Следование прямым путём и заблуждение —
от Аллаха
|
Буря предопределения поднялась во Вселенной, и всё перевернулось, и родилось благо. А когда ветер стих, стало ясно, что Абу Талиб тонет в море погибели, а Сальман — на берегу благополучия, и аль-Валид ибн аль-Мугира возглавляет свой заблудший народ, Сухайб прибыл с караваном византийцев, а негус в Эфиопии говорит: «Вот я перед Тобой, о Аллах!» А Биляль провозглашает: «Молитва лучше сна!», а Абу Джахль занят противоречиями.
Сальману было предопределено благо и благополучие, и провидение заставило его отклониться от пути своих предков, которые были огнепоклонниками и он стал вести полемику с отцом на тему придавания Аллаху сотоварищей. И когда ои одолел его в споре, тот не нашёлся что ответить и вместо ответа заковал сына в цепи. К этому прибегают приверженцы ложного с того момента, как они сбились с истинного пути. Именно такой ответ дал фараон Мусе:
«Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня...»
(сура 26 «Поэты», аят 29).
И такой же ответ дали джахмиты имаму Ахмаду, когда подвергли его бичеванию. И такой же ответ дали
приверженцы нововведений шейху ислама Ибн Таймийе, когда бросили его в тюрьму.
Итак, история Сальмана. Пришёл к нему гость: «дабы испытать вас»(сура 2 «Корова», аят 155). И благодаря радушному приёму этого гостя он заслужил степени:
«Сальман — из нас, людей дома22». Услышав о том, что некие люди отправляются в путь, он выкрал самого себя у отца и, оседлав решимость, отправился на поиски заветного
счастья. Он погрузился в море поисков, дабы найти жемчужину мироздания, и добровольно служил указующим путь, как служат смиренные. И когда монахи почувствовали, что время их подходит к концу, то сообщили ему приметы нашего Пророка и сказали Сальману: «Время его пришествия настало, остерегайся же впасть в заблуждение!» И он отправился в путь в сопровождении людей, которые отнеслись к нему без всякого сострадания и жалости и продали его на рынке за ничтожную цену в несколько дирхемов. Его купил один из иудеев Медины, и когда Сальман увидел лавовые поля, стремление найти Пророка усилилось в нём. При этом хозяин его ничего не знал о желании Сальмана. Потянулись долгие часы ожидания, и вот наконец прибыл благой вестник. Сальман в это время был на вершине пальмы и едва не свалился с пальмы от объявшего его беспокойства, но решимость помогла ему удержаться, как в тот день, когда: «Она[мать Мусы] готова была раскрыть его[свой поступок], если бы Мы не укрепили её сердце»(сура 28 «Рассказы», аят 10). Он поспешно спустился, дабы принять радостную весть.
Там друг возлюбленный, которого искал я,... Я чувствую: из мест тех дует ветер.
22То есть членов нашей семьи.
Его хозяин крикнул ему: «Что с тобой?! Иди, займись своим делом!» Он же сказал в ответ [нечто подобное]:
Как мне уйти, когда в вашей земле
есть у меня занятие...
И он пребывал в таком состоянии, о котором сказал поэт:
Друзья мои, клянусь, я не из вас, когда Мне открывается семейства Лейлы дом...
Встретившись с Посланником, он сравнил копию, хранившуюся у монахов, с оригиналом, и увидел полное соответствие.
О Мухаммад! Ты желаешь, чтобы ислам принял Абу Талиб, а Мы желаем, чтобы его принял Сальман...
Когда Абу Талиба спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абд Манаф». И при этом гордился своими предками. А когда речь заходила об имуществе, он называл число верблюдов. А когда Сальмана спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абдуллах». А когда его спрашивали об имени его отца, он отвечал: «Я — сын ислама». А когда спрашивали его об имуществе, он отвечал: «Бедность». Когда спрашивали о его лавке, он говорил: «Мечеть». А когда его спрашивали о его способе добывания хлеба насущного, он отвечал: «Терпение». А о своей одежде он говорил: «Богобоязненность и скромность». О своей подушке он говорил: «Ночные бдения». А его поводом для гордости был хадис «Сальман — из нас». А о своей цели он говорил: «И стремятся к Лику Его»(сура 6 «Скот», аят 52). А когда его спрашивали о том, куда он идёт, он отвечал: «В Рай». А когда его спрашивали, кто показывает ему дорогу, он отвечал: «Предводитель творений и указующий путь предводителям».
Когда мы в путь отправляемся и ты — наш предводитель, Твоё поминание для верблюдов —
лучшая песня погонщика, И когда, заблудившись, дорогу не можем найти,
Лик твой светлый достаточно путь освещает...
Грехи — ранения, а ранения бывают смертельными.
Когда разум твой выходит из-под власти страстей твоих, сила оказывается на его стороне.
Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.
Если взгляд твой случайно упал на запретное, то знай, что это та самая искра, от которой возгорается пламя войны, так закройся от него покровом: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры...»(сура 24 «Свет», аят 30). И тогда ты избегаешь скверных последствий, и Аллах избавляет верующих от сражений.
Когда море страсти становится обширным, в нём можно утонуть, и самое опасное для пловца — открывать глаза в воде.
Нет никого почтеннее лежащего в могиле, Которому дела благие одиночество скрасили, Наслаждается он в Садах, и он не подобен Рабу, для которого стала могила тюрьмою...
Каков человек, таковы и его испытания, Познать его можно, увидев его терпение,
Кто нетерпелив при встрече с тем, чего опасается, Тот немного получит из того, чего хочет...
Сколько посевов было срезано до созревания, так что говорить о тех, для которых уже подошло время жатвы?23
Выкупи сам себя: рынок открыт, стоимость известна.
Без дремоты беспечности и сна, вызываемого страстями, не обойтись, однако пусть сон твой будет непродолжительным, ибо стоящие на страже кричат: «Скоро утро!»
Свет разума разгоняет мрак ночи страстей, и становится виден путь истины, и проницательный видит в этом свете последствия деяний.
Решительно выйди с этого тесного двора, заполненного бедами, и зайди в просторный двор, подобного которому не видело око, ибо там ты непременно найдёшь то, к чему стремишься, и там ты не потеряешь того, кого любишь.
О продающий душу свою за страсть к тому, чья любовь ничтожна, связь с кем приносит лишь тревоги, а красота — недолговечна и тленна! Ты продаёшь самое дорогое за ничтожную цену! Как будто ты не осознаёшь ценность товара и ничтожность цены... Но когда ты придёшь в День взаимного обделения, ты поймёшь, как тебя обделили при заключении этой сделки. «Нет божества, кроме Аллаха» — товар, Аллах — покупатель, цена — Рай, а посредник при заключении сделки — Посланник. Неужели ты готов продать её за то, что не стоит и комариного крыла?
23То есть сколько людей умирает, не дожив до старости, так что говорить о пожилых? Им ещё уместнее чаще вспоминать о смерти и готовиться к ней.
Если нечто стоит не больше крыла комариного У того, Чьим рабом ты являешься,
И если часть этого владеет тобой целиком,
Какой будет ценность твоя у Него, как ты думаешь? И если продашь ты свою душу за это, хотя Он тебе Цену Свою предлагает, лишишься любви Его...
О теряющий решимость свою! Где же ты? Ведь этот путь утомил даже Адама и плакал на нём Нух и был брошен в огонь Ибрахим и уложен на бок для заклания Исма'иль, Юсуф был продан за ничтожную цену и провёл в темнице несколько лет, распиливали пилами Закарию, зарезали смиренного господина Яхью, боролся с тяжкой болезнью Айюб, неутешно плакал Дауд, ходил вместе со зверями 'Иса и терпел бедность и обиды Мухаммад... Так неужели ты собираешься забавляться и играть?
О обитель в грубой земле — скоро её посетишь ты, Но прежде столько ужасов тебе пережить придётся...
Война идёт, а ты стоишь, безучастно наблюдая за происходящим, а если и двинешься, то для того чтобы побежать с поля боя...
Кто не терпел палящий зной в поисках славы, тот никогда не отдыхал в тени почёта.
Говорит Суляйма: «Ты бы остался на нашей земле». Неведомо ей, что я в пути для того, чтоб найти пристанище...
Одному из усердно поклоняющихся Всевышнему сказали:
«До каких пор ты будешь утомлять душу свою?!» Он ответил: «Как раз отдыха для неё и хочу я».
Невесты мира этого украсили себя для смотрящих, дабы испытать их: кто из них предпочтёт их невестам мира вечного. И тот, кто понимает разницу, предпочтёт то, что заслуживает предпочтения.
Прекрасные девы этого мира ко мне устремились И мне сказали: «Ну же! Иди же к нам!»
Но я как будто не заметил их, когда узрел То, что на самом деле было моей целью.
Звёзды стремлений знающих в созвездиях их решительности движутся быстро, и среди них нет [отстающего] Сатурна.
О тот, кто отклонился от истинного пути! Будь одним из тех, кто движется в конце каравана, и спи в пути, поскольку предводитель всегда заботится об идущих в конце.
Аль-Хасану сказали: «Нас опередили люди на тёмных лошадях, когда мы были на ослах со скверными сёдлами, от которых болит спина». Он сказал: «Если ты следуешь их путём, то ты очень быстро догонишь их».
Польза