Марья и маремьяна сестры
=Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29.
(2 упоминания.
( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария®; Марья, Дарья, Соломида®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов.
МАРЬЯ И МАРИЯ
=Марьяи Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья-Мария: Арх. о., Ив., 28.
(2 упоминания.
( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют:людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов.
( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии.
РЮХА-БАБА
= Рюха-баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660.
(2 упоминания.
( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123).
( Исцеляет:людей от ожога.
( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит.
АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ
= Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513.
(1 упоминание.
( Защищают:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).
АНИКАН МУЖИК
= Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481.
(1 упоминание.
( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань.
( Исцеляет:людей от кровотечения из ран;
( Едет (вероятно, на коне) и говорит: "Как слюна моя не канет, так руд( <кровь - А. Ю.> у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану.
( Ср. Анику-воина.
( Ср. "чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359).
АННЫ-ПАННЫ
=Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200.
( 1 упоминание.
( Исцеляет:людей от порчи.
( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; "маладых малайцо( женють, а дявиц замуж атдають".
( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81).
АНТИПА МЕСЯЦ
=Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73.
( 1 упоминание.
(Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя.
( Исцеляет:людей от зубной боли.
(Мотив отсутствия зубной боли.
АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА
= Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73.
( 1 упоминание.
(Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя.
( Исцеляет:людей от зубной боли.
("Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят..."
АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС
=Афис-Кафис, Исус-Христос: Арх. о., Адоньева, 109.
( 1 упоминание.
( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте ("Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <...> костяную болесть зубов"), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма-Демьян®.
( Исцеляет:людей от зубной боли.
ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ
= Дионисий нароль (король?): б. м., Забыл., 357.
(1 упоминание.
( Исцеляет:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет.
ДОДОН БАТЮШКА
=Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66.
(1 упоминание.
(Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская.
( Исцеляет:младенцев от испуга и переполоха.
( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца "в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего".
(Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина.
ЕРОФЕЙ, ДОРОФЕЙ, ОНДРЕЙ ТРИ БРАТА ПИРАТОРЫ
= Три брата пираторы (так!) Ерофей, Дорофей, Ондрей: Арх. о., Аст., 50.
(1 упоминание.
(Напрашивающееся "императоры" совершенно неуместно.
( Исцеляют:скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги).
( Ср. трех братьев в украинском тексте: Дыныс, Борыс, Лывко (Черепан., 81). Триада вообще - один из основных принципов организации "оборонительных" клише в индоевропейской заговорной традиции; см.: Раденкови( 1982, 16.
ЕФЕТ, САФЕТ, ЕРАКИЙ МЕРТВЕЦЫ ПРАДЕДЫ
=Мертвецы прадеды Ефет, Сафет, Еракий: Волог. г., Зелен., 232.
(1 упоминание.
( Исцеляют:людей от зубной боли.
( Имя Ефет и титул прадеды позволяет сопоставить троицу с сыновьями ветхозаветного праотца Ноя Симом, Хамом и Иафетом; ср. также греч. бога Гефеста, в древнерусской передаче - Ефестъ.
ЖУБРИЛО МУЖ
= Бел муж Жубрило: Арх. г., Ефим. 2, 185.
(1 упоминание.
( Имена на -ило осознаются как отглагольные образования уже в XV в., до того же характеризовались уменьшительным значением (см.: Сузанович 1976, 75). По Далю (1989, т. 1, 546), жуборить, жубрить - 'есть с трудом на одни зубы; жевать мешкотно, кое-как' (влад., влгд., прм.) // Олон. 'шамкать, говорить вяло, невнятно, либо тихо, вполголоса'. Отглагольное существительное от последнего жубря.Если же предположить, что -б- является результатом переосмысления или описки, то ср. также журила - 'брюзга, ворчея, клопотун', а также 'гулящая женщина или девка' (Даль 1989, т. 1, 548). Ср. также теоним Ярила.Можно предположить, что перед нами своего рода субститут-заменитель исходного мифологического теонима в результате табуирования или просто гонений на язычество.
( Помогает: в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (загоняет горностаев в ловушки).
( Мотив белого человека на белом коне (его бьют серебряным прутом, полученным от Богородицы).