Неуважение к родителям
В известном хадисе о Джибриле сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Девушка-рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов».(аль-Бухари и Муслим).
Существует несколько толкований этого пророчества.
Аль-Хаттаби писал: «Это означает, что ислам будет быстро распространяться, а его последователи будут завоевывать земли язычников и пленить их детей. От плененных рабынь родятся дети, которые будут пользоваться правами хозяев. Таким образом, рабыня родит своего господина» (Ма‘алим ас-сунан. Т. 7. С. 67).
Однако Ибн Касир и Ибн Хаджар не согласились с этим мнением. Последний писал: «Покорение языческих земель и пленение их детей произошло уже в первые годы распространения ислама. А в хадисе говорится о том, что произойдет незадолго до наступления Судного дня» (Фатх аль-бари. Т. 1. С. 122).
Согласно второму толкованию, многие хозяева будут продавать рабынь, от которых у них родились дети, а когда ребенок вырастет, то он купит себе рабыню, даже не подозревая о том, что она – его мать.
Согласно третьему толкованию, дети будут относиться к своим родителям так, как господа относятся к своим рабам. Они будут ругать и бить их, превращая их в своих слуг. Именно этому толкованию отдал предпочтение Ибн Хаджар.
Учащение убийств.
Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перед наступлением Судного дня будет хардж». Его спросили: «А что такое хардж?» Он сказал: «Убийства». Люди спросили: «Неужели они будут убивать больше, чем это делаем мы. Мы убиваем более семидесяти тысяч людей в год». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это не будут сражения с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины» (Ахмад и Ибн Маджа, достоверный хадис).
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Конец света не наступит до тех пор, пока не придут времена, когда убийца не будет знать, зачем он совершил убийство, а убитый не будет знать, зачем он был убит». Его спросили: «Как же это произойдет?» Он сказал: «Это будут такие убийства, когда как убийца, так и убитый окажутся в Аду».(Муслим).
Абу Бурда рассказывал, что однажды он стоял на базаре и от удивления ударил одной рукой по другой. Один из жителей Медины, чей отец был сподвижником Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Чему ты удивляешься, Абу Бурда?» Он ответил: «Я удивляюсь людям, которые исповедуют одну религию, веруют в одного пророка, призывают к одной истине, опираются на одни доводы, сражаются с одним врагом и, несмотря на это, считают дозволенным убивать друг друга».Он сказал: «Не удивляйся этому! Мой отец рассказывал, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Мои последователи будут помилованы. В Последней жизни они не будут призваны к расчету и не будут наказаны, ибо их наказанием будут убийства, землетрясения и искушения”». (аль-Хаким, достоверный хадис).
В версии Абу Мусы аль-Аш‘ари говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои последователи будут помилованы. Они не будут наказаны в Последней жизни, но наказание постигнет их в этом мире. Это будут убийства, беспокойства и землетрясения» (Ахмад).
Разрыв родственных связей и неуважение к соседям.
‘Абдуллах б. ‘Амр рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не распространятся распутство, непристойности, разрывы родственных связей и неуважение к соседям». (Ахмад).
В наше время мы являемся свидетелями всего, о чем предупреждал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Люди стали грубы и жестокосердны. Они не знаются со своими родственниками и не поддерживают теплых отношений со своими соседями. А ведь именно этими качествами всегда отличались правоверные мусульмане, между которыми царили мир, любовь и согласие.
Джубейр б. Мут‘ым рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдет в Рай тот, кто разрывает родственные связи». (аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть не причиняет зла своему соседу и хорошо обходится с женщинами».(аль-Бухари).
Ибн ‘Умар рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил настолько часто призывал меня делать добро соседу, что мне показалось, что он будет его наследником». (аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Ускорение времени.
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления головни» (Ахмад и ат-Тирмизи, достоверный хадис).
Существует несколько толкований этого высказывания.
Ибн Хаджар, аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир писали, что время постепенно теряет благословение, в результате чего люди не могут делать за одни сутки того, что делали за этот же промежуток времени прежние поколения людей. (Фатх аль-бари. Т. 13. С. 16).
Согласно второму толкованию, людям будет казаться, что время проходит быстро, когда наступит правление Мехди. Во всем мире будут царить благополучие, безопасность и справедливость, и хорошо известно, что благополучные дни всегда кажутся быстрыми и скоротечными, тогда как тяжелые дни всегда кажутся долгими и томительными. (Фатх аль-бари. Т. 13. С. 16).
Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считают, что в словах Посланника, мир ему и благословение Аллаха, содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди смогут передавать информацию на расстояние и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок. (Итхаф аль-Джамаа. Т. 1. С. 497).
Существует еще одно толкование, основанное на том, что арабское слово “такаруб” (зд. “ускорение”) буквально означает “близость”, “сходство”. Некоторые считают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду, что наступит время, когда распространится невежество и неповиновение Аллаху, в результате чего положение людей будет одинаково скверным. Этого не происходит, когда среди людей есть праведники и ученые, отличающиеся от грешников и невежд, которые существуют во все времена.
Все упомянутые выше толкования касаются переносного смысла слов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, однако перед наступлением Конца света его пророчество исполнится в буквальном смысле, потому что время действительно ускорится. (Фатх аль-Бари. Т. 13. С. 17).
Сближение рынков.
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки». (Ахмад, достоверный хадис).
Это предсказание также имеет несколько толкований.
Во-первых, сегодня рынки сблизились благодаря тому, что люди на разных континентах быстро узнают о повышении или понижении цен на товары.
Во-вторых, купцы и бизнесмены быстро доставляют свои товары с одного рынка на другой, несмотря даже на значительные расстояния.
В-третьих, различия в ценах на товары не велики даже в разных частях света, тогда как в прошлом этого не могли позволить себе даже крупные торговцы. (Ат-Тувейджри. Итхаф аль-Джамаа. Т. 1. С. 498-499).