Коммуникации приматов и появление речи у гоминид

Основные понятия. Термин коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь. В этологии под коммуникацией животных понимают процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой. Элементы коммуникации у животных обычно представляют собой ритуализованные, видотипичные, генетически фиксированные сигналы. По поведению одной особи мы можем предсказать поведение другой. В отличие от других животных у обезьян выражена тенденция деритуализации процесса коммуникации. Иными словами, происходит освобождение от жестких стереотипов, процесс коммуникации у обезьян, особенно человекообразных, становится вариабельным, пластичным и менее детерминирован генетически.

В зависимости от каналов связи выделяют четыре формы коммуникации: обонятельную (ольфакторную), визуальную, тактильную и акустическую.

Обонятельная коммуникация связана с маркированием территории и других особей секретом специфических кожных желез, с обнюхиванием разных участков тела

Визуальные формы общения, среди них выделяют мимику, позы, жесты. У всех обезьян в визуальной коммуникации преобладает мимика, особенно она распространена среди человекообразных обезьян. Позы более примитивный компонент визуальной коммуникации, чем мимика. Они связаны главным образом с установлением системы доминирования, подчинения. Жесты – филогенетически новая форма коммуникации по сравнению с мимикой, они выполняются в различных контекстах поведения.

Тактильные формы общения. Под тактильными элементами мы понимаем контакты особей, производящиеся передними конечностями, головой, туловищем и др. частями тела. К дружелюбному контексту поведения относится груминг.

Акустическая коммуникация. Акустические системы коммуникации представляют собой сигнализацию при помощи голосового аппарата, где каждый звук имеет свое значение, влияет на изменение поведения животного, которому он адресован. Посредством акустической коммуникации у приматов осуществляется внутри- и межгрупповое распределение в пространстве, предупреждение об опасности, регуляция взаимоотношений между полами, поддержание контакта между особями. Имеются предположения, что приматы с помощью звуков выражают не только свое мотивационное состояние, но и передают сведения об окружающих предметах или событиях.

Наиболее подробно изучена акустическая сигнализация шимпанзе. Ученые постоянно проводят параллель с человеком, пытаясь понять, почему высокоразвитые существа не используют голосовую сигнализацию для переноса понятийной информации. Л.А. Фирсов выделяет у шимпанзе пищевые, ориентировочные, контактные, игровые и другие сигналы. Считают, что шимпанзе узнают друг друга по голосу. Шимпанзе осознанно применяют звуковые сигналы. Если низшие обезьяны чаще используют акустические сигналы в агрессивном контексте поведения, то человекообразные обезьяны основное разнообразие звуков используют в дружелюбном поведении, у них описан даже смех.

Из связей и взаимоотношений индивидуального и группового характера среди древних гоминид для возникновения речи наибольшее значение имели те, которые развивались на основе трудовых процессов. Во время коллективной охоты на животных и последующего распределения пищи между членами общества, во время совместного изготовления орудий, при деятельности в течение трудового дня, наполненного борьбой за существование, люди постоянно испытывали необходимость в такой звуковой сигнализации, которая регулировала бы и направляла их действия. Тем самым различные звуки, а также, вторичным образом, мимика, жесты становились для них жизненно важными, показывая в общепонятной форме необходимость тех, а не иных поступков, полезность актов, так или иначе согласованных между членами первобытного стада. Речь как средство общения между людьми по необходимости возникла из звуков голоса, сопровождавших и предварявших трудовые операции, а также другие совместные действия членов коллектива формировавшихся людей. Если высокое развитие головного мозга, наряду с прямохождением и рукой, послужило важнейшей предпосылкой появления речи, то не менее важно и обратное влияние речи на мозг. Будучи чрезвычайно выгодным, общественно полезным явлением, речь неизбежно развивалась дальше и дальше.

Для развития речи у людей большое значение имели преобразование формы челюсти из вытянутой в подковообразную, увеличение объема полости рта, в которой движется язык, а также более свободное движение челюсти в новых направлениях в связи с уменьшением размеров клыков.
Несравненно важнее для развития членораздельной речи анатомо-физиологические особенности соответствующих участков коры лобного отдела больших полушарий головного мозга (наряду с височной и теменной).

Звуки членораздельной речи, первоначально служившие, вероятно, сигналами действий, начали затем, обозначать также предметы и явления; возрастало количество звуковых сигналов; все большее значение приобретали их сила, высота, тембр (обертоны), интонация, последовательность. В связи с развитием звукового языка эволюционировал и производивший их речевой аппарат. Совершенствовался и слуховой анализатор, который является у человека, по сравнению с некоторыми млекопитающими, не всегда столь утонченным в отношении улавливания мельчайших различий в высоте тона и в тембре звуков членораздельной речи. Но человек резко превосходит в понимании их внутреннего смысла, в частности, когда дело касается тех или иных сочетаний звуков: в этом отношении его слуховой анализатор является высоко специализированным, позволяя различить гораздо большее число и значение звуков, чем это доступно любому животному. В формировании речи принимает участие не только лобная, височная и теменная доли, но и вся кора в целом.

Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид – использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлению речи.

Наши рекомендации