Экадаши, святые дни и праздники
Одним из важных аспектов преданного служения является хари-васара, празднование дней, дорогих для Господа Хари. К таковым относятся Дни Явления Господа и Его аватар, Дни Явления и Ухода Его чистых преданных, а также экадаши.
Экадаши
Немного Ведической астрономии
Сперва небольшое астрономическое введение. Экадаши буквально означает "одиннадцать" и обозначает одинадцатый лунный день Ведического календаря. Луна движется вокруг Земли (в Ведической системе принята геоцентрическая система отсчета) примерно раз в двенадцать быстрее, чем солнце. Их движение в подобно движению часовой и минутной стрелок часов. Двенадцати часам циферблата будет соответствовать двенадцать месяцев (или знаков зодиака) одного года. Другое небольшое отличие заключается в том, что Луна движется чуть быстрее, чем нормальная минутная стрелка. В результате этого, когда солнце возвращается к "12 часам" (проходит год), Луна "убегает" "минут на двадцать" (дней на десять). Так или иначе, когда "стрелки" совпадают – это новолуние или амавашья. После этого Луна начинает расти вплоть до полнолуния или пурнимы, когда "часовая" и "минутная" стрелки находятся в противофазе. Интервал времени между этими событиями составляет немногим меньше пятнадцати дней. Этот промежуток времени делят на пятнадцать равных частей, которые называются титхи или лунный день.
Титхи называют просто по номерам: пратипат – первый лунный день (после новолуния или полнолуния, соответственно), двитийа – второй лунный день и т.д. Экадаши – это одиннадцатый лунный день. Концепция титхи играет очень важную роль в Ведической культуре. Движение Луны вдоль зодиака и ее взаимодействия с другими планетами и созвездиями оказывает непосредственное влияние наш ум. Таким образом каждый из титхи оказывает вполне конкретное влияние на состояние нашего ума. Поэтому различные титхти будут благоприятными или неблагоприятными для различных видов деятельности. Все это не имеет никакого отношения к чисто трансцендентной деятельности (главные виддхи), но учитывается во вспомогательных аспектах преданного служения, таких как, например, проведение самскар (очистительных церемоний) – гарбхадхана-самскары, церемонии бракосочетания и др. Согласно Бхактивиноду Тхакуру, это относится к категории занятия времени в преданном служении.
Поскольку, кроме асторномов и астрологов, никто никогда не следит за движением Луны и тем, насколько далеко она расположена от Солнца, в повседневной жизни принята следующая система соответствия между лунными и солнечными днями: какой титхи приходится на момент восхода Солнца, так весь день и "обзывается. Например, если в Вайшнавском календаре мы находим, что 12 Апреля 2000 года назван навами, это означает, что в этот (солнечный) день на момент восхода солнца приходился девятый лунный день или навами-титхи. Можно не морочить себе голову вычислениями, а просто пользоваться Вайшнавским календарем, расчитанным для Вашего конкретного места жительства с помощью специальной компьютерной программы, которая ходит "по рукам" у преданных. Отметьте себе, что лунный календарь чувствителен к географическим координатам, так что дни праздников или постов в одном месте могут не совпадать с днями праздников в другом месте.
Поскольку титхи короче, чем солнечные сутки, иногда можно заметить, что в календаре какой-то титхи просто пропадает. Это означает, что солнце взошло в этот день в самом конце прошлого титхи, а до следующего восхода солнца очередной титхи уже истек, и начался новый. Так после, например, экадаши вместо двадаши наступит трайодаши, а двадаши "съестся". Если на двадаши должен был отмечаться какой-то вайшнавский праздник, то он отмечается, соответственно в экадаши (так как двадаши все равно приходится на тот же день).
Еще одна особенность, возникающая из-за этой путаницы с лунными и солнечными днями, связана с постами на экадаши. Вайшнавский экадаши должен начаться за две мухурты (1 час 36 минут) до восхода солнца. Если же экадаши-титхи начинается после этого времени, то пост и остальные аспекты, связанные с соблюдением экадаши переносится на двадаши.
Если на следующий день после экадаши следует другой Вайшнавский праздник, который включает в себя пост (как, например, в случае Вамана-двадаши и Вараха-двадаши), то этот пост соблюдается в экадаши, то есть накануне. Он добавляется ко всем нижеописанным правилам соблюдения экадаши. Таким образом в этот день утром можно будет прервать "экадашный" пост.
Вайшнавский Экадаши
С материальной точки зрения экадаши-титхи управляется Марсом и неблагоприятен для многих видов мирской деятельности. Поэтому карма-канда Вед предписывает пост, джапу и другие виды благочестивой деятельности. Вайшнавский Экадаши и порядок его соблюдения имеют другую почву. Вайшнавы соблюдают Экадаши, потому что это день, дорогой для Господа Кришны. Главным предписанием для соблюдения Экадаши является полностью посвятить его шраванам, киртанам, смаранам и т.д. Если Вы знаете, что какая-то деятельность оказывает сильное влияние на Ваш ум и может отвлечь его от Кришны, лучше отложить ее на другой день. В Экадаши преданные повторяют 25 кругов маха-мантры. Великие Вайшнавы времен Господа Чайтаньи обычно проводили Экадаши в полном посте и без сна, целиком посвящая его джапе, кришна-катхе и санкиртане. Если Вы поститесь, то важно на следующий день прервать пост зерновыми в определенное время, указанное в Вайшнавском календаре.
Если в течение дня Вы заняты проповедью или другим важным служением, то Вы можете предпочесть и не держать полный пост. То же относится к случаям больных, кормящих матерей или вообще, если полный пост доставит Вам больше беспокойств, чем поможет сосредоточиться на Кришне. В таком случае преданные соблюдают пост на зернобобовые. К последним относятся также семена горчицы, шамбалы и порошковая асафетида, которая смешана с мукой. Помните, что зеленый горошек и стручковая фасоль, хоть и зеленого цвета – тоже зернобобовые, а не овощи. Гречка относится к гречишным, и ее можно готовить, но предварительно ее необходимо обязательно перебрать. Поскольку Шри Шри Гаура-Нитай играли роль преданных, в этот день Им нельзя предлагать зернобобовые. То же относится и к изображению Панча-таттвы. Божествам Шри-Шри Радхи-Кришны, Джаганнатхи и другим Вишну-таттвам в Экадаши можно предлагать зернобобовые, но вкушать такой махапрасад нельзя – следует отложить это на следующий день.
Если Вы случайно пропустили соблюдение экадаши, то необходимо провести его на следующий день. Раз в год (где-то в начале лета) преданные соблюдают нирджал-экадаши, то есть полный пост, даже без воды (исключение – дети, кормящие матери, и больные). Этим самым компенсируется возможное нарушение экадаши в течение года. Этот экадаши называют также Пандава-экадаши. История, связанная с ним такова. Поскольку Бхимасена, один из пятерых Пандавов, обладал недюжинной силой, он и питался соответственно. Поэтому его прозвали Врикодарой – Волчье Брюхо. И пост на зернобобовые, в особенности когда ему приходилось сражаться, был практически невозможной вещью. Поэтому Пандавы получили благословение, что если они будут держать полный пост в этот самый день, Пандава-экадаши, то это компенсирует нарушение экадаши в другие дни.
Соблюдение Экадаши очень важно. Господь Чайтанья лично дал наставления по поводу соблюдения Экадаши Своей маме Шачи-деви. Мы предлагаем Вашему вниманию также следующую историю о явлении Шри Экадаши, которая поможет осознать важность его соблюдения.
Явление Шри Экадаши
(Эта статья была написана в 1956 году Шри Навина Чандрой Чакраварти - учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и переведена Вьенката дасом Брахмачари).
Многие преданные проявляют большую любознательность о появлении Шри Экадаши и о ее особых качествах. Поэтому я представляю это описание из 14 главы Падма-пураны, из раздела, озаглавленного "Крийа сагара-сара".
Однажды великий мудрец Джаимини Риши сказал своему духовному учителю: "О Гурудева! В прошлом по своей милости ты описал мне историю славы Ганги, великие блага от поклонения Господу Вишну, жертвование зерна в виде милости, жертвование воды в виде милостыни и величие, которое приходит к человеку, если он пьет воду, которой были омыты стопы брахмана. О лучший среди мудрецов, Шри Гурудева, теперь в великом энтузиазме я горю желанием услышать о тех благах, которые получает человек, постясь на Экадаши, и об истории появления Экадаши".
Шрила Вйасадева, услышав эту просьбу от Джаимини Риши, преисполнился блаженства и ответил: "О святой брахман Джаимини, результаты соблюдения экадаши могут быть в совершенстве описаны только Верховным Господом Нарайаной, потому что во всей полноте описать их способен только Он. Но в ответ на твой вопрос я дам тебе лишь очень краткое описание.
На заре творения, внутри этого материального мира Верховный Господь создавал движущиеся и неподвижные живые существа. Одновременно для того, чтобы наказывать человеческий род, Он создал личность, чья форма была воплощением греха (Папа-пуруша). Различные члены этой личности были составлены из различных видов греховных действий. Его голова была сделана из греха убийства брахмана, два его глаза были произведены из греха приема интоксикаций,
его рот – кража золота,
уши – незаконный секс с женой гуру,
нос – убийство своей жены,
руки – убийство коровы,
шея – кража накопленных богатств,
грудь – аборт,
ребра – секс с чужой женой,
желудок – убийство своих родственников,
пупок – убийство подопечных,
талия – самопрославление,
бедра – оскорбление гуру,
гениталии – продажа своей дочери,
ягодицы – разглашение сокровенных тайн,
стопы – убийство собственного отца,
волосы – менее значительные грехи.
Таким образом было создано ужасное существа, олицетворяющее все греховные действия и пороки. Его тело было черного цвета и глаза его были желты. Он приносил невыразимые страдания греховным существам.
Верховная Личность Бога, Господь Вишну, увидев это олицетворение греха, стал думать про себя так: "Я - творец счастья и несчастья для живых существ. Я - их хозяин, потому что Я создал эту личность, которая приносит несчастья всем нечестивым, лживым и греховным существам. Теперь Я должен сотворить кого-нибудь, кто будет контролировать эту личность.
Затем Господь Вишну создал личность Йамараджа и различные адские планетарные системы. Те живые существа, которые очень греховны, после смерти будут посылаться к Йамараджу, который в свою очередь будет посылать их на страдания в те области ада, которые будут соответствовать совершенным ими грехам.
Устроив все таким образом, Верховная Личность Бога с помощью Гаруды отправился в жилище Йамараджа. Когда Йамараджа увидел, что прибыл Господь Вишну, он немедленно омыл Его стопы и сделал Ему подношение. Затем он усадил Его на золотой трон. Затем Господь услышал очень громкий крик, раздававшийся с юга. Его удивил этот звук, и Он спросил Йамараджа: "Кто издает такие громкие крики?"
Йамараджа ответил: "О Господь! Различные живые существа с земных планетных систем пали в эти области ада. От своих преступлений они ужасно страдают. Из-за своих дурных действий в прошлом они испытывают страдания, которые заставляют их страшно кричать".
Услышав это, Верховный Господь пошел на юг. Когда обитатели ада увидели, кто пришел, они начали кричать еще громче. Сердце Господа наполнилось состраданием. Он подумал про себя: "Я произвел всех этих потомков, и теперь из-за Меня они страдают".
Вйасадева продолжал: "О Джаимини, только послушай о том, что Верховный Господь сделал дальше. После того, как Всемилостивый Господь подумал обо всем этом, Он внезапно проявил из себя свою личную форму Божества лунного дня Экадаши". После этого различные греховные живые существа начали соблюдать обет Экадаши и затем они очень быстро возвышались до обители Ваикунтхи. О дитя мое, Джаимини, поэтому лунный день Экадаши является той же самой формой Верховного Господа Вишну и Сверхдуши, пребывающей в сердцах всех живых существ. Шри Экадаши является наивысшей благочестивой деятельностью и представляет собой главу среди всех обетов.
После появления Шри Экадаши та личность, который являлся олицетворением всей греховной деятельности, постепенно осознал влияние, которое она имела. С сомнениями в сердце он приблизился к Господу Вишну и начал возносить множество молитв, которые удовлетворили Господа. Затем Господь предложил дать ему благословение. "Какое благословение ты хочешь?" – спросил Господь.
Папа-пуруша ответил: "Я был создан Тобой, и через Меня Ты задумал причинить страдания всем живым существам, которые очень греховны. Но сейчас, благодаря влиянию Шри Экадаши, я почти полностью разрушился. О Прабху! После моей смерти все Твои неотъемлемые частицы, которые приняли материальные тела, освободятся и вернутся на Ваикунтху. Если такое освобождение всех живых существ произойдет, тогда кто будет поддерживать Твою деятельность? Тогда не останется никого, кто будет участвовать в играх на земных планетных системах! О Кешава! Если Ты хочешь, чтобы эти вечные игры продолжались, то, пожалуйста, спаси меня от Экадаши. Никакой вид благочестивой деятельности не способен обуздать меня. Никто, кроме Экадаши, которая является Твоей личной проявленной формой, не может воспрепятствовать мне. Из страха перед Шри Экадаши я спасался бегством и принимал прибежище среди людей, животных, насекомых, у гор, деревьев, движущихся и неподвижных живых существ, в реках, океанах, лесах, на райских, земных и адских планетных системах, у полубогов и Гандхарвов. Я не могу найти себе место, где я был бы свободен от страха перед Шри Экадаши. О Хозяин, я - продукт Твоего творения, поэтому, пожалуйста, укажи мне место, где я мог бы жить без страха".
Затем Вйасадева сказал Джаимини: "Произнеся это, Папа-пуруша упал к стопам Верховного Господа и стал плакать. Наблюдая за ним с улыбкой, Господь сказал: "О Папа-пуруша! Поднимись! Не скорби больше. Послушай только, Я укажу тебе место, где ты можешь оставаться. На лунный день Экадаши, который является благословением для всех трех миров, ты можешь принять прибежище в пище, приготовленной из зерновых. Теперь больше нет причины беспокоиться об этом, поскольку Моя форма Шри Экадаши не будет больше преследовать тебя". Отдав распоряжение Папа-пуруше, Верховный Господь исчез, а Папа-пуруша вернулся к выполнению своей деятельности.
Поэтому те, кто серьезно настроены получить конечное благо для души, никогда не должны есть зерновые на Экадаши. Согласно наставлениям Господа Вишну любой вид греха, который можно найти в материальном мире, входит в это время в зерновые. Любой, кто соблюдает экадаши, освобождается от всех грехов и никогда не попадает в ад. Если же человек, пребывая в иллюзии, не следует Экадаши, он все равно считается наибольшим грешником. С каждым глотком зерновых, съеденным жителем одной из земных планет, такой человек получает эффект убийства миллионов брахманов. Абсолютно необходимо отказаться от приема в пищу зерновых на Экадаши. Очень громко я повторяю вновь и вновь: "На Экадаши не ешьте зерновых, не ешьте зерновых, не ешьте зерновых!" Независимо от варны и ашрама каждый должен следовать Экадаши врата. Поступая так, будет достигнуто совершенство варн и ашрамов. Соблюдая Экадаши, даже если это произошло в результате обмана, все грехи человека разрушаются, и он очень легко достигает верховной цели, высшей обители – Ваикунтхи".