Вот их доказательства
Во-первых, в Коране сообщается о том, что Аллах делал внушение некоторым женщинам, например, матери Мусы:«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернём его тебе и сделаем одним и посланников».Сура 28 «Рассказ», аят 7.
Кроме того, Аллах послал Джибриля к Марьям, и он говорил с ней: «Мы же послали к ней Нашего Духа[Джибриля], и он предстал перед ней в облике прекрасно сложённого человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»». Сура 19 «Марьям», аяты 17-19.
К ней также обращались ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 42-43
Абу аль-Хасан аль-Аш'ари считал, что каждый, к кому приходил ангел с велением, запрещением или известием о чём-либо, является пророком [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 447]. А мать Мусы и Марьям как раз подходят под это описание — так же, как и Хавва', Сара, Хаджар и Асия.
Ещё одно их доказательство состоит в следующем. Всевышний сказал, что он избрал Марьям и возвысил её над мирами: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров».К тому же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие из мужчин были совершенными, а из женщин совершенства достигли только Асия, жена Фир'ауна, и Марьям, дочь 'Имрана»[Бухари; Муслим]. А совершенными были только пророки.
Ответ им таков: всего упомянутого недостаточно для того, чтобы доказать существование женщин-пророчиц, ибо приведённые доказательства достаточно слабые.
1. Мы не согласны с утверждением относительно того, что пророк не обязан доносить послание Всевышнего до людей, направлять их и находиться среди них. Мы придерживаемся мнения, что в этом между пророками и посланниками не существует никакой разницы. Пророк отличается от посланника тем, что посланник приходит к людям с новым шариатом, тогда как пророк приходит для подтверждения шариата посланника, приходившего к людям до него.
А если это так, то все препятствия, мешающие женщине быть посланником, можно упоминать и в вопросе о пророчестве женщин. А этих препятствий достаточно много для того, чтобы помешать женщине исполнять функции пророка.
2. Вполне возможно, что внушение матери Мусы, Асии иостальным упомянутым женщинам имело место во сне. Нам известно, что внушение (или откровение) может иметь место и во сне, и это случается не только с пророками.
3. Мы также не согласны с утверждением о том, что каждый, к кому обращался ангел, является пророком. Например, в одном из хадисов упоминается о том, что Всевышний Аллах послал ангела встретить человека, который направлялся в другое поселение для того, чтобы навестить своего брата по вере. Ангел спросил его о том, зачем он хочет навестить его, и человек сказал, что он полюбил этого своего брата ради Аллаха. Тогда ангел сообщил этому человеку о том, что Всевышний послал его к нему для того, чтобы сообщить ему отом, что Он полюбил его. Есть ещё известная история о лысом, прокажённом и слепом. Кроме того, Джибриль (мир ему) приходил и обучал сподвижников религии, задавая Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) вопросы, и при этом сподвижники видели его и слышали, что он говорит.
4. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) не знал точно, был ли Зу-ль-Карнайн пророком, хотя Всевышний Аллах сообщил в Коране о том, что к нему приходило внушение от Всевышнего:Мы сказали: «О Зу-ль-Карнайн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро». Сура 18 «Пещера», аят 86
5. То, что Аллах избрал Марьям, вовсе не доказывает, что она была пророчицей, поскольку Всевышний сообщал нам о том, что Он избрал каких-то людей, и они при этом не были пророками: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха». Сура 35 «Творец», аят 32.
Например, Всевышний Аллах избрал семейство Ибрахима и семейство 'Имрана. При этом совершенно очевидно, что далеко не все члены этих двух семейств были пророками: «Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род 'Имрана». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 33.
6. Совершенство, упомянутое в хадисе, вовсе не указывает на то, что обладатель этого совершенства является пророком. Совершенство — это всего лишь полноценность и указание на то, что данная вещь или человек — лучшие в своём роде. Совершенство женщин, упоминаемое в приведённом хадисе, означает, что эти женщины обладали всеми качествами, которые в женщинах считаются достоинством, и это совершенство отличается от совершенства пророков.
7. В некоторых хадисах говорится о том, что Хадиджа принадлежала к числу совершенных женщин [Ибн Касир. Бидайа], а она, как известно, пророчицей не была.
8. В некоторых хадисах упоминается о том, что Фатыма будет госпожой женщин обитателей Рая, однако с учётом положения Марьям, дочери 'Имрана [Ахмад; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 477]. А это уже опровергает утверждение о том, что мать Мусы, Асия и другие, кроме Марьям, были пророчицами, потому что Фатыма точно не была пророчицей, и при этом о ней сказано, что она лучше остальных, а если бы упомянутые женщины были пророчицами, они были бы лучше Фатымы.
9. О Марьям сказано, что она была правдивой и искренне верующей женщиной. Всевышний сказал: «Мессия, сын Марьям, был Всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивой и искренне верующей женщиной. Оба они принимали пищу». Сура 5 «Трапеза», аят 75.
А если бы её положение было выше описанного, Всевышний упомянул бы об этом, однако Он сказал о ней лишь то, что сказал... К тому же ни в одном аяте или достоверном хадисе не упоминается о существовании женщин-пророчиц.
Кади 'Ияд передаёт от абсолютного большинства факихов утверждение о том, что Марьям не была пророчицей. А ан-Навави в «Аль-Азкар = Слова поминания» передаёт от имама аль-Джувайни, что существует согласное мнение учёных мусульманской общины относительно того, что Марьям не была пророчицей. [Согласное мнение недействительно при наличии несогласных с ним из числа учёных, если только оно не имело место раньше, до того как возникли разногласия].
А в «Шарх аль-мухаззаб» он приписывает такое мнение группе учёных. А аль-Хасан аль-Басри сказал: «Не было пророков ни из числа женщин, ни из числа джиннов» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 471-473].