Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле. (35:22)
Комментируя этот аят ханафитский имам ат-Тафтазани (792 г/х) сказал: «В этом аяте Всевышний сравнил неверующих с мертвыми. И нет никаких разногласий в том, что мертвый не слышит» «Шарх уль-Макасид» 5/116.»
* $yJ¯RÎ) Ü=ÉftGó¡o tûïÏ%©!$# tbqãèyJó¡o ¢ 4tAöqyJø9$#ur ãNåkçZyèö7t ª!$# §NèO Ïmøs9Î) tbqãèy_öã ÇÌÏÈ
«Отвечают только те, кто слышит. А мертвых Аллах воскресит, после чего они будут возвращены к Нему». (6:36).
Как видно из этого аята, Всевышний выделил две категории людей:
1. Те, кто слышит.
2. Мертвые.
И если бы мертвые были из тех, кто слышит, то это деление было бы неправильным.
Поэтому один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Джанжухи (1323 г/х), комментируя этот аят, сказал: «Здесь Всевышний сравнил неверующих с мертвыми в том, что они не слышат. Отсюда мы понимаем, что мертвые не слышат, а иначе сравнение было бы неправильным» «аль-Каукаб ад-Дуррий» с. 319.
tPöqtur öNèdçà³øtwU $YèÏHsd §NèO ãAqà)tR tûïÏ%©#Ï9 (#qä.uõ°r& öNä3tR%s3tB óOçFRr& ö/ä.ät!%x.uà°ur 4 $uZù=tsù öNæhuZ÷t/ ( tA$s%ur Nèdät!%x.uà° $¨B ÷LäêYä. $tR$Î) tbrßç7÷ès? ÇËÑÈ 4s"s3sù «!$$Î/ #JÍky $uZoY÷t/ öNä3uZ÷t/ur bÎ) $¨Zä. ô`tã öNä3Ï?y$t6Ïã úüÎ=Ïÿ»tós9 ÇËÒÈ
«В тот день Мы соберем их вместе, а потом скажем многобожникам: «Оставайтесь на своих местах вместе со своими сотоварищами». Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: «Вы вовсе не поклонялись нам. Довольно того, что Аллах является Свидетелем между нами и вами. МЫ НЕ ВЕДАЛИ О ВАШЕМ ПОКЛОНЕНИИ». (10:28-29).
И даже лучшие из числа пророков Аллаhа Мухаммад и Иса да благославит их Аллаh и приветствует не знают что происходит в этом мире после их смерти и отделены от этого мира преградой.
Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха обратившийся к нам с увещанием, сказал: «О, люди, поистине, будете вы собраны к Аллаху Всевышнему босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: « … как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем (обещанное)!» (Пророки, 104). И первым из сотворённых, кого в День воскрешения покроют одеждой, будет Ибрахим (мир ему), а потом приведут некоторых людей из общины моей и повлекут их налево (к Аду), и тогда я скажу: «О, Господь, это - мои сподвижники!», - а мне будет сказано: «Поистине, НЕ ЗНАЕШЬ ТЫ, КАКИЕ НОВШЕСТВА ВВЕЛИ ОНИ ПОСЛЕ ТЕБЯ!» И тогда я скажу то, что раньше сказал праведный раб (пророк ‘Иса): «И Я БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ О НИХ, пока НАХОДИЛСЯ СРЕДИ НИХ, а после того, как Ты УПОКОИЛ МЕНЯ, Ты Сам НАБЛЮДАЛ ЗА НИМИ, Ты - всему Свидетель. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!» (Трапеза, 117-118). И тогда мне будет сказано: «Поистине, не прекращали они отступаться с тех пор, как ты с ними расстался!» (аль-Бухари 4625, Муслим 2860.)
И если таково положение пророков, то каково же положение тех кто намного меньше них по своему положению, к кому взывают и обращаются с мольбами разные заблудшие невежды многобожники.
$pkr'¯»t â¨$¨Y9$# (#rßç6ôã$# ãNä3/u Ï%©!$# öNä3s)n=s{ tûïÏ%©!$#ur `ÏB öNä3Î=ö6s% öNä3ª=yès9 tbqà)Gs? ÇËÊÈ Ï%©!$# @yèy_ ãNä3s9 uÚöF{$# $V©ºtÏù uä!$yJ¡¡9$#ur [ä!$oYÎ/ tAtRr&ur z`ÏB Ïä!$yJ¡¡9$# [ä!$tB ylt÷zr'sù ¾ÏmÎ/ z`ÏB ÏNºtyJ¨V9$# $]%øÍ öNä3©9 ( xsù (#qè=yèøgrB ! #Y#yRr& öNçFRr&ur cqßJn=÷ès? ÇËËÈ
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы ЗНАЕТЕ». (2:21-22).
Сказал имам Ибн Касир: «Смысл этого аята в том, что Аллах – Творец, Наделяющий уделом, Властелин бытия и тех, кто в этом бытие живет. А раз так, значит Он достоин того, чтобы вы поклонялись Ему Одному и не придавали Ему в этом сотоварищей»[1].
После чего имам Ибн Касир продолжил: «Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы знаете», - т.е. не придавайте Аллаху в сотоварищи того, кто не приносит ни пользы, ни вреда, ведь вы знаете, что нет у вас другого Господа, который наделяет вас уделом»[2].
Этими и подобными аятами Всевышний призывает многобожников задуматься над их глупостью и несправедливостью: абсолютно всем они обязаны одному Аллаху, но, несмотря на это, поклоняются не только Ему одному.
Итог
Дуа это поклонение которое нужно направлять только Аллаhу
Тот кто взывает с просьбами к кому либо помимо Аллаhа (будь то ангел, пророк, мертвый праведник, либо живой который отсутствует) тот совершает многобожие и берет себе божество, даже если желает этим приближения к Аллаhу и не считает того к кому он взывает самостоятельным распоряжающимся божеством.