Съемочный процесс и способы раскрытия характера героя
В первую очередь, мне хотелось раскрыть характер своей героини. Показать то, о чем она, возможно, не подозревала сама. Было принято решение погрузить Наталью в разные ситуации, спровоцированные мной, и посмотреть на различную реакцию с ее стороны. Результат превзошел все ожидания. Как и предусматривает документальное кино, я могла только предугадать поведение героини. Отталкиваясь от своего понимания, я выстраивала план съемок. Но как только мы начали снимать, то увидели, что Наталья способна не просто раскрываться, отвечая на мои вопросы или устроенные ситуации, а еще и ярко импровизировать. Она буквально расцветала перед камерой, ей хотелось как можно больше донести зрителю.
Для того, чтобы все было организованно, было решено разбить процесс на несколько съемочных дней и в каждый из дней снимать по несколько сцен. На сегодняшний день я понимаю, что это мне подходит, но при этом нужно выделять отдельно дни просто на наблюдение.
Тем не менее, вернемся к нашему процессу съемок. В первый день было решено снимать 4 сцены. Достаточно большой объем, но т.к. мы все заранее обсудили и распределили время, то действительно все получилось так, как задумывалось. Очень интересно наблюдать за тем, как то, что ты представлял у себя в голове действительно практически также проецируется на экран и визуализируется, особенно когда мы говорим о неигровом кино.
Первая сцена была связанна с синтезатором. До съемок Наталья рассказывала мне, что учится играть на фортепиано. Уроков у нее было немного, но этим и стала интересна ее игра и импровизация. Я решила устроить личный концерт Натальи. Но при этом без зрителей и не в обыденной обстановке. Моя героиня ассоциируется у меня со свободой, полетом, какой-то возвышенностью. Поэтому было решено ехать загород и снимать в открытом поле, чтобы передавался данный ассоциативный ряд. Мне хотелось, чтобы героиня отвечала на мои вопросы с помощью музыки. Так можно было бы понять ее настоящие чувства и ощущения, без прикрас. Ведь вряд ли возможно приврать при игре на инструменте. Но как оказалось на съемках, мои вопросы были только направлением для реализации желаний Натальи. Она практически все делала сама, а я лишь направляла в нужные стороны. Иногда она срывалась и могла побежать, начать прыгать, ползать. Операторов я предупреждала заранее о том, что им всегда нужно быть готовыми к спонтанности и уметь быстро схватывать. В этом они прекрасно себя проявляли. Также , для того, чтобы не упустить важные моменты, мы с самого начала съемки повесили на героиню петличный микрофон и не выключали его до конца съемочного дня. Было это не зря, так как позже, при прослушивании, я услышала много важных вещей.
В тот момент, когда я спросила героиню о том, как проходит ее день на Дворцовой, она очень ярко и естественно это сыграла. Позже появилась мысль о том, как мы будем действовать на Дворцовой, в следующий день съемок.
В первый же день после первой сцены мы отправились в парк. Заранее было приготовлено платье и цветик-семицветик, сделанный из цветного картона. Наталье предстояло побыть богиней-берегиней. Совершенно новый для нее образ. Почему захотелось показать ее именно такой? Однажды Наталья рассказывала мне о том, что ее прабабушка имела определенные способности, заговаривала воду. Я заметила, что и моя героиня часто любит упоминать о неземных вещах и решила дать ей возможность немного побыть богиней природы. Было долгое размышление о том, в каком варианте лучше показать Наталью, что ей предложить: побыть богиней-берегиней или колдуньей. Но исходя из мировоззрения героини, я решила взять вариант, который отражает светлое и доброе и посмотреть, что из этого выйдет. Как я поняла позже, этот образ пришелся Наталье по душе.
Следующая сцена была посвящена куклам. Определенный период своей жизни Наталья самостоятельно изготавливала кукол для спектаклей. Мне захотелось взять их на съемки, для того, чтобы героиня смогла показать с помощью кукол какие-то ситуации из ее жизни. Позже, на монтаже, я увидела немного иной смысл. В данном варианте эти кадры не вошли в фильм, но, возможно, позже, я еще раз обращусь к ним и попробую добавить еще одну сцену, связанную с куклами.
Крайней в этот день была сцена с пейзажем. Наталья решила продемонстрировать мастер-класс по написанию пейзажа. Но даже такая сцена оказалась необычной. Героиня не просто рассказывала о том, как нужно писать пейзаж. Она писала его душой, в сопровождении напевания песен.
Следующий съемочный день проходил на Дворцовой площади, куда Наталья обычно приходит зарабатывать деньги, рисуя портреты. Мы шли по Невскому проспекту, и я увидела большие витрины, в которых стоят манекены в модной одежде. Когда Наталья подошла к одной из них, я поняла, что это нужно снимать. Она с интересом разглядывала каждую витрину, вглядывалась в отражение, ее эмоции были неподдельными и интересными.
После важной задачей было попробовать переплести сцену с синтезатором, которую мы снимали в первый съемочный день. Хотелось показать, как к героине подходят клиенты, когда она приезжает на заработки. Но все оказалось даже интереснее. Как только я сказала об этом Наталье, она побежала сама искать людей, чтобы процесс пошел быстрее. В итоге это вышло в удивительное наблюдение. Большинство людей отказывалось участвовать даже за бесплатно. Но героиня не сдавалась и в итоге смогла найти очень подходящую девушку, которая в этот день приняла участие в двух сценах.
План съемок на Дворцовой площади не обошелся без экспериментов. Мне хотелось посмотреть, что получится, если мы завяжем глаза героине, и при этом она будет писать портрет. Мы посадили рядом друг с другом Наталью и девушку, которую уговорили на съемки. Завязали глаза главной героине, и она начала творить. В итоге ей даже удалось правильно подобрать цвета на ощупь. Сделать голубые глаза и коричневые волосы, что тоже удивило.
Далее, в этот же день я попросила Наталью написать портрет этой девушки в обычных условиях и при этом задавать определенные вопросы. Ранее героиня рассказывала мне, что когда она пишет портреты, то может угадывать профессию человека, город, в котором он живет или жил. Мне захотелось попробовать провести такой же эксперимент в реальных условиях. Поэтому пока Наталья писала портрет девушки, она задавала вопросы и отгадывала некоторые факты.
Следующий съемочный день проходил в фотостудии, которую мы заранее забронировали. Я подумала, что героиня всегда видит себя с одной стороны и перевоплощение вызовет у нее новые эмоции, новые ощущения, которые также обязательно помогут ей раскрыться. Мы пригласили визажиста, нашли красивое обтягивающее платье в пол по фигуре Натальи. Пока ее преображали, она не видела себя в зеркало. Мне захотелось, чтобы она смогла себя увидеть уже в сформированном образе. Позже мы зашли в зал студии, посадили героиню перед зеркалом. Она поворачивается, открывает глаза и здесь начинается ее уже внутреннее перевоплощение. Было удивительно и приятно видеть, как героиня почувствовала себя королевой и стала совершенно иначе себя вести. После съемок мы не стали убирать прическу и макияж, героиня отправилась на заработки на Дворцовую площадь. Позже она рассказала о том, что клиентов было гораздо больше, что тоже порадовало.
Последний день съемок мы решили также провести загородом. Он был необходим уже больше в качестве наблюдения. Т.к. героиня часто спонтанно говорит, мне требовались планы, где Наталья молчит. Этот день был акцентирован на визуальных образах. Но по интересной случайности у нас с собой оказался самокат. Наталья не смогла перед ним устоять, и было решено снимать сцену с ним. Далее героиня увидела красивую, на ее взгляд, решетку и решила залезть на забор, посмотреть. Такой момент нельзя было упускать, поэтому и эти кадры вошли в фильм. Как только количество нужных планов в этой локации набралось, мы перешли в парк, находившийся рядом. Мы проходили по территории, и вдруг я увидела очень высокую, нескошенную траву. Я попросила Наталью лечь в нее. Она легла, и я увидела кадр.
Оставался еще один важный момент. Помимо образов и разговора в жизни мне в любом случае было нужно узнать историю жизни Натальи. Т.к. фильм предполагалось сделать на контрастах спокойствия и обыденной жизни, с переплетением интересных образов. Интервью было необходимо для баланса и развития истории героини.
Таким образом, мы подошли к окончанию съемочного процесса. Впереди был период монтажа.