Принципы организации самостоятельной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Н. П. Махова
Э Т И К А
Учебное пособие
Омск
Издательство ОмГТУ
УДК 17 (075)
ББК 87.7я73
М 36
Рецензенты:
И. А. огородникова, канд. филос. наук, доцент, зав. каф. «Социология» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского;
В. П. Плосконосова, д-р филос. наук, проф., зав. каф. «Философия» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
Махова, Н. П.
М 36 Этика: учеб. пособие / Н. П. Махова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 108 с.
ISBN 978-5-8149-0550-5
В учебном пособии изложены основные идеи классических и современных теорий морали, раскрыто содержание основополагающих категорий этики.
Содержит методические указания к различным видам самостоятельной работы студентов.
Предназначено для студентов специальности 030602 – «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета.
УДК 17 (075)
ББК 87.7я73
© Омский государственный
ISBN 978-5-8149-0550-5 технический университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания
по самостоятельной работе студентов........................................................... 5
1.1. Задачи изучения........................................................................................... 5
1.2. Принципы организации самостоятельной работы........................................ 6
2. Предмет этики....................................................................................... 7
2.1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность»............................................ 7
2.2. Этика – наука о морали................................................................................ 8
2.3. Структура морали........................................................................................ 9
3. Классические теории морали.............................................................. 13
3.1. Понятие «ценность»................................................................................... 13
3.2. Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона........................... 13
3.3. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля....................................... 16
3.4. Ценности гедонистической этики Эпикура............................................... 19
3.5. Этика киников........................................................................................... 21
3.6. Этика стоиков............................................................................................ 23
3.7. Этика Спинозы.......................................................................................... 24
3.8. Ценности этики утилитаризма................................................................... 26
3.9. Моральная мотивация как ценность этики И. Канта.................................. 27
4. Современная этика.............................................................................. 30
4.1. Ф. Ницше о морали.................................................................................... 30
4.2. Этика справедливости Дж. Ролза............................................................... 32
4.3. Прикладная этика....................................................................................... 34
4.4. Профессиональная этика как разновидность прикладной.......................... 34
4.5. Предмет профессиональной этики............................................................. 36
5. Категории этики.................................................................................. 40
5.1. Добро и зло................................................................................................ 40
5.2. Моральный долг........................................................................................ 44
5.3. Стыд........................................................................................................... 45
5.4. Совесть...................................................................................................... 46
5.5. Справедливость.......................................................................................... 47
5.6. Моральная свобода и ответственность....................................................... 49
5.7. Правда и ложь............................................................................................ 57
5.8. Честность................................................................................................... 53
5.9. Достоинство............................................................................................... 54
5.10. Честь........................................................................................................ 57
6. Методические указания к самостоятельной работе........................... 58
6.1. Содержание лекционного курса................................................................. 58
6.2. Методические указания к семинарам и тематика семинарских занятий..... 59
6.3. Методические указания для выполнения домашней письменной работы... 61
Приложение 1.................................................................................................. 95
Приложение 2................................................................................................ 103
Приложение 3................................................................................................ 104
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Задачи изучения
Этика как наука о морали занимает особое место в системе образования. Этика значима для осознания того, что человек не является целиком природным существом, он сверх своих природных качеств обладает духовной свободой.
Изучение этики технологически может осуществляться различными способами в зависимости от конкретных реалий учебного процесса (в зависимости от очно-заочной, очной, дистанционной форм обучения; в зависимости от количества часов, отводимых на дисциплину и т. п.).
Целесообразность изучения этики продиктована глубинным смыслом этики, состоящим в том, что при решении практических задач (в том числе профессиональных) она заставляет считаться с моральными ориентирами личности. Какую бы сферу жизни мы не рассматривали, исторический опыт подтверждает, что отказ от требований морали пагубно сказывается на реальной общественной и личной жизни.
Этика (нравственная философия) является своего рода путеводителем, который описывает примечательные места, но не может уговорить, как писал В. С. Соловьёв, ехать в Италию того, кто решил поехать в Сибирь. Более того, замечает он, само изложение моральных норм не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего не достижение правильной жизни, а совсем другую цель.
Эффективность изучения этики определяется множеством факторов, важнейшим из которых следует признать моральную мотивацию того, кто изучает этику. Приступая к изучению этой дисциплины, необходимо помнить, что семена этики должны попадать на благодатную почву. Иначе говоря, очень многое в этом процессе будет зависеть от того, с какими установками приступать к изучению этики. Как указывал Аристотель, от этики будет польза для тех, кто умеет владеть своими страстями и обладает стремлением направлять их на прекрасные цели. Этика действенна только в том случае, если находит воплощение в нравственной деятельности тех, кто её изучает.
Приобщение студентов к этической проблематике предполагает решение следующих задач:
– понимание специфики этического знания, специфики сущности морали и последствий нарушения её норм;
– осмысление преемственных связей в развитии этической мысли;
– осмысление значимости общечеловеческой составляющей в моральном процессе;
– формирование потребности к самооценке и моральной мотивации своих действий;
– формирование способности толерантного отношения к «иным» нравственным ценностям;
– формирование навыков социально-этического анализа различных сторон общественных отношений и деятельности людей.
Принципы организации самостоятельной работы
Для успешной реализации этих задач необходимо организовать изучение дисциплины, учитывая её специфику:
1. Своеобразие этического знания проявляется в том, что мораль, как известно, пространственно не локализирована. Это создаёт возможности для безграничного расширения её полномочий. Однако студенту необходимо чётко определить границы, объём этическогоматериала, исходя из того, что этика является практической философией и призвана дать ответ на вопрос: какая жизнь является правильной? (в формулировке И. Канта «Что я должен делать?»)
2. Выявляя проявления «правильной жизни», необходимо осмысливать их на теоретическом, а не обыденном уровне. Чисто эмпирический стиль изложения, случайный набор фрагментов этического знания не способствуют эффективности его изучения в контексте этической традиции и новаций современности.
3. Необходимо творческое осмысление этического знания, что позволит воспринимать этику не в качестве догматизированной системы, а в контексте реальных проблем морального существования. В этом смысле программа учебного курса не должна рассматриваться как абсолютно жёсткая. Студент может выходить за её пределы, выполняя творческие задания, исходя из собственного вкуса.