качества и ориентиры личности. Однако наличие или отсутствие их у человека само по себе еще не является показателем уровня его Нравственной культуры. Все здесь зависит от содержания этих качеств.
Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и преданности своему Отечеству, может проявляться как в безоговорочном принятии и оправдании любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества. Космополитизм — осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему Отечеству, однако он может сочетаться и с любовью к нему. Чувство национального самосознания может быть продуктивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы национализма или шовинизма, враждебности к другим народам. С другой стороны, отсутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уважении и терпимости к другим народам. Активная гражданская позиция характеризуется чувством сопричастности и ответственности за судьбу человеческого сообщества и собственного Отечества. Но проявляться она может как всерьезном, вдумчивом, ответственном стремлении к участию вжизни общества, так и в безудержной фанатичной поддержке власти или, напротив, внеосознанной (бессознательной) оппозиции ей. В последнем случае гражданская индифферентность, пассивность может быть даже более разумной и целесообразной. Очевидно, что каждый человек должен сам для себя делать выбор между тем, «что такое хорошо и что
1Ц__________________ Раздел II. Теоретические проблемы этики
Глава 4. Структурно-функциональный анализ морали__________________ Ш
такое плохо». Важно не допускать здесь максимализма и подходить к собственному выбору достаточно ответственно.
От отношения человека к обществу в целом в значительной степени зависит его отношение кдругим людям: отношение «Я — Ты». Оно может носить субъектный или объектный характер.
Отношение к другим людям
общения и — одновременно — в нравственной «глухоте к оклика-нию», когда собеседники не хотят и не умеют слышать друг друга и упиваются только собой («глухари на току»). Очевидно, что если первый подход базируется на принципах альтруизма и толерантности, то в основе второго лежат эгоизм и нетерпимость.
Отношение человека к другому самым тесным образом связано с его отношением к самому себе.
Я = ТЫ Я ФТЫ
Субъект-субъектное Субъект-объектное
\ \
Альтруизм Эгоизм
В первом случае Я подхожу к Ты как к равному мне субъекту. Другой человек выступает для меня целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. Более того, я способствую его самореализации и раскрытию: он мне интересен, причем не только «совпадением» со мной, но и своей «инаковостью», непохожестью на меня, за счет которой обогащаюсь и я.
Второй подход превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: средством моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т.д. В этом случае его «инаковость» и «самость» раздражают меня, вызывают мою нетерпимость, стремление навязать ему мои взгляды, ценности, линию поведения.
Своеобразным проявлением объектного подхода выступает так называемый «вещный синдром», когда отношение к Другому строится по принципу «использовал — выбросил». В этом случае Другой представляет для Я чисто утилитарный интерес, оценивается с точки зрения полезности. Когда же эта польза исчерпана или появляется другой, более интересный объект, от первого отворачиваются и «выбрасывают» его из жизни.
Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты. Объектный тип характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме
>
->• Неадекватная |
Отношение человека к самому себе
Самооценка- |
Адекватная ■<-
Завышенная Заниженная |
Высокая Низкая
Эгоизм |
Ч /
Комплекс, неполноценности |
Индивидуализм
Нелюбовь к себе |
Любовь к себе
Здесь также линия водораздела определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе, о чем говорилось ранее. Ярким примером авторитарного подхода выступают этические идеи, требующие от человека самоотречения, отказа от личного счастья «во имя» чего-то: Бога, идеи, отчизны и т.д. Противоположный подход демонстрирует гуманистическая этика, провозглашающая «любовь к себе» главным моральным принципом и призывающая человека «быть» в первую очередь «для себя», считая, что это — залог того, что он сможет таким образом быть и «для других». Истина же, как всегда, вероятно, где-то посередине.
В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать отношение человека к природе.Включение в систему моральной регуляции, предметом которой до недавнего времени традиционно были сугубо «человеческие» отношения, отношений «не-человеческих» (человек и природа, человек и вещь)
116__________________ Раздел II. Теоретические проблемы этики