В Послании к Ефесянам (Еф. 2:14, 15) и в Послании к Колоссянам (Кол. 2:14,16) доказано, что закон был упразднен на кресте
Совершенно верно. Но о каком законе идет речь? Рассматривая Возражение 2, мы пришли к выводу, что Библия говорит не об одном законе и что в этих двух текстах описывается церемониальный закон. Строго говоря, мы могли бы просто отбросить это так называемое доказательство. Однако многие делают на основании этих текстов столь правдоподобные выводы, что нам придется рассмотреть их подробнее.
Мы уже выяснили, что "где нет закона, нет и преступления"; что закон, который формулирует понятие греха, содержит заповедь, говорящую: "Не пожелай", есть Декалог (см. Рим. 4:15; 7:7). На основании простого факта, что грех существовал задолго до Моисея, мы приходим к выводу, что и закон должен был существовать прежде.
Совершенно очевидно, что, рассуждая таким образом, мы вскоре выясним, существовал ли закон после Христа. Существовал ли грех после распятия? Скорее всего, да. После того как Христос возвратился на небо, апостолы отправились проповедовать грешникам. Новый Завет так же много может сказать о грехе и грешниках, как Ветхий. "Но грех не вменяется, когда нет закона" (Рим. 5:13).
Следовательно, совершенно ясно, что Десятисловие существует после Христа, как и до Моисея. Никакой христианин не скажет, что до Христа люди жили, руководствуясь более высокой нравственной нормой по сравнению с нами, потому что не могло быть более возвышенного законодательства, чем Десять Заповедей. Разве можно говорить, что христианство нравственно возвысило человечество, одновременно утверждая, что оно отменило самое возвышенное моральное законодательство - Декалог?
Таким образом, даже не приступая к исследованию текстов, процитированных нашим критиком, мы склонны считать, что они, по всей вероятности, противоречат его теориям. Тексты гласят: "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир" (Еф. 2:14, 15). "Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту... Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (Кол. 2:14, 16). (В английском переводе буквально говорится о "рукописании постановлений (установлений)": "handwriting of ordinances" - Прим. пер.)
Что мы обычно понимаем под "постановлениями", рассуждая в религиозном контексте? Нормативный словарь определяет "постановление" так: "Религиозный обряд или церемония, предписанная или установленная Божественной или церковной властью, например постановление о Вечере Господней". Мы видели, что до Христа иудаизм имел определенные установления, а после Первого пришествия Иисуса у нас есть, например, Вечеря Господня или обряд крещения. Вся разница в том, что у иудеев таких установлений было гораздо больше. Они совершали особые обряды и церемонии, например праздновали Пасху, различные святые дни, совершали жертвоприношения, возлияния и т. д. Например, в Книге Исход мы читаем: "И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи" (Исх. 12:43). Когда об этом говорится в Новом Завете, используется тот же самый язык, например: "И которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления" (Евр. 9:10).
Кроме того, мы видим, что существовали различные законы и повеления относительно порядка совершения этих установлений или обрядов. Все они были записаны Моисеем в книгу, и обычно библейские авторы называют их законом Моисея, или церемониальным законом, который не следует смешивать с законом Десяти Заповедей. Таким образом, становится совершенно очевидно, что, говоря об "упразднении" и "истреблении" закона, Павел не имеет в виду Декалог.
Взаимосвязь между древними иудейскими церемониями и деятельностью Христа лучше всего объясняется в Послании к Евреям. Надо сказать, что обычно автором этого послания считают Павла, написавшего и те два отрывка, которые мы рассматриваем в адресованном нам возражении. В Послании к Евреям мы читаем, что закон имеет "тень будущих благ" (Евр. 10:1). Совершенно ясно, что автор имеет в виду церемониальный закон: во-первых, потому что нравственный закон нельзя назвать "тенью" чего-то "будущего", поскольку он касается вечных принципов, а во-вторых, потому что "закон", о котором говорит автор, касается "всесожжении", "жертв за грех" и т. д. (Евр.10:8).
Все жертвы и приношения, совершаемые во время иудейского богослужения, были прообразами будущих благ Евангелия, которые осуществятся тогда, когда будет принесена великая жертва - Христос. Когда эта великая и совершенная Жертва за грехи была принесена, необходимость в несовершенных тенях отпала. Христос принес "одну жертву за грехи" (Евр. 10:12). Законы и установления, предписывающие совершение жертвоприношений, возлияний, а также празднования ежегодных святых дней (например, Пасхи) были упразднены на кресте. Тень встретилась с реальностью.
Учитывая все это, мы без труда сможем понять, что имеет в виду Павел, говоря о "законе заповедей, содержащихся в установлениях" и о "рукописании установлений". Он просто имеет в виду церемониальный закон. Он еще раз подчеркивает это - поскольку такие "установления" упразднены, нам больше нет необходимости совершать жертвоприношения и возлияния, а также праздновать определенные дни, являющиеся "тенью будущих благ". В данном случае сходство с направленностью Послания к Евреям очевидно.
Такой вывод становится вдвойне очевидным, если мы примем во внимание следующие особенности.
1. Достаточно сравнить слова Павла о пище, питии и праздниках со словами Декалога, чтобы увидеть, что последние представляют собой заповеди, в которых речь идет о весьма значительных поступках: идолопоклонстве, богохульстве, лжи, воровстве, прелюбодеянии.
Для того чтобы лучше понять это противопоставление, представим, что в какой-то стране полностью отменены правила дорожного движения. Мы, наверное, не сможем удержаться от смеха, если власти этой страны торжественно заявят, что теперь никто не осудит нас за чрезмерно долгую парковку автомобиля или за то, что мы не позволили полиции его осмотреть, а ведь на самом деле никто не сможет осудить нас даже за езду с бешеной скоростью по всему городу, когда подвергаются опасности тысячи жизней. Так же обстоят дела и на пути к небу. Если в христианскую эпоху те, кто преодолевает этот путь, внезапно почувствуют себя освобожденными от "закона", включающего и известные заповеди, то какими же неуместными станут вдохновенные слова о том, что отныне никто уже нас не осудит в каких-то второстепенных вещах, касающихся "пищи" и "пития", если на самом деле не подлежит наказанию даже убийство и воровство! И разве будет какой-то смысл возвещать об упразднении святых дней, когда (при условии, что Декалог явился частью "истребленного" закона) можно спокойно и безнаказанно богохульствовать и поклоняться идолам? Какое значение будет иметь соблюдение праздников, если разрешено богохульство?
Но если в какой-то стране упраздняются только те правила дорожного движения, которые касаются второстепенных и довольно обременительных ситуаций (например, парковки), то становится вполне понятным сообщение о том, что за неправильную парковку никого не осуждают. Точно так же, если Небом отвергается только обрядовое законодательство, связанное с пищей, питием и т. д., слова апостола Павла становятся весьма уместными и актуальными.
2. О законе, упомянутом в этих двух текстах, говорится, что он был упразднен смертью Христа. Если Десятисловие является частью этого закона, то тогда Бог послал Своего Сына для того, чтобы Тот, пролив Свою кровь, среди прочего упразднил и прежний Божественный запрет на идолопоклонство, богохульство, убийство и все прочие злодеяния. Какое чудовищное предположение!
3. Кроме того, об этом упраздненном законе сказано, что он был "против нас". Разве можно быть настолько самонадеянным, чтобы утверждать, будто бы Декалог "против нас"?
Итак, мы видим, что эти тексты, которые якобы говорят об упразднении Декалога, на самом деле о нем даже не упоминают.
(Анализируя Возражение 29, мы рассмотрим упомянутый отрывок из Послания к Колоссянам, говоря о заповеди о соблюдении субботы.)
Возражение 12
Посредством Моисея Бог дал заповеди Своему народу. Прошло 15 веков, и Христос тоже дал заповеди. Адвентистам не удается провести различие между Законом Божьим, который был упразднен на Голгофе, и заповедями Христа, которые являются обязательными для христианина. Адвентисты ошибочно утверждают, что Декалог и заповеди Христа равнозначны и в равной мере обязательны.
Вот еще одна, довольно-таки поразительная идея: если мы соблюдаем заповеди Отца - это признак законничества, а если соблюдаем заповеди Сына - это признак благодати. Суть почти всех выступлений против закона, которые нам пришлось рассмотреть, сводилась к следующему: для христианина не существует закона, причем под законом имеются в виду Десять Заповедей. Теперь же нам сообщают, что христианин все же должен подчиняться закону и что ему надо выполнять различные заповеди, причем неоднократно указывается, что Христос выдвинул немало новых заповедей.
Сторонники таких взглядов ссылаются в основном на Нагорную проповедь, начиная с отрывка Мф. 5:29. Читатель, конечно же, знаком с Христовыми заповедями, которые содержатся в этой примечательной проповеди. Нам нет необходимости их перечислять: достаточно выразить их основную суть, сказав, что они затрагивают все многообразие человеческих отношений и в сущности представляют собой изложение того, что мы называем "золотым правилом". Это "золотое правило" представляет собой кульминацию всей проповеди (см. Мф. 7:12). Как ни странно, но, желая доказать, что Христос учредил новое законодательство, заменившее собой законы, данные Богом раньше, наши критики среди прочего упоминают и об этом правиле. Однако прочитаем сам текст: "Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7:12).
Христос решительно подчеркивает, что "золотое правило" представляет собой всего лишь обобщение сути "закона и пророков". Таким образом, различные повеления, которые звучат в Его проповеди, находят свое краткое изложение в этом "золотом правиле". Следовательно, те заповеди, которые якобы являются новыми, на самом деле представляют собой просто переложение "закона и пророков". Такое понимание вопроса полностью согласуется с классическим протестантским взглядом на Писания, согласно которому Новый Завет раскрывается в Ветхом, а Ветхий - в Новом. (Об этом мы говорили, рассматривая Возражение 1.)
Христос действительно пояснял и особенным образом расширял Закон Божий, и это видно из различных отрывков, приводимых желающими доказать, что Христос выдвинул новые заповеди взамен тех, которые провозгласил Его Отец. Вот, например, такой текст: "При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12:15).
Не вызывает почти никакого сомнения тот факт, что многие якобы новые повеления Иисуса представляют собой расширенное изложение десятой заповеди Декалога. Можно взять и другой отрывок, по некоторым соображениям не приводимый оппонентом: "Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". АЯ говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5:27, 28).
Можем ли мы сказать, что тем самым Христос освобождает нас от седьмой заповеди Закона Божьего и выдвигает какой-то новый закон? Такая мысль была бы богохульной. На самом деле Он просто показывает, сколь широко значение этого повеления.
Христос не отвергал Закона Божьего, а возвеличивал его, и вот что предсказал о Нем пророк Исайя: "Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон" (Ис. 42:21). В хорошо известном комментарии об этом тексте говорится следующее: "Он прославит закон, именно прославит, то есть представит пред Своим народом во всем величии и славе. Речь идет не просто об изначальном возвещении закона на Синае - его постоянно истолковывает и распространяет среди людей длинная череда пророков. Опыт Израиля (см. ст. 20) вбирал в себя все это, однако израильтяне не извлекли пользы из обращенного к ним наставления" (Pulpit Commentary).
Среди отрывков, приводимых в попытках доказать, что Христос установил какие-то новые заповеди взамен Закона Божьего, мы вряд ли найдем слова Господа, обращенные к богатому юноше, который спросил Его о том, что сделать ему, "чтобы иметь жизнь вечную". Как известно, Христос ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:16, 17). Разве Христос возвестил здесь какие-нибудь новые заповеди? А ведь был подходящий момент для этого, потому что речь шла о вечной жизни человека. На самом же деле, когда богатый юноша попросил Христа назвать какую-нибудь "конкретную" заповедь, наш Господь просто перечислил повеления, изложенные в Декалоге, и подытожил их: "Люби ближнего твоего, как самого себя". Надо отметить, что это последнее повеление вовсе не является новым: Христос цитирует отрывок из Книги Левит (см. Лев. 19:18).
Разве нужны еще какие-нибудь доказательства, чтобы стало ясно, что Христос не давал никакой новой заповеди, необходимой для спасения?
Кроме того, приведенный отрывок наилучшим образом показывает, что новые заповеди Христа на самом деле
представляют собой расширенное изложение принципов, изложенных в тех повелениях, которые много веков назад были даны Богом. Когда юноша сказал, что все это он соблюдал с юных лет, и спросил, чего ему недостает, Христос сказал, что необходимо продать все свое имущество, раздать нищим и следовать за Ним. Повеление о продаже имения представляет собой всего лишь истолкование десятой заповеди и комментарий на отрывок из Евангелия от Луки (см. Лк. 12:15). Разве можно утверждать, что повеление "следуй за Мною" означало, что юноше надо отвергнуть святой Закон Божий?
Сам Христос неоднократно утверждал, что Он пришел не для того, чтобы установить какие-то новые законы, но лишь для того, чтобы провозгласить заповеди Своего Отца. Приведем эти характерные отрывки, которые наш критик почему-то не включил в перечень своих доводов.
"Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец" (Ин. 12:49, 50). "Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Ин. 14:24) (см. также Ин.7:16; 8:28).
Эти отрывки полностью согласуются с возвещением Христа, сказавшего: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30).
Кроме того, они опровергают точку зрения, согласно которой апостолы тоже выдвинули какие-то новые заповеди, заменившие Закон Божий. Разве стали бы апостолы делать что-нибудь такое, чего не делал даже Христос? Давая Своим ученикам великое поручение нести Евангелие всем народам, Он сказал, что людей надо учить "соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:20). Также: "Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин. 12:49).
Итак, заповеди Отца и Сына едины, и это еще раз доказывается тем, что Христос присутствовал тогда, когда израильтяне получали Декалог в пустыне (см. Неем. 9:11-15 и 1 Кор. 10:1-4). Таким образом, речь идет не о трех разных законодателях (Отец, Сын и апостолы), но только об Одном. Именно этому и учат приведенные тексты, которые полностью согласуются со словами Иакова, сказавшего: "Един Законодатель" (Иак. 4:12).
Быть может, теперь нам надо соблюдать только заповеди Христа, позабыв о заповедях Бога? Рассматриваемые нами тексты дают ясный ответ на этот вопрос, но для большей убедительности приведем еще два. Святые Божьи последних дней земной истории предстают:
1. "Сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 12:17);
2. Соблюдающими "заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12).
По сути дела, Библия знает только две категории людей: тех, кто соблюдает Закон Божий, и тех, кто этого не делает. Люди, названные "святыми" (Откр. 14:12), подчиняются Закону Божьему, а об остальных Павел говорит, что "плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7).
(Подобные же аргументы представлены в Возражении 13.)
Возражение 13
Единственное повеление, которое нам теперь необходимо выполнять, - это заповедь Христа "да любите друг друга", ибо Он сказал, что надо соблюдать Его заповеди, как Он соблюдал заповеди Своего Отца. Разве Библия не говорит, что любовь - это исполнение закона?
Да, Христос сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34). Однако разве можно на основании этих слов сделать вывод, что все прочие заповеди упраздняются? В тексте об этом не говорится. Христос не сказал, что нам надо соблюдать Его заповеди вместо заповедей Его Отца. Если бы Сын освободил нас от законов Отца и вместо них предложил какие-то новые законы, это означало бы бунт. Христос вовсе не стремился разрушить великие нравственные учения и законы, которые были даны в прошлые века. В Нагорной проповеди Он говорит: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5:17, 18).
Читая дальше эту чудесную проповедь, мы обнаруживаем, что Христос упрекает Своих слушателей в слишком узком понимании различных заповедей Декалога. Вместо того чтобы упразднить или даже уничтожить заповеди Своего Отца, Он возвеличивает их.
Таким образом, давая ученикам заповедь любви, Христос хотел, чтобы они во всей полноте прониклись ее величием и святостью. Он хочет, чтобы они любили друг друга не так, как мир понимает любовь, то есть эгоистично или даже сентиментально. Своею жизнью Христос дал пример истинной бескорыстной любви - такой любви, которой до Него никогда не было на земле. В этом смысле Его заповедь можно назвать новой, поскольку Он призывает учеников не просто "любить друг друга", но любить так, "как Я возлюбил вас" (Ин.15:12). Строго говоря, это еще одно свидетельство того, каким образом Христос возвеличивает законы Своего Отца.
Однако что означает выражение "любовь есть исполнение закона"? Наши критики часто расширяют это высказывание, говоря, что, с точки зрения Христа, единственное, что нам надо делать - это любить Бога всем сердцем и ближнего, как самих себя. Внимательно прочитаем, что говорит Библия по этому поводу.
"И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:35-40).
Здесь Христос не излагает никакого нового учения: напротив, отвечая на конкретный вопрос о том, какая наибольшая заповедь в законе, Он почти дословно цитирует Ветхий Завет (см. Втор. 6:5, Лев. 19:18). Иными словами, две великие заповеди о любви к Богу и ближнему со всей очевидностью восходят к ветхозаветным временам. Итак, если эти две заповеди заменяют собой десять, то тогда для чего они вообще были даны? И в то же время мы знаем, что сами израильтяне, внимавшие увещеванию любить Бога и ближнего, внимали и ясному повелению соблюдать Декалог.
Таким образом, эти заповеди не заменяют никакого другого закона: напротив, Христос говорит, что "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Было бы совершенно неверно обособлять эти две заповеди и отсекать от них все остальное. Это противоречит учению Христа.
Библия говорит, что любовь неотделима от закона: "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Ин. 5:2, 3). Так говорит Божья книга, и если мы поистине любим своего ближнего, то не станем красть его имущество, клеветать на него или его убивать. Мы не сделаем ничего, что запрещено Божьими заповедями. Если же мы воистину любим Бога, мы не станем поклоняться ложным богам, упоминать имя Божье всуе или использовать в своих целях Его святой субботний день. Иными словами, если мы любим Бога и ближнего, мы не нарушим умышленно ни одной из Десяти Заповедей. Именно таким образом любовь становится исполнением закона. Не заменяя закон, любовь представляет собой ту единственную силу, которая приводит к истинному послушанию Божьим заповедям. Библия говорит, что надо остерегаться тех, кто, утверждая, что знает и любит Бога, отказывается соблюдать Его заповеди (см. 1 Ин. 2:4). Такая любовь лжива.
Возражение 14
Адвентисты седьмого дня постоянно проповедуют, что надо хранить Божьи заповеди и исполнять закон, как будто в этом и состоит истинная религия, как будто тем самым приобретается пропуск на небеса. На самом же деле у христианина нет ничего общего с законом, он целиком и полностью живет благодаря Божьей благодати, которую обретает через веру в Евангелие Иисуса Христа. Так, и только так человек может оправдаться перед Богом и приготовиться для вечности.
Да, мы на самом деле проповедуем, что человек должен исполнять Божьи заповеди, однако с той же силой мы проповедуем, что единственная надежда на небо кроется в Божьей благодати, которая дается в Евангелии. Следовательно, между этими двумя утверждениями нет никакого противоречия, что мы и попытаемся показать. Прежде всего обратим внимание на то, каким образом эти сходные утверждения относительно послушания излагаются в Ветхом и Новом Заветах:
Ветхий Завет | Новый Завет |
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:16, 17). | "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). |
"И исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему.. За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:3-5). | "Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?" (Мф. 15:3). |
"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля" (Исх. 19:5). | "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф. 19:17) |
"Но люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19:18). | ""Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим". Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого" (Мк. 7:7, 8). |
"И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов" (1 Цар. 15:22). | "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14:21). |
"Возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков" (4 Цар. 17:13) | "Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сем слове: "люби ближнего твоего, как самого себя"" (Рим. 13:9). |
"Но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо"" (Иер. 7:23). | "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании... Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы" (Иак. 1:25; 2:12). |
"Ибо отцов ваших Я увещевал постоянно с того дня, как вывел их из земли Египетской, до сего дня; увещевал их с раннего утра, говоря: "слушайтесь гласа Моего"" (Иер. 11 :7). | "Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки" (1 Ин. 5:2, 3) |
"Молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!" (Дан. 9:4). | "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр. 14:12). |
А теперь посмотрим, что говорят Ветхий и Новый Заветы о Божьей благодати, которая обретается благодаря вере в Евангелие Иисуса Христа. В силу того, что значимость отдельных ветхозаветных эпизодов раскрывается при помощи пояснений новозаветных авторов, колонка, озаглавленная "ветхозаветные времена", содержит некоторые отрывки из Нового Завета.
Ветхозаветные времена | Новозаветные времена |
"И вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3.15). | "Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21). |
"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще" (Евр. 11-4). | "И говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). |
"Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере" (Евр. 11:7). | "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38). |
"И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22:18). | "Вы - сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: "и в семени твоем благословятся все племена земные"... И нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 3:25; 4:11, 12). |
"Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"... Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам" (Рим. 4:2-8, 16). | "И, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30, 31). "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, лотом и Еллину" (Рим. 1:16). "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божий, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия" (Рим. 3:21, 22). |
"Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: "кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" И не за морем она, чтобы можно было говорить: "кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?" Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его" (Втор. 30:11 - 14). (Цитируя этот отрывок из Второзакония, Павел предваряет его так: "А праведность от веры так говорит" (Рим. 10:6). | "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5:1,2). "Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (1 Кор. 15:10). "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:4 - 9). |
"Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня... Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50:3, 4, 12, 18, 19). | "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит. 2:11). "И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Откр. 22:17). |
Исследовав ветхозаветные и новозаветные отрывки, касающиеся послушания и благодати, мы можем сделать следующие выводы:
1. На протяжении всей земной истории Бог дает лишь одно правило тем, кто желает стать Его детьми и обрести небо: это правило заключается в послушании Его заповедям;
2. Равным образом на протяжении всей истории существовало и существует только одно средство, с помощью которого человек может очиститься от греха своего прошлого непослушания и проявить истинное послушание в будущем: таковым средством является Божья благодать и сила, которые обретаются по вере в Евангелие. Ответив на несколько вопросов, мы еще больше убедимся в обоснованности этих выводов.
1. Каким образом грех стал присущ человечеству? Ответ: нарушением в Едеме Божьей воли, Его святого повеления.
2. Где эта воля нашла свое наиболее сжатое выражение? Ответ: в Его святом законе, Декалоге.
3. Как относится мятежный человек к Закону Божьему? Ответ: "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим. 8:7).
4. Как грех определяется в Библии? Ответ: "Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3:4).
5. Многие ли из нас являются грешниками? Ответ: "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
6. Каково наше положение перед Богом? Ответ: "Виновны пред Богом" (Рим. 3:19).
7. Может ли человек избавиться от вины за свои прошлые грехи и оправдаться перед Богом, точно следуя Закону Божьему? Ответ: "Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть" (Рим. 3:20).
8. Какую цель преследует закон по отношению к виновному человеку? Ответ: "Законом познается грех" (Рим. 3:20). "Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15).
9. Что такое Евангелие? Ответ: Благая весть о том, что Христос пришел умереть за наши грехи и даровать людям Божью благодать (см. Мф.1:21; 2 Кор. 5:18-21).
10. Что такое благодать? Ответ: незаслуженное человеком Божье благоволение, проявляющееся в том, что Бог спасает и сохраняет его.
11. Как Божья благодать проявляется по отношению к виновному человеку? Ответ: 1) предоставлением ему тех средств, с помощью которых он может освободиться от вины за свои прошлые грехи; 2) освобождением его от "плотских помышлений" и бесчувственного сердца, которые суть "вражда против Бога" и которые "закону Божию не покоряются", и дарованием нового сердца и новых помышлений, благодаря чему человек с радостью стремится исполнить Божью волю (см. Рим. 8:7; Евр. 8:10).
12. Каким образом человек освобождается от вины за прошлые грехи? Ответ: "И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши" (1 Ин. 3:5). "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе... в прощении грехов, соделанных прежде" (Рим. 3:24, 25).
13. Каким образом виновный человек может очиститься? Ответ: верою во Христа. "Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).
14. Что происходит с кающимися грешниками в тот момент, когда они верою принимают Христа? Ответ: для них исполняется обетование Нового Завета: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом" (Евр. 8:10).
15. Что происходит, когда святые требования Закона Божьего и требование послушания запечатлеваются в
наших мыслях и сердцах? Ответ: Христос "осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:3,4).
16. Как еще описывается эта чудесная новая жизнь, наступившая для прощеного грешника? Ответ: "И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20).
17. Если Христос отдал Свою жизнь за нас, то каково должно быть наше отношение к Закону Божьему? Ответ: такое же, как у Христа.
18. Как Христос относился к Закону Божьему? Ответ: "Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9).
19. Каким образом прощеный грешник показывает, что он больше не враждует с Богом, но воистину любит Его? Ответ: проявляя по отношению к Богу послушание, которое прямо противоположно бунту против Него. "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его" (1 Ин. 5:3).
20. Как можно кратко охарактеризовать принципиальное различие между грешником и прощеным чадом Божьим? Ответ: охарактеризовать можно следующим образом:
Грешник | Прощеное дитя Божье |
1 "Вражда против Бога". | 1. В гармонии с Богом. |
2. "Помышления плотские". | 2. "Не по плоти, но по духу". |
3. "Закону Божию не покоряются". | 3. Закон Божий в уме и сердце. |
4. Подвластен сатане (см. Рим. 6:16), источнику всякого мятежа. | 4. В нем живет Христос, в сердце Которого находится закон Отца. |
Таким образом, становится совершенно ясно, что между законом и благодатью, между послушанием святому
Закону Божьему, которое является истинным отличительным признаком Божьих детей, и спасением от греха с помощью Божьей благодати, явленной в искупительной жертве Христа, не существует никакого противоборства. Мы спасены от греха, то есть нарушения закона, для того чтобы мы могли жить в послушании, то есть соблюдая этот закон. Ни один грешник не взойдет на небо. Для "святых", ожидающих Второго пришествия Христа, характерны две важные особенности:
1. Они соблюдают "заповеди Божий";
2. Они хранят "веру в Иисуса" (Откр. 14:12).