Закят (очистительная милостыня) со знания
Бишра ибн аль-Хариса попросили: «Расскажи нам (что-нибудь)». Он спросил: «Выплачиваете ли вы закят с хадисов?». «А разве с хадисов выплачивается закят?!» – спросили его. Он ответил: «Да. Если вы услышите хадис и (узнаете) из него о (каком-нибудь) деле, молитве или словах прославления Аллаха (тасбих), то выполняйте».
Когда имама Ахмада спросили о человеке, который записывает хадисы и (собирает их) в большом количестве, он сказал: «Чем больше он их соберет, тем больше он должен использовать их на деле». Затем добавил: «Знание схоже с богатством: чем больше богатство, тем больше с него выплачивается закят».
Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» (1/37) после слов поэта
«И вверено мне знанье о хадисах на хранение,
И я им щедро одарю людей,
Я правый путь им укажу,
И для себя найду дорогу правды»,
сказал: «и для себя найду дорогу правды». Это означает: я смогу найти верный путь и для себя, ведь я не жалею своего знания для других, а знание увеличивается, когда из него расходуют. Как сказал имам Али, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда знающий одаривает своим знанием людей и расходует из него, для него пробиваются новые источники знания, и оно увеличивается, крепнет и проясняется. И, обучая других, он заучивает наизусть знание, полученное им ранее, и приобретает новое. И, быть может, какой-то вопрос остается для него неясным и имеет лишь внешние очертания. Когда же он говорит об этом и обучает других, эта проблема проясняется, на нее проливается свет, и ему открываются новые знания. Кроме того, награда дается соразмерно деяниям. Подобно тому, как он обучает людей и выводит их из (мрака) невежества, так же вознаграждает его и Аллах, давая ему знание и выводя его из (мрака) его невежества. В «Сахих Муслим»[90] передается со слов ‘Ийада ибн Химара, что пророк, , в большом хадисе сказал:
إِنَّ اللَّهَ قَالَ لِي أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْكَ
«И поистине, Аллах сказал мне: «Расходуй, и Я буду расходовать на тебя».[91] Знай, что закят со знания выплачивается двумя способами:
первый – обучение. И Аллах, хвала Ему и Он превыше всего, увеличивает тем самым знание обучающего и приумножает его;
второй – воплощение знания в делах. Это также его увеличивает, приумножает и открывает перед его обладателем врата знания и его секреты.
Поспеши же, искатель знания! «Выплачивай закят со знания, открыто говоря правду, побуждая к одобряемым шариатом поступкам и удерживая от порицаемых, различая между пользой и вредом, распространяя знание, желая принести пользу, жертвуя высоким положением, заступаясь за мусульман всегда: и в трудности, и в благоденствии.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
إِذَا مَاتَ الإنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме тр¸х, прекращается: (он продолжает получать е¸) только за непрерывную садаку (садака джарийя)[92], или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаха с мольбами за него»[93].
Некоторые из знающих людей говорят: «Эти три вещи могут сочетаться только в ученом, одаривающем своим знанием других. Его обучение – это милостыня, которой пользуются люди, а получающий эту милостыню становится для него как сын, потому что учится у него».
Знание занимает почетное место, оно увеличивается, когда из него расходуют, и уменьшается, когда его жалеют, его беда – утаивание.
И пусть утверждения о порочности нашего времени, преобладании нечестивых и малой пользе даваемых наставлений не мешают тебе исполнять свой долг и увещевать. Когда же ты будешь это делать, нечестивцы будут предлагать тебе чистое золото, чтобы ты молчал, желая покончить с добродетелью и поднять знамя порока».[94]
Одалживание книг
Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[95] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа».
Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг».
Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!»
Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу».
Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».
Часть вторая
При помощи чего
мы учимся?…
или какими качествами должен обладать
и каким условиям удовлетворять
искатель знания
состоит из введения и 11 глав