Ii. проявление бога во вселенной

Анни Безант

БРАТСТВО РЕЛИГИЙ

(Единые основания религии и нравственности)

Введение

Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные

религии мира были ответом Бога на эти искания, — ответом, данным через людей, в

душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей. Этих людей

называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем

смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из

Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны

относиться с благоговением, к какой бы религии мы ни принадлежали, так как

каждый из Них принес миру ту же самую божественную весть, учил одним и тем же

основным духовным истинам, провозглашал один и тот же неизменный нравственный

закон и показывал пример благородной, нравственной жизни. Они провозглашали

единую весть различным образом, ибо каждый из Них избрал тот путь, на котором

более всего можно было помочь народу, к которому Он пришел, — путь, способный

развить в этом народе то качество, в котором наиболее сильно нуждался мир в

период Его пришествия. Было время, когда наиболее необходимым являлось выдвинуть

долг и чувство законности, в другое время — чистоту, затем — справедливость,

далее — красоту, потом — знание, еще позднее — личное начало, сопровождаемое

самопожертвованием, и наконец — признание руководящего божественного начала. Вот

причина различий, которые мы встречаем в религиях, но все эти различия

направлены к улучшению и обогащению мира как целого. Поэтому следует не сожалеть

об этих различиях, а пользоваться ими, и, хотя бы мы и любили более всех других

нашу собственную религию, мы должны быть готовы воспринять все то, чему нас

может научить каждая иная религия. Для народа, исповедующего одну определенную

религию, Основатель этой религии является, естественным образом, самым дорогим и

самым почитаемым из всех Учителей, и это должно быть так. Но и все остальные

Основатели религий и великие Учители человечества, следовавшие за Ним, достойны

нашего почитания, ибо:

Лишь через такие души,

Спускаясь к нам, Бог проявляет луч Своего Света,

Чтобы он мог освещать наше восхождение в темноте.

В древние времена различные страны мира были гораздо более разобщены одна с

другой, чем теперь, и религии носили национальный и местный характер. Идея

прозелитизма была слаба, и человек рождался в определенной религии так же, как и

в определенной стране. И как человек случайно, по личным обстоятельствам, мог

покинуть свою родную страну и сделаться гражданином чужой страны, так же мог он

случайно оставить свою наследственную религию и сделаться последователем другой.

Но такие случаи были исключительными, и ни одна религия не делала определенных

усилий, чтобы укреплять себя за счет своих соседей.

Оглядываясь назад, на древние народы, мы видим у египтян их собственную религию,

и также у ассирийцев и у евреев; полуостров Индостан принадлежал индуизму с его

разновидностью — джайнизмом; затем великая буддийская реформа распространилась

по Индии; буддизм разослал своих миссионеров и утвердился также и в других

странах — это было первое великое миссионерское движение, вышедшее за пределы

своей страны и расы, которое известно в истории мира. Христианство, подобно

буддизму, покинув свою родину, также распространилось во все стороны и соединило

западные народы в христианские церкви. Третья из великих миссионерских религий,

ислам, основанный в Аравии, не покинул своей родной страны, подобно двум

предшествующим религиям: он твердо укрепился в Азии. И христианство, и ислам

были приняты воинственными народами-завоевателями, которые принесли свои религии

с собою и насадили их в странах, покоренных их оружием. Религия Зороастра, долго

господствовавшая в Персии, была вытеснена со своей родины, и теперь она

сохраняется главным образом в парсийских колониях в приютившей ее Индии.

Секты возникали во всех религиях и разделяли последователей этих религий —

вследствие различий в учениях и обрядах; индусы имеют своих шайвов, вайшнавов,

шактов и много второстепенных сект; христиане имеют свою греко-православную,

римско-католическую и иные католические церкви и протестантов различных

названий; буддисты различают махаяну и хинаяну, или северную и южную церкви;

мусульмане имеют шиитов и суннитов.

И подобно тому как все эти секты группируются под знаменами своих различных

религий — индуизма, христианства и т. д., так же можно рассматривать и все

религии мира как ветви одного древа жизни — Всемирной Религии, — корни которого

проникли глубоко в почву Божественной Мудрости, а листья осеняют народы своей

целительной сенью. Все они обладают единым сокровищем — знанием Бога, который

есть Вечная Жизнь. Методы их различны, но цель у них одна: помочь человеку через

очищение достигнуть совершенства. Они имеют общие для всех основные истины, но,

по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному

значению каждой из них.

В наши дни легкость и быстрота сообщений между отдельными странами мира не

дозволяет более религиям оставаться вполне изолированными и свободными от

влияния соседей. Мысль становится все более и более международной,

космополитической, и каждая религия обогащается вследствие соприкосновения с

другими религиями, давая и получая взамен плодотворные идеи. Этот взаимный обмен

не ограничивается только кругом существующих религий: археологические

исследования древности вынесли на свет художественные, скульптурные и

литературные остатки ныне вымерших религий, принадлежавших исчезнувшим народам и

погибшим цивилизациям; собрав и распределив их, наука установила на

непоколебимом основании фактов истину основного единства религий. Некоторые

основные учения, символы, обряды и предписания общи для всех религий, тогда как

мелкие различия неисчислимы. Благодаря этим исследованиям становится возможным

отделить существенное от несущественного, постоянное от преходящего, всеобщее от

местного и найти quod semper, quod ubique, quod omnibus.1 Сделав это, мы

получаем религиозное и нравственное учение, которое безбоязненно может быть дано

юношеству как выражение религиозного сознания человечества, как изложение

фактов, касающихся Бога, человека и вселенной, которое засвидетельствовано

Избранниками среди человечества2 и может быть проверено всеми, кто достиг

известной духовной ступени эволюции. Истинность этих фактов подтверждена

авторитетом таким высоким и единодушным, как ничто в мире; авторитет этот

восходит в такую глубину веков, которая предшествует самой заре истории, ибо он

существовал и играл руководящую роль, по свидетельству древнейших, извлеченных

из земли обломков, и все новые свидетельства, касающиеся всех эпох от Оаннеса до

Магомета, лишь более и более подкрепляют этот авторитет. Ни одно из утверждений

истории или науки в наших школах не имеет на себе печати, столь достойной

доверия, а если мы правы, уча наших детей чему-нибудь, чего они не могут

проверить сами, то мы правы, преподавая им и эти факты религии, и этот

нравственный закон.

Каждая религия имеет свою собственную вдохновенную письменность, т. е. Писания

ее Пророков и Учителей; значение, придаваемое этим Писаниям в различных

религиях, неодинаково и изменяется в различные эпохи истории данной религии. Все

индусы принимают Веды, но они настолько несогласны в их истолковании, что

некоторые соперничающие школы придерживаются противоположных толкований; индусы

имеют также немало и других Писаний (шастр) различной древности и оспариваемой

ценности; последователи Зороастра имеют свои Гаты с Зенд-Авестой и другие

священные книги; у евреев имеются свои книги Закона и Пророков; буддисты имеют

Трипитаку и много других книг, христиане — Библию и апокрифические Писания,

авторитет которых оспаривается; мусульмане обладают Кораном. Все эти книги, а

также другие, принадлежащие как вымершим, так и остальным живым религиям,

достойны изучения, но их следует читать с открытой, ясной и хорошо настроенной

душой. Только ученые могут определять их историческую подлинность, но, с другой

стороны, только духовный человек может судить об их вдохновенном значении; и,

как бы страстны ни были споры относительно времени их происхождения, их авторов

и степени их точности, люди всех вероисповеданий должны бы читать их как

документы, достойные глубокого внимания за их внутреннюю связь с эволюцией

человечества и за тот свет, который они проливают на историю прошлых времен.

Священные Писания различных религий будут приведены в настоящей книге, в

подтверждение единства Всемирной Религии; но не как непогрешимые авторитеты, а

как свидетельство того, что религия, которой они принадлежат, проповедовала

утверждаемое нами единство. Каждый читатель должен решить сам для себя, какой

вес могут иметь для него приводимые ссылки. Вопрос этот не относится

непосредственно ко Всемирной Религии и должен быть решен последователем

определенной религии самостоятельно.

Учения Всемирной Религии, заключенные в различных религиях мира, суть следующие:

Единство Бога — Единой, Самосущей Жизни.

Проявление Бога во вселенной под тремя Аспектами.

Иерархия Духовных Существ.

Воплощение Духа.

Два основных закона (Причинности и Жертвы).

Три мира Человеческой Эволюции.

Братство людей.

Отбрасывая все догматические и сектантские особенности, которые неизбежно

различны, приведенные учения должны бы преподаваться в основных чертах всем

детям и составлять часть всех школьных и гимназических программ. Школы и

училища, принадлежащие отдельным вероисповеданиям, могли бы, по желанию,

добавлять соответствующие подробности для своих воспитанников, но общие учения,

содержащиеся во всех вероисповеданиях, составляют собственность всех, и они

являются единственным надежным основанием для нравственности. Эти общие всем

религиям учения образуют первую часть этой книги.

Вторая часть содержит краткое изложение отдельных вероучений различных религий с

их главными обрядами, составленное последователями данных религий.

Третья часть посвящена нравственности.

I. ЕДИНСТВО БОГА

Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа

нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль:

Господь, Бог наш, Господь един есть",4 — провозглашает еврей. "Нет иного Бога,

кроме Единого",5 — утверждает христианин. "Нет Бога, кроме Бога",6 — говорит

мусульманин. И все остальные религии утверждают то же самое. Даже дикари,

поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому

они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.

Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни,

Единое Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что

существует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем".7 Он был

сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — мириады форм; с огнем,

из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр — дух; с древом,

увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист — отдельная жизнь. Он

обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых

каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом

атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти

Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. "Он не

имеет ни формы, ни цвета, ни очертания",8 но все формы черпают в Нем свою

красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его

мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности,

таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы,

шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада,

цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, —

все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей

поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в

мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он —

героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим

младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре

девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает

Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита

беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника. Он наполняет Собою

миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу,9 и

Он же утешает скорбящего, "как мать утешает сына".10 Он — Отец, Мать, Супруг и

Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух",

которым все проникнуто.11 И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту

вселенную из частицы Себя, Я остаюсь".12

Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности,

осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности

Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным. Единая Жизнь выражается в

бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает,

что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья. По мере того как мы учимся

видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к

блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные

несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы — частицы, которые вырастают

в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш

небесный".13 Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.

Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все

частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству.

"Они лишь раздробленный свет Твой".14 Благо заключено в неотвратимой судьбе

нашей:

"То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все

творение".15

Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди

скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного

Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского

певца:

"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —

И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".16

Более того, будучи частицами божества, мы можем найти Бога, погружаясь в самые

сокровенные глубины нашего существа, за пределы изменчивых чувств, мыслей и

желаний наших, в самую суть нашего Духа, изошедшего от Него и имеющего свое

бытие в Нем. То, что вечно в нас, наше сокровенное Я, — божественно. Индусские

Священные Писания учат, что, познав один кусок глины, мы познаем всю глину;

познав один кусок золота, мы познаем все золото; познав один кусок железа, мы

познаем все железо, какими бы именами люди ни называли предметы, сделанные из

них; так же, познав в полноте одно Я, мы познаем Единое Я, мы познаем Бога.17

Поэтому Христос объявил, что познание Бога есть жизнь вечная,18 и сказал: "Ибо

вот, царствие Божие внутри вас есть".19

Но божественное Я раскрывается только для тех, жизнь которых чиста, кто исполнен

самоотречения, преданности и кто сосредоточен на вечном.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".20

"Тот, кто не отказался от злых путей, кто не сосредоточен, не кроток душой и не

обрел самообладания, тот даже через знание не может прийти к Нему".21

"Воистину Единое Я может быть достигнуто постоянным упражнением в правде, в

преданности, в совершенном знании долга ищущего богопознания. Тот, кого

созерцают безгрешно поклоняющиеся, воистину пребывает в них самих, воистину Его

природа — свет и чистота".22

Таков древний узкий Путь, который бросает свет на кажущееся противоречие в

изречении святого Ансельма: "Стань тем, что ты есть".

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ MИPА

Из индусских Священных Писаний

Единый, без второго.

Чхандогья упанишада, VI, II, 1

Тогда не было не-бытия и не было бытия... Лишь То дышало вследствие своей

собственной природы; кроме Того не было ничего.

Ригведа, X, CXXIX, 1, 2

Открою тебе То, что должно быть познано; что, познанное, ведет к бессмертию,

безначальное, высшее, Вечное, Брахман.

Бхагавадгита, XIII, 12

Незримый, Он видит, неслышный. Он слышит, немыслимый, Он мыслит, неисповедимый.

Он знает. Никто иной, кроме Него, не видит, не слышит, не мыслит, не знает. Он

есть божественное Я, сокровенный правитель, Бессмертный. Все иное погибает.

Брихадараньяка упанишада, III, VII, 23

О Гудакеша, Я — То, что пребывает в сердцах всего сущего; Я есмь начало,

середина, а также и конец всех существ... И нет ничего движущегося или

неподвижного, что могло бы существовать вне Меня... Постигни, что все, что

славно, хорошо, прекрасно и могущественно, есть лишь ничтожная часть Моего

великолепия... Создав из частицы Себя всю вселенную, Я остаюсь.

Бхагавадгита, X, 20, 89, 41, 42

Как вездесущий эфир по своей тонкости не подлежит воздействию, так и все

телесное не в состоянии повлиять на высшее Я.

Бхагавадгита, XIII, 32

Когда не было тьмы, когда не было ни дня, ни ночи, не-бытия или бытия, тогда был

один Всеблагий. Никто не может постигнуть Его в пространстве наверху, в

пространстве внизу или в промежуточном пространстве. Имя Его — бесконечная

слава, нет Его изображения. Не в видимом пребывает Его образ; никто не зрит Его

очами. Те, кто через любовь и мудрость познают Его, пребывающего в сердце,

становятся бессмертными.

Шветашватара упанишада, IV, 18-20

Как сияющее солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и

между ними, так и Единый, Всеславный, Всеблагий Бог царит над всем, что

существует и что изошло от Него.

Там же, V, 4

Единый Бог, скрытый во всех существах, проникающий все, сокровенное божественное

Я всего сущего. Владыка всех деятельностей, пребывающий во всех творениях,

Свидетель, который есть чистая и бесплотная Мысль, единый Самосущий среди сонма

успокоенных духов, делающий проявленным единое семя (материи). Мудрые,

созерцающие Его внутри себя, обретают вечное блаженство, никто иной.

Там же, VI, 11, 12

Как единый воздух, вступая в мир, становится самим естеством каждой природы, так

и единое Я, принадлежа самой природе каждого естества, есть сокровенное Я всего

сущего и пребывает также и вне.

Катха упанишада, II, V, 10

Близко, в самом сердце проявлена великая цель; на Нем зиждется все, что

двигается, дышит и смыкает очи. Его ты познаешь, как то, что существует и не

существует, Кто достоин поклонения, Кто превыше познания творений, Кто

величайший, Лучезарный, тоньше тончайшего, на Ком основаны миры и их обитатели.

Мундака упанишада, II, II, 1, 2

Из Священных Писаний парсов

Ахуре-Мазде,23 Единому без второго... пою славословие.

Агунавад Гата, XXXVIII, 3

Ахура-Мазда, видящий все.

Уштавад Гата, XIV, 4

Ахура-Мазда сказал: "О святейший Зартошт, эта частица Слова Гоновара была до

акаши, до воды, до земли, до животных, до деревьев, до огня — очистителя всех

вещей Ахуры-Мазды, — до святых, до элементалей (дэв) и злых людей, до всего

физического мира и до всех творений Ахуры-Мазды, рожденных чистотой".

Ясна, XIX, 3, 4

Мое первое имя есть "Ахми" — я есмь.

Ормазд Яшт, 7

Тебе, о Мазда-Ахура несравненный. Тебе я пою хвалу.

Ясна, XXVIII, 3

Я возвещаю Его, Который величайший из всех.

Там же, XIV, 6

Ты, Первый Великий Мыслитель, великолепие Которого превосходит все светы. Разум

Которого есть Творец всего, Ты поддерживаешь праведность и благой ум. Ты Дух

Мазда, Который еси всегда тот же!

Там же, XXXI, 9

Никто не может знать происхождение Мездама. Кто может постигнуть это, кроме Него

самого.

Бытие, и единство, и тождественность суть нераздельные свойства Его первичной

субстанции и не составляют дополнительных Его свойств.

Он без начала, без конца, без союзника или врага, или подобных Ему, без отца,

матери, жены или дитяти, без места, положения, тела или чего-либо плотского, без

цвета или запаха.

Он живой, мудрый, могущественный, независимый и справедливый; и Его знание

простирается над всем, что слышно, видно и существует.

И все существование постигается Его знанием одновременно, без времени; и для

Него нет ничего скрытого.

Дезатир, Книга Пророка; Великий Абад, 4-8

Примечание. Здесь Ахура-Мазда считается Единым. В своих "Этюдах о Парсах"

(Essays on the Parsis, p. 13) д-р Гауг говорит о более мистическом представлении

Зерван Акаране, Единого до проявления, от Которого изошел Ахура-Мазда, Бытие —

Мудрость. Это учение было распространено в Персии, говорит ученый доктор, во

времена Сасанидов, но современные последователи Зороастра отвергают его,

отдаляясь таким образом от Всемирной Религии.

Из еврейских Священных Писаний

Я есмь Сущий ... Сущий послал меня к Вам.

Исход, 3:14

Только Господь есть Бог, и нет никого, кроме Него.

Второзаконие, 4:35

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.

Там же, 6:4

Нет между богами, как Ты, Господи... Ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже,

един Ты.

Псалтирь, 85:8,10

На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

Притчи, 15:3

Я — первый, и Я — последний; и, кроме Меня, нет Бога.

Исаия, 44:6

Я — Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня.

Там же, 45:5

Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня.

Там же, 43:11

Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его.

Там же, 57:15

А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный.

Иеремия, 10:10

Он есть Бог живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его

бесконечно.

Даниил, 6:26

Ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня.

Осия, 13:4

Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

Псалтирь, 17:32

Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы.

Там же, 81:6

Из христианских Священных Писаний

Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет

иного, кроме Его.

От Марка, 12:32

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю

без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены.

От Матфея, 10:29-30

Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как

и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"... Мы, будучи родом

Божиим...

Деяния, 17:27-29

Дух Божий живет в вас... Духом Своим, живущим в вас.

Римлянам, 8:9,11

Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит

храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

1 Коринфянам, 3:16-17

А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

Там же, 6:17

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого

имеете Вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Посему

прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Там же, 6:19-20

Но у нас один Бог Отец, из Которого все... Которым все, и мы Им.

Там же, 8:6

Да будет Бог все во всем.

1 Коринфянам. 15:28

Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду. ходить в них; и

буду их Богом, и они будут Моим народом.

2 Коринфянам, 6:16

Бог один.

Галатам, 3:20

Утвердиться Духом Его во внутреннем человеке.

Ефесянам, 3:16

Один Бог и Отец всех. Который над всеми... и во всех нас.

Там же, 4:6

Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во

веки веков.

1 Тимофею, 1:17

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец... Который есть и был и грядет.

Откровение Иоанна, 1:8

Из Священных Писаний ислама

Ваш Бог — Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд.

Коран, 2:158

Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся.

Там же, 2:151

Во власти Бога и Восток и Запад; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо

Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий.

Там же, 2:109

Есть только один Бог, нет Бога, кроме Бога, Живого и Неизменного. Ни дремота, ни

сон не овладевают Им. Ему принадлежит все, что есть на небесах и на земле. Кто

может предстательствовать перед Ним, если не будет на то Его воли? Он знает, что

было до них и что будет после них, — люди же постигают из мудрости Его лишь то,

чему Он пожелает их научить. Престол Его простирается на небо и на землю, и Он

без всякого труда охраняет их. Он Высочайший, Великий.

Коран, 2:256

Нет Бога, кроме Бога Живого, Неизменного.

Там же, 3: 1

Бог един.

Там же, 4:169

Всем нам предстоит вернуться к Богу.

Там же, 5:53

Нет Бога, кроме единого Бога.

Там же, 5:77

Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.

Там же, 6:14

Скажи: существует, конечно, только единый Бог.

Там же, 6:19

У Него есть ключ ко всем тайнам. Он один их знает. Он знает о том, что

существует на земле, и о том, что скрыто в глубине морской. Листка не упадет без

Его ведома. Нет ни одного зерна в мрачных недрах земли, нет зеленой или высохшей

былинки, которая не была бы означена в книге явной.

Там же, 6:59

От Господа ничего не укрывается из всего сущего на небе и на земле.

Там же, 14:41

Все погибнет, кроме Лика Божия... К Нему возвратитесь вы.

Там же, 28:88

Мы ближе к Нему, чем Его собственная становая жила.

Там же, 50:15

Он видит деяния ваши.

Там же, 57:4

Бог обо всем свидетельствует. Разве не видишь ты, что Богу ведомо все сущее на

небесах и на земле? Не бывает беседы между тремя лицами так, чтобы Он не

присутствовал четвертым, не собирается вместе пятерых без того, чтобы Он не был

шестым. Не бывает ни большого, ни меньшего сборища так, чтобы Его не было вместе

с ними, где бы они ни находились... ибо Он обо всем осведомлен.

Коран, 58:7-8

Скажи: Бог един, Вечный Бог.

Там же, 112:1-2

Бог говорит: "Я упование того, кто надеется на Меня; и Я с ним и вблизи его,

когда он вспоминает обо Мне".

Изречение Магомета

Бог говорит: "Если кто старается приблизиться ко Мне на один вершок,24 то Я

приближаюсь к нему на аршин; и если кто силится приблизиться ко Мне на аршин, Я

к нему приближаюсь на две сажени; и если кто идет ко Мне, то Я бегу ему

навстречу".

Изречение Магомета

Бог говорит: "О человек! Следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, а

затем скажи: "Будь", и вот Оно есть".

Изречение Магомета

Бог говорит: "Для любимого Мною человека Я — слух его, которым он слышит, Я —

зрение его, которым он видит, Я — руки его, которыми он держит, и Я — ноги его,

которыми он ходит".

Изречение Магомета

Бог был, когда ничего не было. Он все знает, что было и будет. Он есть свет без

тени, жизнь без смерти и знание без неведения. Таким, какой Он сегодня. Он

остается вовеки.

V Имам, Магомет, сын Али

Ты еси абсолютное Бытие; все остальное — призрак.

Джами

Если ты проникновенно всмотришься в корень материи, то ты постигнешь, что Он

есть и Видящий, и Око, и Видение.

Гулчан-г-Раз

Из Священных Писаний сикхов

Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество... Он всегда пребывает во всем.

Джанджи

Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию;

нерожденный; из никакого лона; самосущий; безусловный; непоколебимый.

Соратх, 1

Он Сам и бесформенное, и форма; Единый без качества и с качествами. О Нем Одном

говорится, о Нанак. Этот Единый есть множество.

Баванаккхри Гуру, V

Что видимо, есть Брахм; что слышно, есть Брахм; Он именуется Единым и только

Единым.

Гуру, III

Веда не знает Его величия; Брахма25 не знает Его тайну; Аватары не знают Его

границ; Господь Всевышний Парабрахман — без границ.

Раткали Гуру, V

Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и

направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси.

Бхарон Гуру, V

Он един есть. Он все во всем. Своими законами Он поддерживает вселенную.

Сукхмани Гуру, V

В каждом сердце пребывает Гари. Так провозглашают мудрецы.

Гуру, IХ

II. ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении.

Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с

отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые

требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на

возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для

любви, и поклонения. "Логос Души един"; Слово, говорящее человеческому Духу, не

нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.

Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались

глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин

видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем.

Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин,

для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един,

тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины

на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в

то же время нераздельной частью единого белого света.

Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во

вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в

глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах,

тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по

отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной

Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи в

мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с

которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена

пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того

хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно

установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание,

эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может

действительно возмутить философа.

Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно

Самосущем и Безусловном, как о "Неимеющем качеств", тогда как проявленного Бога,

верховного Владыку вселенной, он представляет "имеющим качества". Этими

основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности

человеческого Духа с его тремя свойствами — деятельностью, познаванием и волей —

он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время доказательство

троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях

последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: "Я есмь",

"Мудрость" и "Блаженство", рядом со многими иными качествами.26 Точно так же и

еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем

внутреннем учении — скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на

арабского Пророка, — она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер,

Корона,— Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, —

Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме,

— Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается коренная

истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни

назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну и

Брама у индусов; Амитаба, Авалокитешвара, Манжусри у китайских и тибетских

буддистов; Ахура-Мазда, Спента- и Ангро-Майнью и Армаити у последователей

Зороастра; Могучий, Мудрый и Милосердый у мусульман, а также различные названия

Троицы у египтян, халдеев и в других мертвых религиях; все в один голос

провозглашают эту внутреннюю троичность, обнаруженную Богом в проявлении и

отраженную в троичности сознания той вселенной, в которой Он проявляется. Три

Аспекта божества, раскрывающихся во вселенной, становятся для обитателей этой

вселенной тремя Сущностями; употребляя же слова известного христианского

исповедания, — "тремя Лицами единого Бога". За всеми этими представлениями

скрывается глубочайшая метафизическая истина — вселенская и отвлеченная,

применимая ко всем мирам, прошедшим, настоящим и будущим, которые являют собой

не более как выражение этой истины во Времени и Пространстве: Истина эта может

быть выражена как "Единое Я", как Не-Я, или вселенная, которая есть Его Мысль, и

как Его мышление о ней, которое представляет собой отношение между Мыслителем и

Мыслью, благодаря чему последняя живет и приносит плоды.

Наш разум не может избежать троичности, присущей проявлению, и эта основная

истина была выражена всевозможными способами — и первобытным, и философским, и

мистическим, и антропоморфическим; выражения ее разнообразны, но сама истина

остается всегда одна и та же, внедренная в самую суть нашего существа. Верно

понятая, она не может быть отвергнута.

Проявленный Бог есть Корень вселенной; некоторые религии говорят об эманации,

другие о творчестве; верно лишь одно, что нет ничего, кроме Бога, а самый метод,

которым Он осуществляет вселенную, есть второстепенный вопрос. Он — Создатель,

Строитель, Архитектор Своих миров. Его жизнь зарождает их и сохраняет во все

время, положенное для их существования, а когда время это заканчивается, Он

возвращает их из состояния раздельности в Свое Единство. "А затем (наступает)

конец", дабы был "Бог все во всем"27 или, как говорит мусульманин, "все

погибнет, кроме Его Лица".28

Дело осуществления вселенной, одарение ее участием в Его Бытии, внедрения в нее,

если можно так выразиться, части Его Жизни принадлежит по необходимости третьему

божественному Аспекту: "И Дух Божий носился над водою",29 — говорит еврейское

Писание. Брама, говорит индус, есть Создатель, "Предок всех Миров".30 "Тот

Господь есть Создатель... чье Имя есть невидимо Развивающий, Бог",31 — говорит

Наши рекомендации