Культурная антропология и культурология
Место культурологии в системе гуманитарного знания
Сегодня нет единого мнения о том, что такое культурология — совокупность наук или единая наука. Относительно предмета культурологии сегодня можно выделить несколько точек зрения:
· 1) близкая уровню обыденного понимания, где культурология трактуется как предмет, изучающий «наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования»1;
· 2) культурология предстает как совокупность или комплекс наук о культуре2;
· 3) в некоторых концепциях культурология трактуется более узко и рассматривается как теория и история культуры; между тем эта позиция, равно как и предыдущая, может вызывать возражения, так как наличие разных предметов и, соответственно, методов исследования свидетельствует о наличии нескольких наук;
· 4) аналогичную критику вызывает и восприятие культурологии как философии культуры, так как основным вопросом философии, в том числе и философии культуры, становится осмысление экзистенциальных проблем человека, находящегося внутри культуры, культурология же предполагает дистанцирование, некое отстранение от изучаемой культуры, что вносит элемент объективности в ее рассмотрение;
· 5) культурология является своеобразным аналогом культурной антропологии, в качестве составных элементов включающей археологию, этнологию, лингвистику.
Поэтому задача исследователя — рассмотреть науки, занимающиеся изучением культуры, и доказать специфику культурологии и ее отличие от иных наук о культуре.
Культурология и философия культуры
Известный отечественный философ В. М. Межуев считает, что философия культуры и культурология соотносятся так же, как философия и наука в целом. Впервые этот вопрос был поставлен в трудах немецких культурфилософов и американских культурантропологов, которые противопоставили философскому воззрению на культуру ее научное изучение. Несмотря на то что наука и философия сформировались в Античности из единого основания и вместе пытались осмыслить окружающий человека мир в его целостности, тем не менее они различным образом реагируют на свою связь с культурой. Различия между наукой и философией можно обобщить в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Наука | Философия |
1. Существует вне культурного контекста — ее законы объективны для любой культуры. Научные представления имеют свойство всеобщности и необходимости, сохраняющееся за рамками любой культуры | 1. Существуете определенном культурном контексте и имеет смысл только в границах определенной культуры. Философские идеи обладают свойствами культурной уникальности и самобытности |
2. Наука познает мир вне связи мира с познающим субъектом | 2. Философия познает мир в связи с человеческой субъективностью, всегда культурно обусловленной |
3. Картина мира. Культура рассматривается отстраненно и объективно, т. е. в науке проявляется стремление к натурализации мира | 3. Создавая картину мира, философ проецирует на нее свое представление о человеке в ситуации своего времени и своей культуры, т. е. в философии проявляется стремление к гуманизации мира |
4. Природа по своему физическому строению выступает как одна и та же в любой культуре | 4. Природа по смыслу и значению—разная в разных культурах. Задачей культур философии и была выработка идеи природы, которая предстает в своем культурном значении |
5. Научное отношение к культуре — описательное и дескриптивное. Здесь акцентируется то, что присуще человеку в любые времена и в любых обстоятельствах Итак, культурология—это знание о разных культурах и их отличие друг от друга | 5. Философское отношение к культуре — оценочное и нормативное |
Итак, культурология — это знание о разных культурах и их отличие друг от дяуга | Философия культуры — это знание о культуре, которую мы считаем своей, т. е. это самосознание |
Наука о культуре и философия культуры предполагают друг друга: осознавая свою культурную идентичность, мы не можем обойтись без знания о разных культурах, а последнее лишено смысла без «идеи культуры», т.е. того, что она значит для нас. Вне научного осмысления изучения культура — отвлеченная идея, вне философского осмысления — простое множество культур* |
Итак, философия культуры принципиальным образом отличается от культурологии.
Культурная антропология и культурология
Термин «культурология» был введен в научный обиход еще в первой половине XIX в. немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако широкое применение этот термин получил после выхода в свет основного произведения американского культурантрополога Лесли Уайта (1900–1975) «Наука о культуре» (1949), который предложил следующее определение культурологии: «Культурология — это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только биологических или психологических понятий»3. Несмотря на то, что термин был предложен и обоснован американским ученым, он получил распространение в России, на Западе же сходными проблемами занимается культурная антропология.
Культурная антропология изучает эволюционные механизмы развития культуры: возникновение языков, функционирование текстов, материальных культур, продуктов духовной деятельности. В центре ее интересов — архаические культуры и их аспекты функционирования — материальная культура, обычаи и обряды, табу, фольклор, одежда, способы приготовления пищи, способы охоты и рыболовства, социальная структура, формы брака, формы воспитания. Поэтому в качестве своих структурных элементов культурная антропология включает археологию, этнологию, лингвистику и отвечает на вопросы о том, как возникает культура, как входит в мир культуры человек, как он начинает жить в соответствии с установками, передающимися из поколения в поколение, как возникают такие формы культуры, как искусство, наука, мифология, как взаимодействуют между собой различные культуры. Эти вопросы исследовал американский культурантрополог, профессор Колумбийского университета Джеймс Керн Фейблман, который обосновал их в книге «Теория человеческой культуры» (1946).
Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.