Самостоятельная работа по теме
Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:
№ п/п | Название практических умений |
1. | Показать на физической карте мира ареал появления первых животных предков человека согласно теории полицентризма. |
2. | Показать на физической карте мира ареал появления первых животных предков человека согласно теории моноцентризма. |
3. | Соотнести появление животных предков человека и первых представителей рода Homo на Земле со шкалой геологического времени. |
4. | Дать морфофункциональную характеристику дриопитека. |
5. | Дать морфофункциональную характеристику рамапитека. |
6. | Дать морфофункциональную характеристику архантропа. |
7. | Дать морфофункциональную характеристику неандертальца. |
8. | Дать морфофункциональную характеристику кроманьонца. |
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия:
1. Что в антропологии считается прародиной человечества?
2. Назовите представителей древних людей-архантропов.
3. Какие изменения характерны в эволюционном развитии человека в эпоху голоцена?
4. Охарактеризуйте морфо-функциональные свойства австралопитека.
5. Как преобразуется репродуктивная функция и онтогенез в процессе гоминизации?
6. Какие события включает феномен гоминизации?
7. Дайте антропологическую характеристику питекантропа.
8. Объясните происхождение термина «неандерталец».
9. Дайте антропологическую характеристику неандертальскому человеку.
10. В чем состоит суть шимпанзоидной теории антропогенеза?
11. В чем суть теории моноцентризма?
12. В чем суть теории полицентризма?
13. Что по определению В.В. Бунака называется «филэргоном»?
- решение ситуационных задач:
Задача № 1.
Этот представитель исходного рода гоминидной линии впервые обнаружен в Северной Индии в 1932 году. Являлись четвероногими, но с преходящими элементами двуногости, вели предметно-орудийную деятельность, характерна моногамия, масса тела не превышала 12-16 кг.
1. Как называется данный представитель?
2. Укажите время его существования на Земле?
Задача № 2.
Первые приматы (полуобезьяны) появились на Земле 60-70 миллионов лет назад.
1. В какой период и какую эпоху Кайнозойской эры это произошло?
2. Укажите последующие эпохи Кайнозоя и их биологические черты вплоть до появления первого настоящего человека Homo erectus.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. Возникновение человека современного типа», см. методические указания для обучающихся № 5 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Подготовить рефераты по теме:
1. Теории антропогенеза – аргументы «за» и «против».
2. Ф. Вайденрайх – жизнь и деятельность.
3. Кроманьонцы на территории России. Сунгирь – стоянка кроманьонцев во Владимирской области.
Занятие № 5
Тема «Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. Возникновение человека современного типа». Определение гоминизации. Влияние экологических факторов на ход эволюции человека. Обладание огнем как фактором повышения жизнеспособности человека. Роль охоты как одного из факторов гоминизации. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Понятие «культурной адаптации». «Кибернетический механизм» обратной связи между биологическим и культурным развитием. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы кладогенеза, анагенеза. Гипотезы о местах нахождения центров сапиентации: моноцентризм, дицентризм, полицентризм. Формирование человеческих рас».
2. Форма организации занятия:практическое занятие.
3. Значение темы. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюция гоминид закончилась формированием вида Homo Sapiens, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens (гоминизации) имеют общие черты с таковыми в эволюции других видов живых существ. Лишь с определенного этапа развития в эволюции человечества социальные факторы стали играть большую роль, чем биологические. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне применимы к проблемам антропогенеза. Происхождение и эволюция человека рассматриваются с точки зрения взаимодействия наследственных факторов с окружающей средой и процессами социализации.
4. Цели обучения:
- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
– учебная: знать факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации; уметь объяснить влияние экологических и социальных факторов на процессы эволюции животных предков человека и древних представителей рода Homo, продемонстрировать на карте мира места нахождения центров сапиентации; владеть латинской терминологией по теме занятия.
5. План изучения темы: