Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочел ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не

Аллахом**».

Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет

Угодно Аллаху, а затем такому-то. Достоверный хадис, приведенный Абу Даудом. (Абу Дауд,

(4980), Ахмад 5/384).

Ибрахим ан-Нахаи считал недопустимым говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите»,

а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя».*** Он сказал:

«Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не

Аллах и такой-то..."».

*«Или» в данном хадисе можно истолковать двояко:

Передатчик хадиса (рави) сомневался, какое именно слово употребил посланник Аллаха, да

Благословит его Аллах и приветствует, «неверие» или «ширк». Необходимо сказать, что это сомнение

Рави ни в коей мере не влияет на достоверность хадиса, так как его основная суть в том, что

поклявшийся не Аллахом совершил грех;

Или» здесь означает «и», что нередко встречается в арабском языке. В таком случае смысл

Хадиса будет таким: «...впал в неверие и ширк».

Следует также отметить, что если клянущийся не Аллахом убежден в том, что предмет его

Клятвы обладает той степенью величия, какой обладает Аллах, то он впадает в великий ширк. Если же

Он не убежден в этом, то в этом случае его клятва является малым ширком. Хотя Аллаху это ведомо

Лучше.

**Ложная клятва Аллахом (аль-йамин аль-гамус) является одним из великих грехов (аль-кабаир),

За которые необходимо принести покаяние и/или искупить. Однако клятва чем- или кем-либо помимо

Аллаха, даже если она является правдивой, представляет собой ширк, который намного греховнее,

Чем самые великие грехи, даже если грех является малым. По-этому становится ясной мудрость в

Словах Ибн Масуда, который предпочел бы совершить великий грех, чем совершить даже малый, но

Ширк, что представляет собой клятва не Аллахом.

***Прибегать за помощью к живому присутствующему человеку допустимо, если он способен

Оказать ту помощь, которая от него требуется. Однако в отношении мертвых этого делать нельзя, ибо

Они не ощущают того, что происходит на Земле, и не в состоянии принести пользу или причинить

Вред. Коран объясняет это и указывает, что просить помощи у мертвых и отсутствующих, обращаться

К ним со словами или посвящать им какие бы то ни было деяния, как явные, так и скрытые, означает

Их обожествление, что является грубейшим нарушением таухида Аллаха.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СОРОК ВТОРОЙ

В главе тридцать первой «О слове Всевышнего Аллаха»: «Есть среди людей и такие, которые

Придают Аллаху равных...» — под придаванием Аллаху равных подразумевается великий ширк,

Когда наряду с Аллахом у людей есть другой предмет поклонения: любви, страха, надежды и других

Его видов.

В данной же главе речь идет о малом ширке, который проявляется в различных словесных

Выражениях, например, в клятвах не именем Аллаха, приравнивании к Аллаху Его созданий во

Фразах типа: «Если бы не Аллах и кто-то...», или: «Клянусь Аллахом и тобой...» К этому же относится

Связывание событий и их происхождения не с Аллахом, например: «Если бы не сторож, то к нам

Залезли бы воры», или: «Если бы не такое-то лекарство, то я бы погиб», или: «Если бы не сноровка

Такого-то в чем-то, то это не удалось бы». Все подобные высказывания противоречат принципу

Таухида.

Необходимо относить все дела и происхождение любых событий, а также степень влияния

Причин на их происхождение к волеизъявлению Аллаха и, в первую очередь, к Самому Аллаху. При

Этом следует помнить о месте данной причины в происхождении события и о степени ее влияния на

Его развитие. Человеку следует говорить: «Если бы не Аллах, а затем то-то...», чтобы была ясной

Зависимость всех причин от предустановления Аллаха и Его предопределения.

Раб Аллаха сможет достичь таухида только в том случае, если не будет приобщать к Аллаху

Равных ни сердцем, ни словом, ни делом.

Глава 43

О ТЕХ, КОГО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ

КЛЯТВА АЛЛАХОМ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Запрещение клясться отцами.

Повеление удовлетворяться клятвой Аллахом.

Суровая угроза тому, кто не удовлетворяется ею.

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Не клянитесь своими отцами! Кто же поклялся Аллахом, тот должен сказать правду, а

Тот, кому поклялись Аллахом, должен удовлетвориться. Если же это его не удовлетворяет, то

он не от Аллаха*. Хороший хадис, переданный Ибн Маджой. (Ибн Маджа (2101); достоверный

Хадис).

*Тот, кому поклонялись Аллахом, обязательно должен удовлетвориться этим, ибо это является

Одной из обязанностей мусульман друг перед другом. Мусульмане должны хорошо думать о своих

Братьях, даже если они не понимают друг друга. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не думайте о слове,

Сказанном мусульманином, дурно, если вы находите для него благое основание». Такая мораль несет

В себе дружелюбие, скромность, любовь и другие благие чувства, которые любит Аллах. Это

Относится к причинам объединения сердец в повиновении Аллаху и свидетельствует о прекрасной

Этике. Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,

Наши рекомендации