Значение чисел ноль, единица и двойка
0 = непроявленное состояние. Совершенный круг как символ первоначального райского инобытия. То, что предшествует всякому началу и обозначается в мифах как нечто круглое, как яйцо, женское лоно или змей-уроборос (кусающий себя за хвост).
1 = импульс, Ян, мужское начало, принцип Творения. Символ человека прямоходящего, вышедшего за пределы Ноля и разделившего его.
2 = проявленный мир. Женское начало Инь, пассивный принцип Восприятия и плодородия. Символ двоичности и сомнения.
Из этих рисунков следует, что:
1 и 2 обуславливают друг друга. Существование одного есть причина существования другого (закон полярности).
1 и 2 нуждаются друг в друге: импульс (1) выдыхается без подпитывающей силы (2). Подпитывающая же сила (2) остается невостребованной, если нет импульса (1).
Таким образом, 1 и 2 равноценны.
1 и 2 - еще не Много, потому что 1x2 = 2. Лишь через их единение 1+2 появляется 3, после чего становится возможным умножение и возникает первая геометрическая фигура (треугольник) и третье измерение.
Переход от двоичности к троичности 0-1-2 хорошо отобразил Уильям Блейк в своей картине Творения.
Описание
22 Старших Арканов
ШУТ
Der Narr; The Fool (The Mate); Le Mat
АРХЕТИП | Ребенок. |
БУКВА | Тав = Т, символ: грудь или живот. Числовое значение = 400. |
ЧИСЛО | 0 - непроявленное число. Первичная целостность. Парадокс, гласящий, что Ничто существует. Число, не изменяемое ни умножением, ни делением. Состояние пред- начала. В ряду: - 3, - 2, - 1, 0, + 1, + 2, + 3 Ноль занимает место женского четного числа, что соответствует его символическому значению «яйцо». |
ЦИТАТЫ | «Мечта о полной самореализации в жизни вовсе не требует осуществления в буквальном смысле.- |
Достаточно лишь время от времени вспоминать о ней. Главное - не давать угаснуть своим желаниям и надеждам слишком рано. Тот, кто пытается осуществить свои детские надежды во взрослой жизни, никогда не достигнет зрелости. Однако тот, кто подавляет их, не давая воплотиться или обрести новое качество, сразу становится стариком. Полная самореализация - это сознательное воплощение своих надежд и сознательный же отказ от них, умение бороться за них и умение прощаться с ними, готовность испытать счастье и готовность страдать». Филипп Метман «Никогда не бойся хаоса, ибо именно из хаоса рождается нечто. Когда ситуация становится хаотичной, я не пугаюсь, а жду рождения чего-то нового. Если хаотичным становится наше мышление, или если мое мышление хаотично в принципе, - это лишь оттого, что нам не дано охватить мысленным взором всю картину». Карл Пейн Тоби | |
ОБРАЗЫ | Деревенский дурачок, клоун (печальный), весельчак, придворный шут, второе «Я» короля (Король Лир), джокер, Идиот, болван, озорник, чудак, Иван- дурак, бродяга, Тиль Уленшпигель, паршивец. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Котомка с мировым яйцом, багаж ненужных знаний, собака как голос инстинкта. Дурацкий колпак. Собака кусает его в основание позвоночника (1-я чакра), пробуждая Кундалини (покоящийся огонь). |
квальном смысле. Достаточно лишь время от времени вспоминать о ней. Главное - не давать угаснуть своим желаниям и надеждам слишком рано. Тот, кто пытается осуществить свои детские надежды во взрослой жизни, никогда не достигнет зрелости. Однако тот, кто подавляет их, не давая воплотиться или обрести новое качество, сразу становится стариком. Полная самореализация - это сознательное воплощение своих надежд и сознательный же отказ от них, умение бороться за них и умение прощаться с ними, готовность испытать счастье и готовность страдать». Филипп Метман «Никогда не бойся хаоса, ибо именно из хаоса рождается нечто. Когда ситуация становится хаотичной, я не пугаюсь, а жду рождения чего-то нового. Если хаотичным становится наше мышление, или если мое мышление хаотично в принципе, - это лишь оттого, что нам не дано охватить мысленным взором всю картину». Карл Пейн Тоби | |||
ОБРАЗЫ | Деревенский дурачок, клоун (печальный), весельчак, придворный шут, второе «Я» короля (Король Лир), джокер, Идиот, болван, озорник, чудак, Иван- дурак, бродяга, Тиль Уленшпигель, паршивец. | ||
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Котомка с мировым яйцом, багаж ненужных знаний, собака как голос инстинкта. Дурацкий колпак. Собака кусает его в основание позвоночника (1-я чакра), пробуждая Кундалини (покоящийся огонь). | ||
СИНТЕЗ | (минус) Глупость, промахи. Попытка примерить на себя шаблоны другого человека. Хаос, неумение управлять собой, наркотическая зависимость, незрелость, леность, безответственность, косность. Шут - единственный из бывших «козырей», кому удалось удержаться в наших теперешних колодах, где он играет роль джокера. Как номер Шута, Ноль, не закрепляет за ним никакого определенного места в порядке карт, так и джокер может заменять любую другую карту. Его часто рассматривают в качестве «героя», совершающего путешествие по 21 карте Старших Арканов, чтобы, перейдя на новый уровень, проделать весь путь сначала. Уэйт называл его «духом, отправившимся в путь в поисках опыта», куда влечет его любопытство и беспокойная натура. Он движется безо всякого плана, спокойно и беззаботно, по пути, полному сюрпризов. Это - наш любимый внутренний ребенок, заметно оживляющий нашу жизнь. Он играет, смеется, мечтает, удивляется и радуется, нисколько не задумываясь надо всем этим. С точки зрения «взрослой» личности он, конечно, делает глупости, которые нужно пресекать. Наше счастье, что если он и дает себя запугать, то только на время, а потом вновь принимается за свое. И в тот самый миг, когда наше премудрое «Я» меньше всего на это рассчитывает, он выкидывает очередное свое коленце, в один миг превращающее все наши твердые планы и намерения в макулатуру. И тут уже хоть плачь, хоть смейся, все равно ничего не изменишь, но смеяться | ||
всегда веселее. Учиняемый им хаос часто несет в себе некую легкость, расслабленность, дает новую исходную точку, придавая нашим первоначальным планам ту живость, которой им так не хватало. Если мы хотим больше радости в жизни и от жизни, нам надо подружиться с Шутом, обитающим внутри нас. | |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Все смешалось? Кругом хаос? Вот и воспринимайте жизнь как хаос, спокойно и непредвзято идя навстречу ее урокам и испытаниям. Жизнь полна сюрпризов, это игра, - радуйтесь же ей смело. В уличном кафе сидит мужчина. И - не верит своим глазам: за соседний столик садится женщина его мечты! Он начинает мучительно соображать, как заговорить с ней. Его даже пот прошибает, ибо ему ясно, что такая возможность никогда больше не повторится. Обычные слова тут не годятся. С огромным трудом он подбирает выражения, хоть как-то подходящие такому моменту. Повторив их про себя раз сто, он поднимается и идет к ее столику - сердце скачет, ноги подкашиваются. Слова, которые он произносит, кажутся ему банальными, как в плохом кино. При этом он слегка наклоняется к ней и опирается рукой о столик. А столик-то шаткий, он накреняется, и ее кофе с пирожным падают прямо на юбку. Секунды ужасного молчания, показавшиеся ему вечностью, вдруг прерываются громким веселым смехом обоих. Знакомство сразу становится очень приятным. |
ИСТОРИЯ | Один человек попал в Страну Дураков. Идя по дороге, он увидел людей, в ужасе |
бежавших прочь от поля, на котором росла пшеница. - Там чудовище, чудовище! - закричали они ему. Он пошел, посмотрел и увидел всего лишь большой арбуз. Объявив им, что готов убить чудовище, он пошел и съел арбуз. Однако люди стали теперь бояться его, причем еще больше, чем раньше боялись арбуза. «Нужно скорее избавиться от него, иначе он съест всех нас!» - решили они и изгнали его из своей страны. Через какое-то время к ним в страну забрел еще один путник и тоже встретил людей, с криками бежавших от арбуза. Однако этот путник не стал предлагать им помощь, а закричал и побежал прочь вместе с ними - и так завоевал их доверие. Он жил среди них довольно долго, понемногу уча их всяким простым вещам, пока не добился того, что люди не только перестали бояться арбузов, но и стали их выращивать. Суфийская притча |
I. МАГ
(ФОКУСНИК)
Der Magier; The Magician (The Juggler); Le Bateleur
АРХЕТИП | Волшебник. |
БУКВА | Алеф = А, символ = человек (Адам), Всемогущество. Числовое значение = 1. |
ЧИСЛО | 1 = проявленная Единичность, человек прямоходящий, импульс, Ян, мужское начало. Число, содержащееся во всех других числах = Единичность во Многом. |
К.-Г. ЮНГ | «Колдовство, чудеса и парапсихологиче- ские феномены имеют одно общее: трепетные ожидания их участников». |
ЦИТАТЫ | «Всякий раз, когда меня что-то трогает, будь то поэзия, музыка или пейзаж, я понимаю, что живу в мире настолько |
значительном, что он заслуживает много большего, чем та мелочная леность, в которой я нахожусь обычно». Колин Уилсон «Тот, кто пользуется своим хладнокровием и свободомыслием, своей непредвзятостью по отношению к величию и низости, своим умением замечать очевидное и своим знанием как благородных порывов, так и глупейших промахов души человеческой, не ограничивая себя никакими сомнениями или угрызениями совести, лишь ради того, чтобы играть на людских нервах как на музыкальных инструментах, то, доводя других до логического предела их необузданной натуры, то, с циничной усмешкой прощая им их беспомощность, не может не стать приверженцем жизнерадостного макиавеллизма, с виду добросердечным, в душе же бездушным колдуном. Он будет заметно оживлять атмосферу вокруг себя, щедро одаривая ближних как счастьем, так и несчастьем, будет исцелять расслабленных и разрубать гордиевы узлы, не чувствуя в глубине своей честолюбивой души ни малейшего движения. Ибо ему самому не дано будет познать ни счастья, ни несчастья, а только лишь наслаждение и отвращение, как от хорошей и плохой пищи, которую можно смаковать, а можно и выплюнуть, как того пожелает его безграничное самомнение». Филипп Метман | |
ОБРАЗЫ | Творец, мастер, трикстер, Гермес Трисмегист, Отец небесный, Спаситель, |
шарлатан, алхимик, целитель, аферист, «голубой воришка». | |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Лемниската («лежащая восьмерка») на шляпе - символ свершения, завершения. Четырехугольный стол - реальный план, отсюда 4 магических орудия, на нем лежащие, как обозначения четырех мастей Младших Арканов (жезлы, кубки, мечи, денарии). Это - знаки судьбы. Маг - мастер реального плана, а тем самым и хозяин своей судьбы. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Сад, полный цветов = уровень подсознания. Красные розы и белые лилии = Божественная Любовь и чистота души, Свет. Змея, кусающая себя за хвост, вместо пояса - уроборос, символ Вечности и духовного совершенства. Жезл и положение рук олицетворяют взаимосвязь того, что внизу, с тем, что наверху. Белые одежды - чистота помыслов. Красный плащ - закон Молчания. |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | Как Единица обуславливает Двойку, так Единство сознательных и подсознательных желаний составляет основу магической силы. Слово «маг» происходит от названия жрецов у персов, в среде которых зародился зороастризм (Заратустра). «Маги составляли мистический орден особой, возвышенной чистоты, став естественным связующим звеном между шаманами каменного века и разнообразными магическими культурами современной урбанистической цивилизации. Они возникли как результат потребности людей избавиться от «судьбы», рав- |
нявшей их с животными, и заглянуть наконец под «покров тайны». Колин Уилсон | |
АНАЛОГИИ | Огонь (горячий, яркий, светлый), Солнце; возможно, Меркурий; середина, философский камень, Кастанеда. |
СОВЕТ | Что делаешь, то делай! Высвободи статую из камня, идею из замысла, дай им воплотиться. Что наверху, то и внизу. |
КАЧЕСТВО | Ум, сообразительность, хорошее воображение, знание, богатство идей, внутренняя сила, активность, уверенность в себе, лидерство, жажда деятельности. |
ЦЕЛЬ | Произвести впечатление, узнать новое, найти взаимосвязь с космическим Всеединством, выдержать испытание. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Ослепление. Злоупотребление властью, смешение несоединимого, шарлатанство, черная магия. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Самореализация, слияние личной воли с волей Космоса, мастерство, внутренняя сила, мудрость, самоконтроль, развитие способностей, новые начинания, стойкость, сосредоточение, (минус) Злоупотребление своей силой, бессилие, нерешительность, неспособность сосредоточиться, склонность к шарлатанству, обману. |
СИНТЕЗ | Эта карта олицетворяет могучую силу, высокое мастерство и способность воздействовать на других. Это не импульсивная воля, рывком пробивающая себе путь к цели, а спокойная, ровная уверенность в собственных силах и воз- |
можностях, происходящая от гармоничного равновесия между сознательными и подсознательными устремлениями. Отсюда и удивительная сила внушения (в том числе самовнушения), необходимая для осуществления планов. Осознание этой силы низводит бытовые «проблемы» до уровня мелочей, вселяя в человека уверенность в его высшем предназначении. Человек смело принимает вызов, выдерживает «экзамен» судьбы, самостоятельно управляет ходом событий. Однако именно тут может проявить себя теневая сторона карты. Ощущение собственной силы - большое искушение: а) самовнушение становится опасным, если его формулы проистекают от страхов, в особенности от страха перед самой жизнью, и человек может стать мелочным педантом; б) умение управлять другими людьми ради достижения собственных целей может не только стать опасным, но и привести к утрате доверия. | |||
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Пора осознания своих желаний и достижения успеха. Повседневные проблемы разрешаются на удивление легко. Человек твердо знает, что и зачем он делает. Он оказывает сильное влияние на других людей, а также на ход событий. Через медитацию он подключается к великим источникам силы. | ||
ИСТОРИЯ | ПРИНЦ И ВОЛШЕБНИК Жил-был юный принц, который верил во все, кроме трех вещей: принцесс, островов и Бога. Король, его отец, однажды сказал ему, что их не бывает. | ||
И, поскольку в их государстве не было ни принцесс, ни островов, ни каких бы то ни было признаков существования Бога, принц верил своему отцу-королю. И вот однажды принц отправился путешествовать и приехал в соседнее государство. Там он вышел на берег моря и с большим удивлением убедился, что в море есть острова, а на них живут какие-то странные существа, которых он даже не знал, как назвать. Он стал бродить по берегу в поисках лодки и встретил человека во фраке. - Скажите, а это правда острова? - спросил у него принц. - Конечно, это самые настоящие острова, - ответил человек во фраке. - А что за существа на них обитают? - Это принцессы, причем тоже самые настоящие. - Так значит, и Бог тоже существует! - воскликнул принц. - А я и есть Бог, - с поклоном сообщил человек во фраке. Вернувшись домой, принц в большом волнении побежал к своему отцу- королю. - Вот и ты, сын мой, - приветствовал его тот. - Отец! Я видел острова и принцесс, и я видел Бога! - закричал принц, и в его голосе слышался упрек. Король, однако, остался невозмутим. - Никаких островов и принцесс не существует, не говоря уже о Боге, - спокойно ответил он. - Но ведь я их видел! - Скажи лучше, как этот твой Бог был одет. | |||
- Он был во фраке! - А рукава у него случайно не были закатаны? Принц стал вспоминать и подтвердил, что рукава фрака были закатаны до локтей. Король улыбнулся: - Так я и знал. Маги всегда закатывают рукава, когда приступают к серьезному делу. - Тебя обманули, сынок. Принц снова отправился в соседнее государство, вышел на берег и дождался появления человека во фраке. - Король, мой отец, объяснил мне, кто ты такой! - возмущенно произнес он. - В тот раз ты обманул меня, но теперь это тебе не удастся. Я знаю, что ни островов, ни принцесс на самом деле не бывает, и что ты - всего-навсего маг! Человек во фраке рассмеялся. - Да, мой юный друг, тебя обманули, но сделал это не я, а твой отец. В вашем государстве тоже есть и острова, и принцессы. Однако отец заколдовал тебя, так что ты не можешь их видеть. В глубоком раздумье вернулся принц во дворец. Придя к отцу, он взглянул ему прямо в глаза: - Отец! Правда ли, что ты никакой не король, а всего лишь маг? Рассмеявшись, король закатал рукава: - Да, сынок, я - маг. - Но мне нужно знать правду! Ту правду, которая превыше всякой магии. - Превыше магии никакой правды нет, - вздохнул король. Принц опечалился: - Тогда мне лучше умереть! И король вызвал ему Смерть. Она вошла и кивком поманила к себе принца. Но ее облик испугал его. Он вспомнил о |
прекрасных островах и о еще более прекрасных принцессах. - Хорошо, - сказал он. - Я понял. Я согласен. - Прекрасно, сынок, - обрадовался король. - Теперь ты тоже готов стать магом. Джон Фаулз. «Маг» |
II. ЖРИЦА
(ПАПЕССА)
Die Hohepriesterin; The High Pristess
(The Popess); La Papesse
АРХЕТИП | Дева. |
БУКВА | Бейт = Б, символ: рот, уста, также дом, семья; речь, язык. Числовое значение = 2. |
ЧИСЛО | 2 = двоичность, разделение на субъект и объект, половина круга. Число выбора (альтернативы, «одно из двух») или сомнения (два противоположных мнения). Первое человеческое сомнение, по Библии, было высказано Евой: «Точно ли Господь сказал это?», став причиной изгнания наших прародителей из рая, а наших современников - из безоблачного покоя привычной жизни (отчаяние). С другой стороны, лишь сомнение можно считать надежным методом познания (яблоко) |
ЦИТАТА | «Два - это двойственность, двоякость и двуполость, Двойного плода полнота и полость». Фридрих Рюккерт, «Мудрость брамина» |
ОБРАЗЫ МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Женская сторона божественности, Изида, Астарта, Дева Мария, София, Воспринимающая, монахиня, Небесная Мать. Желтая перевязь = принятие своей судьбы, но также - единение правого и левого, сознания и подсознания. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Изида, троякая богиня Луны (венец, изображающий три фазы Луны). Растущая Луна = девственница, посвященная богине. Полная Луна = Жрица как представительница богини. Убывающая Луна = вестница Смерти. Шехина - духовная невеста праведника. Символ божественного присутствия. Высший разум. Тора = высший, тайный Закон, книги Моисеевы. Две железные колонны храма Соломона - Боаз («в Нем - сила») и Йахин («Он заложит основу»); Боаз связывают с растущей Луной (рост, благословение), а Йахин - с убывающей (упадок, проклятие). Обе колонны являют собой символы позитивной и негативной жизненной энергии. Буквы «Б» и «Й» также связывают с именами Баала (Ваала) и Йеговы (Ягве), а в христианской мистике - с именем. |
Иоанна Крестителя (лат. Johannes Варtista). Цвета, черный и белый, олицетворяют две ипостаси лунной богини, Изиду и Артемиду, которых традиционно изображали как белое и черное божества. Марию также нередко изображали черной. Колонны «раскрываются» кверху подобно бутонам цветов, что означает готовность к восприятию, зачатию. Занавес украшен изображениями пальмовых ветвей и плодов граната. Гранаты - символ женской красоты, плодородия и потери девственности (плоды, соблазнившие Еву, Снегурочку и Персефону). Пальмы символизируют мужскую сексуальность, прогресс и обновление. Занавес – это тот покров, который должен быть сорван, чтобы открылся путь к Морю Познания. Плоды граната расположены по схеме Древа Жизни. | |
АНАЛОГИИ | «Лунарное» знание, открывающееся в медитациях или во сне, образы и символы бессознательного. Святой Дух (Руах Элохим, по-еврейски женского рода), который, согласно Быт. 1:2, «носился над водою», олицетворяя еще не раскрытый потенциал Творения. Мария (ср. Марина, «морская») как символ сосуда, в котором воплощается идея. |
СОВЕТ | Скрытая женская сила, растущая благодаря познанию. Надпись на колонне Изиды в Саиссе: «Я - все то, что было, есть и будет. Никому из людей не дано узнать, что таится под моим покрывалом». Божественную силу почитают и прославляют многие, |
однако только женщина может облечь ее плотью. | |
КАЧЕСТВО | Инстинкт, интуиция, терпение, выдержка, любовь, милосердие, доброта, сочувствие. Скрытые силы, сохранение прежнего. Плодородие, питательная энергия, ожидание. |
ЦЕЛЬ | Интуитивное знание, духовная мудрость, утешение. Увеличение интуитивного (лунного) знания. Доверяй своей интуиции! |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Иллюзии, пустые мечты, бегство от реальности, частая смена настроений, нерешительность, сомнения, лживость, страх перед жизнью. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) «Ангел-хранитель», хорошая интуиция, удача, творческое воображение, мудрость. Подсознание как источник помощи и сил. (минус) Эгоизм, поверхностность. |
СИНТЕЗ | Жрица олицетворяет область иррационального знания. Она повелевает неосознаваемыми, интуитивными энергиями. Благодаря ей мы можем ощутить взаимосвязи, не познаваемые рациональным путем. Она творит вещи, не объяснимые с точки зрения логического разума - исцеление больных, вещие сны и т.п. Ее мир - это мир лунарного знания, промежуточный уровень между сном и бодрствованием, внезапно открывающий перед нами необъяснимо ясные образы, о которых разуму ничего не было известно. Это - ясновидящая, целительница внутри нас. Однако именно потому, что эти лунные ощущения возникают столь необъяснимо, |
наш критический разум сопротивляется им: он сомневается, высмеивает их, находит всякие нелепые объяснения и в конце концов объявляет все это чепухой. Этот контраст между солярным и лунарным, т.е. рациональным и интуитивным знанием порождает в нас нерешительность, неуверенность в своих целях и действиях. Поэтому ни Жрица, ни Маг как носитель солярного принципа сами по себе не означают ни иллюзий, ни сомнений; и те, и другие возникают лишь при столкновении, соперничестве обоих. Если же между ними устанавливается равновесие и сотрудничество, оба они обретают магическую силу и могущество. Маг становится резцом, а Жрица - камнем, из которого скульптор высекает произведение искусства. С течением времени образ Жрицы претерпел значительные изменения: понимаемая первоначально как Дева (то есть женщина, не зависимая от мужчины), у древних - существо ненасытное, капризное, сладострастное, то есть вполне традиционная богиня Луны, она превратилась в непорочную Деву Марию, Богородицу, Мадонну. Мария как Богородица - прямое продолжение античной Артемиды-Дианы, египетской Изиды, палестинских Шехины, Астарты, Эсфири и др., восходящих к вавилонской Иштар, более шести тысяч лет назад почитавшейся в городе Ниневии; обращаться к ней полагалось «О, Блудница!», хотя в этом обращении не было ничего уничижительного: священная проституция была неотъемлемым элементом культа. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Период ожидания и готовности воспринять идущий извне импульс и претворить его в нечто новое. Терпение и испытание терпения, телепатические ощущения, интуитивное восприятие, целительство, пророческие сны, но и постоянные сомнения, неуверенность в себе. |
ИСТОРИЯ | Парсифаль уснул. Проснулся он от толчка - случайно ли, намеренно ли, но конь разбудил его. Открыв глаза, Парсифаль увидел, что его конь Аллат внимательно смотрит на него своими красивыми глазами. – Скажи мне, хозяин, - промолвил конь, - зачем ты сегодня целый день погонял меня шпорами? Путь и так был нелегок, а шпоры - это знаешь, как больно! Парсифаль не нашел слов, чтобы ответить, - настолько он был удивлен тем, что конь заговорил, - и тот продолжал: – Не думай, что я сержусь: ты мой хозяин, и я готов повиноваться и терпеть всю мою жизнь, лишь бы ты позволил мне носить себя. Меня удивляет лишь, как ты можешь не понимать самых простых вещей! Если бы мы, спускаясь в долину, свернули направо, то уже через полчаса отдыхали бы в уютном доме, окруженном фруктовыми деревьями, где живут добрые люди; тебя ожидал бы прекрасный ужин с легким вином и сон в мягкой постели. Да и мне достались бы добрая порция овса и отдых в теплом стойле. А теперь мы с тобой лежим на голой земле, и желудки наши пусты... Не веришь? Ну и напрасно. Чутье- то у меня хорошее, и запах очага донесся до меня издалека, что люди там |
добрые, я понял сердцем; да-да, и сердцем мы, лошади, многое тоже ощущаем лучше, чем люди. Раз уж я заговорил с тобой откровенно, то скажу вот еще что. Хоть вы, люди, и знаете грамоту, счет и прочие хитроумные вещи, однако кое в чем вы просто глупы. Ты ведь не только сегодня был глух к моему призыву завернуть к тому дому, но и вообще ни разу в жизни не прислушался к моим просьбам! Парсифаль по-прежнему не мог прийти в себя от удивления, и Аллат заговорил снова: – Между тем там, на повороте, я высказал тебе все предельно ясно человеческим... прости, лошадиным языком - ржал, мотал головой и натягивал повод! Даже мой недалекий племянник, осел, понял бы меня с полуслова - да ему и объяснять бы ничего не надо было, у него тоже хорошее чутье. А ты? Ты лишь обозвал меня «тупой скотиной» и вонзил шпоры! – Прости же меня, мой верный друг! - вскричал Парсифаль, наконец обретая дар речи. - Видишь, я уже наказан за свою глупость - лежу здесь голодный и холодный. Но объясни мне, как это ты вдруг научился говорить? – Ах, люди, люди! - вздохнул конь. - Я-то всегда умел говорить, все животные это умеют. Это ты только сейчас научился меня слушать... |
III. ИМПЕРАТРИЦА
(ХОЗЯЙКА)
Die Kaiserin; The Empress; L'Imperatrice
АРХЕТИП | Мать. |
БУКВА | Гимель = Г, символы - хватающая рука, верблюд, шея. Числовое значение = 3. |
ЧИСЛО | 3 = объединение противоположностей (ян /инь, огонь/вода). Число равновесия. Три точки опоры дают стабильность. По Пифагору, первое действительное число. 1 и 2 - только сущности, им не соответствуют никакие геометрические фигуры, а значит, и никакая физическая реальность. Первичная вибрация, постоянно воспроизводящий себя импульс. Лишь с Тройки начинается множественность (умножение) и пространство (три измерения). «Бог троицу любит». |
Не отрицая, а преодолевая полярность Единицы и Двойки, Тройка создает, новый, стабильный план, базис для следующего шага троичности (напр., отец + мать = сын, тезис + антитезис = синтез). Эта первичная вибрация или божественный ритм бытия выражаются мистическим уравнением 3=1 и может быть представлена в виде следующей лестницы: | |
1. - приближение 2. - готовность и рывок, 3. - новый уровень и базис для следующего шага | |
ЦИТАТА | «Из одного родились два, из двух образовались три, из трех - все множество вещей». Лаоцзы, «Дао дэ Цзин»1 |
ОБРАЗЫ | Ева, мадонна, роженица, возлюбленная, Мать-Земля, Природа, источник. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Золотой орел = мощь духа, на среднем плане = интуитивное познание. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Мать-Природа в венце из 12 звезд - 12 месяцев, Хозяйка времен года. На щите - символ Венеры, в руке у нее - жезл с шаром на конце как символ «державы» (власти над миром) = рай на Земле. Поле ржи - символ плодородия. Река - постоянное течение жизни. |
АНАЛОГИИ | Матриархат, младенчество, природа, нива, Венера, законы природы, мир чувств. |
1 Перевод В. Перелешина
СОВЕТ | Всякое рождение означает боль и кровь: таково начало новой жизни. Энергия любви объединяет противоположности, открывая дорогу новому. |
КАЧЕСТВО | Открытие нового, уверенность, безопасность, теплота, творчество. |
ЦЕЛЬ | Интуитивное доверие, рост, множественность. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Безжалостная мать, пожирающая детей своих; мачеха. Землетрясение, извержение вулкана, дракон. Кали (кровожадная спутница Шивы), Медуза, ведьма, femme fatale2. Дикость, произвол, хаос. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Честолюбие, плодородие, беременность, творчество, успех; порыв, (минус) Слабое здоровье, несговорчивость, нежелание видеть очевидное. |
СИНТЕЗ | Хозяйка олицетворяет рост живой природы, а тем самым - и творческий потенциал, безопасность, защищенность и заботу обо всем живом или, наоборот, угрозу в виде всепоглощающих, разрушительных стихийных бедствий. По смыслу своего числа, Тройки, она объединяет противоположности (1 и 2), так что из них возникает нечто новое, и создает базис для следующего этапа развития. Мистическое уравнение 3=1 здесь дает формулу: отец + мать = сын, и превращение сына в отца в следующем поколении (Тройка становится Единицей). Поскольку таков всеобщий закон развития, Тройку называют также первичной божественной вибрацией, присутствующей |
2 Фатальная женщина (франц.).
в качестве триады (Троицы) во всех развитых религиях: 1 = первоначало, импульс; 2 = воспринимающее начало; 3 = примиряющий, объединяющий, новый, продолжающий принцип. | |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Фаза необычайного творческого подъема. Пора ясного осознания и осмысления проблемы, давно назревавшей незаметно, подспудно. Новые идеи. Сознательное создание новых ситуаций. Сильное внутреннее напряжение, разрешающееся через музыку, поэзию, новые замыслы, работу и т.д. Интенсивное переживание и переработка детских желаний. |
ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ | Едва мы делаем несколько шагов, полынь берет нас за горло. Повсюду, насколько хватает глаз, ее серые волосы покрывают руины. От зноя в ней бродят соки, и кажется, на всем свете от земли к солнцу поднимается крепкий хмель, от которого пьянеет и шатается небо. Мы идем навстречу любви и желанию. Мы не ищем поучений, проникнутых горькой философией, которых обычно ждут от всего величественного. Всё, кроме солнца, поцелуев и диких запахов, кажется нам пустым. Что до меня, я не стремлюсь бывать здесь в одиночестве. Часто я приезжал сюда с теми, кого любил, и я читал в их чертах светлую улыбку, которой здесь озаряется лик любви. Здесь мне нет дела до порядка и меры. Меня всецело захватывает необузданное своеволие природы и распутство моря. Сочетавшись с весной, руины опять стали камнями и, утратив наведенную людьми полировку, |
вновь приобщились к природе. Чтобы отпраздновать возвращение этих блудных сыновей, природа щедро рассыпала цветы. Алъбер Камю, «Брачный пир»3 | |
ТРОЙКА | Тезис - антитезис - синтез Отец - мать - ребенок Позитив - негатив - нейтрал Раджас - тамас - саттва Прошлое - будущее - настоящее Да - нет - возможно Начало - середина - конец Корень - ствол - крона Солнце - свет - тепло Паперть - храм - алтарь (святая святых) 3 праотца - Авраам, Исаак, Иаков 3 сына Ноя - Сим, Хам, Иафет 3 сына Адама (и Евы) - Каин, Авель, Сиф 3 дня и 3 ночи провел Иона во чреве китовом 3 раза (трижды) отрекся Петр от Иисуса 3 волхва 3 раза (трижды) была разорвана завеса в храме На 3-й день воскрес Он из мертвых 3 БОЖЕСТВА Христианский трисагион («свят, свят, свят») 3 брата - Зевс, Посейдон, Гадес (у греков) Юпитер, Нептун, Плутон (у римлян) Брахма, Вишну, Шива (у индийцев) |
3 Перевод Н. Наумова. © «Радуга», 1988.
Озирис, Изида, Гор (у египтян) Один, Тор, Тир (у германо-скандинавов) 3 богини Луны у греков - Артемида, Селена, Геката Ану, Энлиль, Эа (у шумерийцев) Шамаш, Шин, Иштар (у вавилонян) | ||
3 СТЕПЕНИ КАЧЕСТВА | ||
покой движение небытие бытие жизнь смерть день ночь лето зима | напряжение расслабление становление упадок умирание рождение вечер утро осень весна | движение покой бытие небытие смерть жизнь ночь день зима лето |
ТРОИЧНОСТЬ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 1. астрология - тайная наука о Природе, учение о месте человека в Космосе. 2. алхимия - тайная наука об эволюции, учение о превращении низшего в высшее. 3. магия - тайная наука об этике, учение об использовании сил, управляющих развитием. |
IV. ИМПЕРАТОР
(ХОЗЯИН)
Der Kaiser; The Emperor; L'Empereur
АРХЕТИП | Отец. |
БУКВА | Далет = Д. Символы = дверь, стол, грудь, лоно. Числовое значение = 4. |
ЧИСЛО | 4 = земная реальность, посредник между внешним и внутренним, между тем, что внизу, и тем, что наверху: 1 - пылающее ядро (огонь), 2 - газ (воздух), 3 - подземные воды (вода), 4 - земля, 3 - моря, океаны (вода), 2 - атмосфера (воздух), 1 - Солнце (огонь). Порядок, стабильность, направление (4 стороны света). 1+2+3+4=10 - начало нового цикла. |