Важнейшие внешние особенности ангелов
1. Крылья ангелов.
Всевышний Аллах сообщил, что у ангелов есть крылья. У одних — два крыла, у других — три, у третьих — четыре. Есть ангелы, у которых намного больше крыльев: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Аллах способен на все». (Фатир, 1).
Смысл этого аята в том, что Аллах наделил эти существа крыльями — двумя, тремя, четырьмя и более того. Ранее мы уже привели хадисы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила с шестьюстами крыльев.
2. Красота ангелов.
Аллах наделил ангелов прекрасным, благородным обличием. В Коране говорится о Джибриле:
«Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте». (Ан-Наджм, 5-7). По словам Ибн ‘Аббаса, выражение ذو مرة «зу мирра». означает «обладающий красивой внешностью». Катада сказал: «Обладающий прекрасным высоким сложением». Согласно другому толкованию, это выражение означает «обладающий могучей силой». Но одно не противоречит другому, потому что Джибрил — могучий и прекрасный ангел.
Люди всегда представляют ангелов прекрасными существами, а шайтанов — безобразными чудищами. Поэтому они нередко сравнивают красивых людей с ангелами. Посмотри, что сказали женщины, когда увидели правдивого пророка Йусуфа: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: “Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он не кто иной, как благородный ангел”». (Йусуф, 31).
3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми?
В «Сахихе». Муслима и «Сунане». ат-Тирмизи приводится рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне были показаны пророки. Там был Муса, мужчина среднего телосложения (или: худощавый мужчина), похожий на людей из шануа. Я видел ‘Ису, сына Марьям, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ‘Урва бин Мас‘уд. Я также видел Ибрахима, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ваш товарищ. (Он имел в виду себя самого.) И я видел Джибрила, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож Дихья». В одной из версий говорится: «Дихья бин Халифа». [Муслим (167)].
Что это за сходство, Джибрил в ангельском обличии был похож на Дихью аль-Кальби, или же он становился похожим на него, когда принимал человеческое обличие?! Последнее мнение наиболее предпочтительно, потому что, как мы еще увидим, Джибрил неоднократно принимал облик Дихьи.
4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами.
Не все ангелы имеют одинаковый внешний облик и размеры. Одни ангелы имеют два крыла, другие — три, а у Джибрила целых шестьсот крыльев. Помимо того, они занимают разное положение перед Господом: «У каждого из нас известное место». (Ас-Саффат, 164). О Джибриле же сказано: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого». (Ат-Таквир, 19-20). Слово المكين «макин». означает «почитаемый», «обладающий высоким положением перед Аллахом».
Лучшими среди ангелов считаются те, которые приняли участие в сражении при Бадре. В «Сахихе». аль-Бухари приведен рассказ Рифа‘а бин Рафи‘ о том, что Джибрил пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал [в сражении] при Бадре?». Он сказал: «Одними из лучших мусульман». Или он сказал что-то в этом роде. Тогда Джибрил сказал: «То же самое относится к ангелам, участвовавшим [в сражении] при Бадре». [Аль-Бухари (3992)].
5. Ангелы не имеют пола.
Одна из ошибок тех, кто рассуждает о незримых мирах, заключается в том, что они пытаются дать им оценку, опираясь на земные человеческие критерии. Кое-кто из них удивляется тому, что Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, спустя мгновения после того, как ему задавали вопросы, на которые он мог ответить только благодаря разъяснению от Аллаха. Как он передвигается с такой немыслимой скоростью, если даже свет достигает ближайших планет за несколько миллионов световых лет?
Этот бедняга не осознает того, что его можно сравнить с комаром, который пытается судить о скорости самолета по своим собственным меркам. Если бы он задумался над этим, то непременно понял бы, что мир ангелов живет по совершенно иным законам, не похожим на наши, человеческие законы.
В этом вопросе ошибались и арабские язычники, считавшие ангелов существами женского пола. Это ложное суждение смешалось у них с другим, еще более абсурдным верованием, и они решили, будто ангелы — дочери Аллаха.
Коран вступил с ними в полемику по этим двум вопросам и разъяснил, что их заявления были голословны и не опирались на достоверные доказательства. Просто удивительно, они приписывали Аллаху дочерей, хотя сами ненавидели собственных дочерей. Когда кому-нибудь из них сообщали весть о рождении девочки, его лицо мрачнело, и он с трудом сдерживал свой гнев. Он скрывался от людей, стыдясь происшедшего. Некоторые глупцы, выйдя из себя, закапывали новорожденную девочку живьем. Несмотря на это, они продолжали приписывать Аллаху детей и даже заявляли, что это дочери. Так рождаются лживые верования, которые разрастаются в умах тех, кто не примкнул к божественному свету!
Послушай аяты, в которых описывается и опровергается это заблуждение: «Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья? Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят: “Аллах родил”. Воистину, они — лжецы. Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями? Что с вами? Как вы судите? Не помянуть ли вам назидание? Или у вас есть ясное доказательство?».(Ас-Саффат, 149-156).
Аллах назвал их лживые слова свидетельством, за которое они будут призваны к ответу. Поистине, говорить об Аллахе то, о чем у тебя нет знания, является одним из величайших грехов: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены». (Аз-Зухруф, 19). [Мусульманин должен остерегаться говорить о подобных вещах, не опираясь на твердые знания. Тем, которые заявляют, что человек произошел от обезьян или других животных, тоже можно сказать: «Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены». Аллах сказал: «Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих» (Аль-Кахф, 51)].
6. Ангелы не едят и не пьют.
Чуть раньше мы коснулись того, что ангелы не имеют пола. Так же они не нуждаются в человеческой еде и питье. Аллах сообщил нам о том, как ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии. Он предложил им поесть, но они даже не притронулись к еде. Тогда пророк почувствовал страх, который прошел лишь тогда, когда они открылись ему: «Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Второпях и украдкой он направился к своей семье и принес жирного теленка. Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?” Он испугался их в душе, и тогда они сказали: “Не бойся”. Они обрадовали его вестью о знающем мальчике». (Аз-Зарийат, 24-28).
В другом месте сказано: «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”». (Худ, 70).
Ас-Суйути передал со слов Фахр ад-Дина ар-Рази: «Ученые единодушны относительно того, что ангелы не едят, не пьют и не вступают в половую близость». [Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 264].
7. Ангелы не знают скуки и усталости.
Ангелы поклоняются и повинуются Аллаху, выполняют Его приказы, и это нисколько не наскучивает им и не вызывает у них усталости. Они не знают этого состояния, так хорошо знакомого людям. Описывая ангелов, Всевышний сказал: «Они славят Его днем и ночью без устали». (Аль-Анбийа, 20), т.е. они не лишаются сил. В другом аяте говорится: «Те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает». (Фуссилат, 38).
Опираясь на слова «без устали», ас-Суйути полагал, что ангелы не спят. Он же передал это мнение со слов Фахр ад-Дина ар-Рази. [Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 264].
8. Места обитания ангелов.
Ангелы обитают на небесах: «Небеса готовы разверзнуться сверху. Ангелы прославляют хвалой своего Господа». (Аш-Шура, 5). [Комментаторы Корана высказывают разные суждения относительно причины, по которой небеса готовы разверзнуться. Наиболее распространенными среди них являются следующие два.
Первое — небеса готовы разверзнуться из страха перед Аллахом. Его величие настолько изумительно, что небеса трепещут перед Ним и даже готовы расколоться от страха. В таком случае слова «Ангелы прославляют хвалой своего Господа» имеют ясную связь с предыдущей фразой. Иными словами, не только небеса трепещут перед Аллахом, но и небожители, которые смиренно восхваляют Его и отрицают все, что не соответствует Его величию и совершенству. В других местах Корана сказано: «Гром прославляет Его хвалой, а также ангелы от страха перед Ним» (Ар-Ра‘д, 13); «Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия. Они боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено» (Ан-Нахль, 49-50).
Второе— небеса готовы разверзнуться из-за великой лжи, которую неверующие возвели на Аллаха. Они приписали Ему сына и дочерей, приобщили в сотоварищи к Нему тех, кто не способен ни принести пользу, ни навредить. Такое толкование подтверждается словами Аллаха: «Небо готово расколоться, земля — разверзнуться, а горы — рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына» (Марьям, 90-91). См.: Аш-Шанкити М. Адва’ аль-байан. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘илмийя. С. 1497-1498. — Прим. переводчика].
В другом месте Аллах сообщил, что ангелы находятся возле Него: «Если же они возгордятся, то ведь те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает». (Фуссилат, 38).
По приказу Аллаха они нисходят на Землю, чтобы выполнить Его поручения: «Мы нисходим только по велению твоего Господа». (Марьям, 64). В особых случаях, таких как ночь предопределения, ангелы нисходят на землю в очень большом количестве: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям». (Аль-Кадр, 3-4).
9. Численность ангелов.
Ангелы — весьма многочисленные творения, и их точное число не известно никому, кроме их Создателя: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него». (Аль-Муддассир, 31).
Если хочешь убедиться в их многочисленности, послушай, что сказал Джибрил, мир ему, когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночного путешествия спросил его о доме наполненном (аль-бейт аль-ма‘мур): «Это дом наполненный. Каждый день в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся в него после того, как выйдут оттуда». [Аль-Бухари (3207), Муслим (162). В таком виде хадис передал аль-Бухари].
В «Сахихе». Муслима приводится рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день приведут Геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов».[Муслим (2842)]. Следовательно, в день воскресения Геенну будут волочить 4 900 000 000 ангелов.
Убедиться в многочисленности этих существ можно, поразмыслив над текстами, в которых описываются ангелы, приставленные к человеку. Есть ангел, который заботится о зародыше, когда тот еще похож на каплю. При каждом человеке есть еще двое ангелов, записывающих его деяния. Помимо них есть ангелы-хранители, а также ангел-спутник, который постоянно наставляет его и указывает ему на прямой путь.
10. Имена ангелов.
У ангелов есть имена, но нам известны лишь немногие из них. Ниже приводятся аяты, в которых упомянуты имена некоторых ангелов.
Джибрил и Микаил.
Всевышний сказал:
«Скажи: “Кто является врагом Джибрилу?” Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих. Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих». (Аль-Бакара, 97-98).
Джибрил — тот самый Верный Дух, о котором говорится в аяте: «Верный Дух сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает». (Аш-Шу‘ара, 193-194). Это Дух, о котором сказано: «В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа». (Аль-Кадр, 4). Его же Аллах послал к Марьям: «Мы же послали к ней Нашего Духа». (Марьям, 17).
Исрафил.
Так звать ангела, который подует в Рог.
Джибрил, Микаил и Исрафил — имена ангелов, которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поминал во время мольбы, произносимой в начале ночного намаза: «О Боже, Господь Джибрила, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Ведающий сокровенное и явное. Ты рассудишь рабов Твоих в том, относительно чего они разошлись [во мнениях]. Приведи меня с соизволения Твоего к истине, относительно которой они разошлись [во мнениях]. Поистине, Ты ведешь к прямому пути, кого пожелаешь». [Муслим (770) со слов матери правоверных ‘Аиши].
Малик.
Так звать ангела-хранителя Ада: «Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”. Он скажет: “Вы останетесь [здесь навечно]”«. (Аз-Зухруф, 77).
Ридван.
Ибн Касир писал: «Хранитель Рая — ангел по имени Ридван. Об этом ясно сообщается в некоторых хадисах». [Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/53)].
[По поводу имени Радуан (хранителя Рая). Нет точных подтверждений, по этому ученые не берутся утверждать, что его имя Ридуан. Хадисы пришедшие об этом не принимаются по многим причинам, перечисленным здесь (очень подробно): http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=85436
Там же приводится ответы ученых и Постоянного комитета ученых КСА на такой же вопрос (краткий перевод смысла): «Распространено среди ученых, что имя хранителя Рая - Ридван. В пришедших хадисах имеются спорные моменты. Аллах Знает Лучше».
وقد ورد سؤال على اللجنة الدائمة (المجموعة الثانية /المجلد الثاني/ص353)ما نصه
:
هل رضوان خازن الجنة وأين ورد اسمه ؟
الجواب : المشهور عند العلماء أن اسم خازن الجنة رضوان ، وجاء ذكره في بعض الأحاديث التي في ثبوتها نظر . والله أعلم .
عضو /بكر ابو زيد
عضو / صالح الفوزان .
الرئيس / عبد العزيز بن عبد الله آل الشيخ .
Шейх Ибн Усаймин: «…я не знаю ничего достоверного (хадиса, асара) о том что его имя Ридван...»
السؤال: هل ورد على أن اسم خازن الجنة رضوان؟
فأجاب: اشتهرت به الآثار أن اسمه رضوان، لكنني لا أعرف فيه حديثاً صحيحاً عن الرسول عليه الصلاة والسلام.
Из книги преподователя мединского университета шейха Мухаммада Абдуль Ваххаба Аль Акыля (معتقد فرق المسلمين стр. 47): «нет подтверждения об имени хранителя Рая-Ридван».
ذكر الدكتور محمد بن عبد الوهاب العقيل عضو هيئة التدريس بالجامعة الاسلامية بالمدينة النبوية في كتابه (معتقد فرق المسلمين واليهود والنصارى والفلاسفة والوثنيين في الملائكة المقربين)
Не стал это утверждать и шейх Салих Аль Фаузан, в таком же вопросе приведенном на его сайте: http://www.alfawzan.af.org.sa/node/2877].
Мункар и Накир.
Имена этих ангелов нам сообщил Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и во многих хадисах они связываются с допросом в могиле.
Харут и Марут.
Эти два ангела были названы по именам Всевышним Аллахом: «Сулейман не был неверующим. Неверующими были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но они (ангелы) никого не обучали, не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». (Аль-Бакара, 102).
Из контекста аята следует, что когда-то Аллах отправил их для искушения людей. В толкованиях Корана и трудах по истории имена этих ангелов окружены многочисленными легендами, которые, однако, не находят подтверждения в Коране и сунне. Поэтому, рассказывая о них, следует ограничиваться смыслом вышеназванного аята. [Некоторые ученые считали невероятным то, что ангелы небесные могли обучить людей искусству магии — одному из самых тяжких грехов. Вопреки очевидному смыслу аятов они полагали, что Харут и Марут — имена двух людей, которые обучали колдовству. Однако Ибн Джарир сообщил, что многие ранние мусульмане считали, что это были ангелы, спустившиеся с небес на землю по повелению Аллаха. Многие приверженцы сунны отдали предпочтение этому мнению, поскольку оно соответствует ясному смыслу аята из суры «Аль-Бакара», и нет ничего удивительного в том, что Аллах велел ангелам обучить людей знаниям, которые станут для них искушением. См.: Аш-Шаукани М. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар Ибн Хазм. 1421/2000. С. 121. — Прим. переводчика].
В некоторых преданиях сообщается, что Ангела смерти звать Азраил, однако это имя не встречается ни в Коране, ни в достоверных хадисах. [Фатх аль-Кадир. (1/50)].
Опираясь на слова Всевышнего: «Справа и слева от него сидят [двое ангелов]. Какое бы слово он ни произнес, при нем всегда готовый наблюдатель». (Каф, 17-18), некоторые ученые считали, что Ракиб (наблюдатель) и Атид (готовый) — тоже имена ангелов. Но это суждение неверно, так как слова رقيب «ракиб». и عتيد «атид». здесь лишь характеризуют двух ангелов, которые записывают деяния рабов. Они всегда наготове и всегда находятся рядом, не отлучаясь от человека.
11. Смерть ангелов.
Ангелы смертны так же, как люди и джинны. На это ясно указывается в словах Всевышнего Аллаха: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [оставить]. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть». (Аз-Зумар, 68).
Все это относится и к ангелам, потому что они обитают на небесах. Комментируя данный аят, Ибн Касир писал: Здесь речь идет о втором дуновении, после которого умрут все обитатели небес и земли, за исключением тех, кого Аллах пожелает оставить. Об этом ясно сообщается в известном хадисе о Роге, который разъясняет смысл данного аята. Спустя некоторое время эти оставшиеся тоже испустят дух, а последним умрет Ангел смерти. Останется только Живой Вседержитель, Который был Первым и останется Последним. Он трижды спросит: «Кому же принадлежит власть сегодня?». А потом Сам же ответит: «Аллаху, Единственному, Всемогущему». (Гафир, 16).
Еще одним доказательством смертности ангелов являются слова Всевышнего: «Все погибнет, кроме Его Лика». (Аль-Касас, 88).
Но умирают ли они до дуновения в Рог? Этого мы не знаем, и мы не можем рассуждать об этом, потому что текстов, подтверждающих или отрицающих это, нет.