Терпение приводит к победе
Жизнь человека состоит из множества всевозможных сражeний, в которых он оказывает сопротивление многочисленным и разным врагам, и победа в этих сражениях зависит от степени его терпения. Через терпение лежит путь к достижению желаемого и оно является эффективным оружием, позволяющим одолевать всевозможных тайных и явных врагов. Этим и объясняется то, что Всемогущий и Великий Аллах сделал терпение средством испытания Своих рабов в этой жизни с целью отделения отвратительного от благого, а правдивого и глубоко убеждённого человека - от лицемера, испытывающего сомнения.
Аллах Всевышний сказал:
"И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать (, кто) из вас будет сражаться и терпеть, и Мы откроем то, что говорят о вас.""Мухаммад", 31.
Аллах Всевышний также сказал:
"Непременно подвергнетесь вы испытаниям (, которые коснутся) вашего имущества и вас самих, и обязательно услышите от тех, кому Писание было дано раньше вас, и от многобожников много неприятного, но если вы станете терпеть и придерживаться благочестия, поистине, это будет от решимости в делах" "Семейство Имрана", 186.
Здесь речь идёт о тех делах, на которые должен решиться и к которым должен приучить себя каждый разумный человек, поскольку этим делам присуще совершенное достоинство и благородство.
О благочестивых, богобоязненных и правдивых Всевышний сказал так:
"..и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности"' "Корова", 177.
В соответствии с одним из определений, терпение есть спoсобность сдерживать душу, иначе говоря, подчинять её требовавaниям разума и шариата. Кроме того, сдерживать душу значив запрещать ей то, от чего требуют отказаться разум и шариата Перечитав соответствующие аяты Корана и хадисы избранного посланника, салляллаху ‘алейхи уа саллям, мы увидим, что слово терпение встречается очень часто и везде оно употребляется в вышеупомянутой смысле и подразумевает одно и то же, а именно - достижение успеха и победы. Речь идёт о нижеследующих случаях употребления этого слова:
- а - Проявление терпения в повиновении и отказе от ослушания.
Совершение того, что велел делать Аллах Всевышний, и отказ от запрещённого Им является повинностью, и нет сомнения в том, что выполнение её сопряжено с определёнными затруднениями для человеческой души. Это, в свою очередь, требует приложения усилий, чтобы человек получил возможность одержат победу над своими истинными врагами, коими являются душа, страсти и шайтан.
Аллах Всевышний сказал:
"...поистине, душа влечёт ко злу...""Йусуф" 53
Аллах Всевышний также сказал:
"..и не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха.""Cад". 26
Аллах Всевышний также сказал:
"Поистине, шайтан ваш враг...""Создатель." 6
Эти скрытые враги предстают перед человеком, начиная соблазнять его, разукрашивая для него то, чего он желает, и внушая ему отказаться от повиновения и склониться к ослушанию. Эти враги неизменно проявляют упорство в своиx действиях и не испытывают ни утомления, ни усталости. Из этoго следует, что человеку необходимо прилагать определённыe усилия, чтобы одержать над ними победу, побуждая свою душу к подчинению и подчиняя свои желания установлениям Всемогущего и Великого Аллаха. И всё это требует терпения, способности переносить трудности, борьбы и проявления усердия, ведь Аллах Всевышний сказал:
Следуй тому, что ниспосылается тебе в откровении, и терпи, пока Аллах не примет решения...""Йунус", 109.
Аллах Всевышний также сказал:
"(Oн - ) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение в поклонении Ему.""Марйам", 65.
Что же касается пророка , салляллаху ‘алейхи уа саллям, то он сказал:
...а сражающимся (на пути Аллаха) является тот, кто сражается с собственной душой (, не отступая от) повиновения Аллаху."( Ат-Тирмизи; Ибн Хаббан.)
Не приходится сомневаться в том, что человек, которому удаётся удерживать свою душу в рамках того, что угодно Аллаху Всевышнему, не выходить из повиновения Ему и избегать ослушания, одержал верх над своим скрытым врагом и победил собственную душу, шайтана и свои страсти. С такой победой не сравнится никакая другая победа, поскольку благодаря ей человек получает возможность владеть собой и освобождается от плена страстей, желаний и наущений шайтана. И если это сражение со скрытым врагом закончится победой над ним, истина воссияет в груди верующего, его сердце озарится и он встанет на путь, ведущий к Всемогущему и Великому Аллаху, который сказал:
А тех, которые отдавали все свои силы ради Нас, Мы обязательно поведём Нашими путями2...) И прав был посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, который сказал:
"...терпение - свет..."(Муслим)
- б - Проявление терпения во время бедствий.В этой жизни человек претерпевает всевозможные бедствия которые затрагивают его самого, его имущество, жену и детей и могут нарушить его покой и безопасность. Нет сомнений в том, что всё это оказывает сильное воздействие на человека приводя его к отчаянию.
Аллах Всевышний сказал:
".. .а когда его касается зло, он впадает в отчаяние.""Ночное путешествие", 83
И им овладевает нетерпение и беспокойство, как сказал об этом Аллах Всевышний:
"Поистине, человек был создан нетерпеливым:
когда его касается зло, он беспокоится...""ступени" 19-20
Человек, находящийся в подобном состоянии, уже потерпел поражение и он не может проложить себе путь к победе в этой жизни. Вот почему Всемогущий и Великий Аллах побуждает верующих к укреплению решимости, то есть к тому, чтобы они проявляли стойкость перед лицом этих неизбежных бедствий старались быть выше слабости и малодушия и прокладывая себе путь к победе и успеху, вооружившись терпением, котороe лежит в основе величия и успеха, ведь Аллах Всевышний сказал:
"И Мы обязательно испытаем вас чем-нибудь (наподобие) страха, голода и убыли в имуществе, людях и плодах(, но) порадуй терпеливых,
которые говорят, когда их постигает несчастье:
"Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся".
На таких (нисходят) благословения Господа их и милость, и это их ведут правильным путём.""Корова" 155-157
Именно таким людям указывается путь к славе и почёту, что в особой мере касается проявляющих стойкость в первые моменты после того, как с ними случается какая-нибудь беда, ведь пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
"Поистине, терпение (больше всего необходимо) проявлять при первом потрясении". (аль-Бухари; Муслим.)
Из подобного положения такие люди выходят победителями, чтобы смело встретиться с реальной жизнью и превратить бедствие, обрушившееся на них, в благо, которое принесёт им пользу в обоих мирах.Таким образом, бедствие для них становится равнозначным милости, а пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал:
"Достойно удивления положение верующего, ибо всё в его положении становится для него благом, и никому, кроме верующего это не дано: когда что-нибудь его радует, он благодарит (Аллаха), и это становится (для него) благом, а когда постигает его беда, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом".(Муслим.)
Наилучший пример поведения в подобных обстоятельствах подаёт нам посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям.
Сообщается, что в своё время его дочь послала к нему (одного человека), чтобы сказать: "Мой сын находится при смерти, приди же к нам ".
И тогдa он велел ему приветствовать её и сказать:
"Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, Он даровал, и всему Он установил известный срок, так пусть она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха".(Аль-Бухари и другие мухаддисы)
- в - Терпеливое перенесение обид, наносимых людьми.
Человек живёт в окружении разных людей, у каждого из кoторых свой нрав и свой характер. Следовательно, они неизбежно будут причинять ему зло и наносить всевозможные обиды. Если человек из-за этого ослабеет, то понесёт ущерб и потерпит убыток, а жизнь его превратится в ад, если же он найдёт в себе силы переносить подобные вещи и проявлять терпение, прощая и проявляя снисходительность, то добьётся успеха и станет жить в счастьи, благоденствии и любви, так как Аллах Всевышний сказал:
"Прощайте же и проявляйте великодушие, пока Аллах не отдаст Своё веление." "Корова". 109
Аллах Всевышний также сказал:
".. отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем тебя вражда, станет как близкий друг.""Разъяснены" 34
И это, несомненно, является признаком мужества, ведь , Аллах Всевышний сказал:
"(Что же касается) тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это - от решимости в делах.""Cовет", 43.
Подобное доступно лишь тем, кто верует во Всемогущего и Великого Аллаха и обращается за помощью к Нему.
Аллах Всевышний сказал:
"И Мы сделали одних из вас испытанием для других (, чтобы посмотреть), будете ли вы проявлять терпение, а Господь твой - Всевидяший.""Различение". 20
И подобное доступно лишь тем, кто надеется на награду Аллаха, который сказал:
"...И которые проявляют терпение, стремясь к лику своего Господа...""Гром", 22.
Это и есть победа, с которой никакая иная победа не сравнится.
- г - Проявление терпения в деле призыва ко Всемогущему и Великому Аллаху, побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им.
Придерживаться этого Аллах Всевышний велел Своим посланникам и таков был Его завет тем, кого Он наделил мудростью и выделил среди прочих.
Аллах Всевышний сказал:
"И вели (членам) своей семьи (совершать) молитву и проявляй терпение (, совершая) её.""Та ха". 132
Аллах Всевышний также сказал:
". .побуждай к добру, удерживай от отвергаемого и будь терпелив в том, что постигнет тебя...""Лукман". 17
И Аллах сказал Своему посланнику, салляллаху ‘алейхи уа саллям:
...и покидай их достойно...""Закутавшийся", 10.
Таким образом, призывающему к Всемогущему и Великому Аллаху обязательно нужно обладать таким качеством как терпеливость и умение переносить всё то, с чем он может столкнуться на пути призыва, чтобы добиться решительной победы над врагами Всемогущего и Великого Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
"Терпи же, ведь, поистине, обещание Аллаха - истина, и не заставят тебя волноваться нетвёрдые (в вере)." "Румы". 60
Если же он будет торопить события, стремясь поскорее дoбиться результатов, то потерпит неудачу и усилия его пропадут даром.
Аллах Всевышний сказал Своему избранному посланику, салляллаху ‘алейхи уа саллям:
"Терпи же, как терпели обладавшие решимостью из числа (прежних) посланников, и не спеши (призывать наказание) на них ""Пески",35.
Аллах Всевышний также сказал:
"Терпи же как должно.