Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочел ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не
Аллахом**».
Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет
Угодно Аллаху, а затем такому-то. Достоверный хадис, приведенный Абу Даудом. (Абу Дауд,
(4980), Ахмад 5/384).
Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите»,
а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».*** Он сказал:
«Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не
Аллах и такой-то..."».
*«Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:
Передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха, да
Благословит его Аллах и приветствует, «неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение
Рави ни в коей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная суть в том, что
поклявшийся не Аллахом совершил грех;
Или» здесь означает «и», что нередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл
Хадиса будет таким: «...впал в неверие и ширк».
Следует также отметить, что если клянущийся не Аллахом убежден в том, что предмет его
Клятвы обладает той степенью величия, какой обладает Аллах, то он впадает в великий ширк. Если же
Он не убежден в этом, то в этом случае его клятва является малым ширком. Хотя Аллаху это ведомо
Лучше.
**Ложная клятва Аллахом (аль-йамин аль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир),
За которые необходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- или кем-либо помимо
Аллаха, даже если она является правдивой, представляет собой ширк, который намного греховнее,
Чем самые великие грехи, даже если грех является малым. По-этому становится ясной мудрость в
Словах Ибн Масуда, который предпочел бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но
Ширк, что представляет собой клятва не Аллахом.
***Прибегать за помощью к живому присутствующему человеку допустимо, если он способен
Оказать ту помощь, которая от него требуется. Однако в отношении мертвых этого делать нельзя, ибо
Они не ощущают того, что происходит на Земле, и не в состоянии принести пользу или причинить
Вред. Коран объясняет это и указывает, что просить помощи у мертвых и отсутствующих, обращаться
К ним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные, так и скрытые, означает
Их обожествление, что является грубейшим нарушением таухида Аллаха.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ
В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые
Придают Аллаху равных...» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк,
Когда наряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха, надежды и других
Его видов.
В данной же главе речь идет о малом ширке, который проявляется в различных словесных
Выражениях, например, в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий во
Фразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то...», или: «Клянусь Аллахом и тобой...» К этому же относится
Связывание событий и их происхождения не с Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам
Залезли бы воры», или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка
Такого-то в чем-то, то это не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу
Таухида.
Необходимо относить все дела и происхождение любых событий, а также степень влияния
Причин на их происхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к Самому Аллаху. При
Этом следует помнить о месте данной причины в происхождении события и о степени ее влияния на
Его развитие. Человеку следует говорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то...», чтобы была ясной
Зависимость всех причин от предустановления Аллаха и Его предопределения.
Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху
Равных ни сердцем, ни словом, ни делом.
Глава 43
О ТЕХ, КОГО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ
КЛЯТВА АЛЛАХОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Запрещение клясться отцами.
Повеление удовлетворяться клятвой Аллахом.
Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.
Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а
Тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то
он не от Аллаха*. Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджа (2101); достоверный
Хадис).
*Тот, кому поклонялись Аллахом, обязательно должен удовлетвориться этим, ибо это является
Одной из обязанностей мусульман друг перед другом. Мусульмане должны хорошо думать о своих
Братьях, даже если они не понимают друг друга. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не думайте о слове,
Сказанном мусульманином, дурно, если вы находите для него благое основание». Такая мораль несет
В себе дружелюбие, скромность, любовь и другие благие чувства, которые любит Аллах. Это
Относится к причинам объединения сердец в повиновении Аллаху и свидетельствует о прекрасной
Этике. Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,