Спасение через чадородие?
«Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). В этом стихе Павел утверждает, что женщины спасутся «через чадородие». О каком спасении он говорит? Не может быть, чтобы речь шла о спасении от вечного проклятия, так как это спасение было даровано Самим Иисусом. По контексту это должно быть спасение от последствий преступления Евы (см. 1 Тим. 2:14), так как именно это обсуждалось прежде. Как же рождение детей может принести это спасение?
Обычно этот стих интерпретируют как указывающий на рождение младенца Иисуса — семени женщины. Тем не менее в более узком смысле он может относиться к благовестию, как подразумевается греческим словом, использованным в этом отрывке. Это слово — «teknogonea», в английском переводе Библии «New American Standard Version» переведенное как «рождение детей». Однако «teknogonea», использующееся в Новом Завете лишь однажды, значит не только рождение, но и зачатие детей. Физиологически женщины могут рожать детей, но никак не могут их зачать. Зачатие могут совершить лишь мужчины, потому что оно включает проникновение мужского семени в женщину. Следовательно, Павел, скорее всего, имеет в виду что-то еще. Я бы сказал, что речь идет о зачатии духовных детей.
Это соответствует контексту Первого послания к Тимофею (см. 1 Тим. 1:15-2:15), в котором нам показывается, как благовествовать, основываясь на молитве, — это то, что сейчас мы называем молитвенным благовестием. Также эта мысль гармонирует с хорошо известным отрывком о женщинах-евангелистах из Шестьдесят седьмого псалма, где мы читаем: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество» (Пс. 67:12).
Женщины-евангелисты
Неоспоримо, что женщины постоянно играют важные роли в приведении людей к Господу, — будь то бабушки, тети, матери или жены. Кроме того, некоторые из наиболее успешных евангелистов на планете — женщины. Это так, будем ли мы смотреть на евангелизацию «от двери к двери» в странах третьего мира, или на Кэтрин Кульман, Эйми Семпл Мак-Ферсон или мать Терезу, или же на наших современниц — Синди Джейкобс и Анну Грэм-Лотц. Соглашаемся мы с их богословием и методами или нет, невозможно отрицать, что эти женщины привели множество людей кс Христу.
Используя образ рождения детей, подразумевающий приведение в мир новой жизни, Павел, кажется, говорит, что эффективность женщин в служении перевернет последствия преступления Евы. Другими словами, пусть плод покажет, каковы корни этого еще не классифицированного дерева. Существует библейский прецедент, произошедший, когда Бог вводил радикальный принцип: язычники могут спастись и не становясь евреями. Как и Петр, признавший обращение Корнелия благодаря надежному духовному опыту — говорению на языках (см. Деян. 11:15-18), Павел утверждает, что если правильно наученные женщины начинают успешно служить, их восстановленный статус будет признан всеми, когда плод этого служения станет очевиден. Не будем забывать, что Павел, открывая эту часть послания о женщинах, подчеркивает необходимость совершения добрых дел, способных дать их внутреннему благочестию материальное подкрепление.
Грех и беззаконие
Павел указал на то, что время этого спасения зависит от умения женщин жить «в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Почему Павел делает это условием освобождения женщин от последствий преступления Евы? Должно быть, это связано с принципиальной разницей между грехом и беззаконием.
Грех можно описать как сам злой поступок, а беззаконие — как его последствия. Грех — это само непослушание; беззаконие — это отметина на виновных в грехе или связанных с ним. Сегодня грех рабовладения в Соединенных Штатах Америки больше не практикуется, но беззаконие и зло рабовладения — его последствия — болезненно очевидны. Афроамериканцы живут в ужасных и унизительных социально-экономических и моральных условиях. У них пугающе высокий уровень подростковой беременности и безработицы, рекордное количество незамужних матерей, а на вступительных экзаменах они показывают чрезвычайно низкие баллы.
Бог не вменяет грехи родителей детям вплоть до четвертого поколения, потому что эти грехи были прощены через искупительную смерть Иисуса Христа. Вновь возвращаться к ним значило бы пытаться платить дважды по одному и тому же счету, особенно если на нем стоит красная печать «Оплачено полностью».
С другой стороны, беззакония — последствия тех грехов — по-прежнему рядом с нами, переходя от поколения к поколению, и от них нужно избавляться. Сам по себе грех нематериален в отличие от его последствий. Именно здесь в дело вступает Церковь. Когда наши нематериальные грехи омыты, нам необходимо перейти к уничтожению их вполне материальных последствий, сначала в нашей собственной жизни, потом в жизни тех, кого этот грех коснулся, и, наконец, во всем обществе. Это необходимо совершать через покаяние, возмещение убытков и восстановление, приносящее в жизнь противоположное тому, что сотворил грех.
Так как искупляющая кровь Иисуса символизирует божественную печать «Оплачено полностью» на долговой расписке, которая есть у сатаны против человечества, то у лукавого больше нет никаких прав на собственность, приобретенную обманным путем в Едемском саду, потому что Иисус уже выкупил этот вексель. Вот почему Церкви повелевается вновь вернуть себе то, что законно подарила Голгофа. Чтобы у нас это получилось, мы должны сами сделать следующий шаг и убрать все существующие беззакония, действуя в духе, противном духу греха, приведшего к этим беззакониям. Например, в случае с рабовладением, белые должны служить, чествовать и отдавать, а не брать еще больше от своих афро-американских собратий. Самое главное — восстановление противоположного духа.