Душевный отдых и покой

В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы (впоследствии он не был вынужден) прервать все (свои занятия). Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес».

«Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение и устает так же, как устает тело. ‘Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».[180]

В хадисе говорится:

Душевный отдых и покой - student2.ru إِنَّ هَذَا الدِّين مَتِين فَأَوْغِلْ فِيهِ بِرِفْقٍ ، فَإِنَّ الْمُنْبَتّ لا أَرْضًا قَطَعَ ، وَلا ظَهْرًا أَبْقَى Душевный отдых и покой - student2.ru

«Поистине, эта религия прочна, так проникай же в (глубины) е¸ постепенно. Поистине, отставший (от каравана все равно) не проедет необходимого расстояния, (чтобы догнать его), хотя и не щадит спины верблюда».[181]

Автор книги «Тазкират ас-сами‘…» говорит: «Вместе с тем пусть он не возлагает на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувства усталости и отвращения (к этому делу). И, быть может, он возненавидит его и уже не сможет побороть в себе это. Но пусть он будет умерен в подобных делах, да и каждый человек знает себя лучше».[182]

Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа[183], да смилуется над ним Аллах, сказал о мудрости запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени: «В этом запрете заключено и другое благо, связанное с отдыхом в это время от тяжести поклонения подобно тому, как человек отдыхает во сне и т.п. Поэтому Му‘аз сказал: «Поистине, я рассчитываю на награду от Аллаха за свой сон так же, как за время, проведенное на ногах…».

Ибн Таймиййа также сказал: «Но говорят, что одной из мудростей запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени является отдых в течение запретного времени с тем, чтобы набраться сил для молитв после него. Аллах лучше знает».

Однако отдых искателя знания отличается от отдыха других людей, поскольку даже в это время или во время прогулки он старается приобрести какую-нибудь пользу:

а) некоторые предшественники использовали перерывы во время меджлисов (уроков), на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса[184], сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников».

Затем аль-Багдади рассказывает о том, что, когда аль-Хасан прерывался (на время) и переставал рассказывать хадисы, он обычно произносил следующие слова: “Субхана Ллахи ва бихамдихи, субхана Ллахи-ль-‘Азым” (“Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому”). Мухаммад ибн Сирин в это время обычно говорил: “Аллахумма ляка-ш-шукр…” (“О Аллах! Тебя я благодарю…”)».[185]

б) Если ты устал от изучения одного предмета, займись изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятие. Перейди от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности.

Душа, что устала, ни на что не способна,

И ты состояние ее поменяй одно на другое.

в) Каждый раз, когда ты чувствуешь прилив энергии, займись заучиванием Корана, изучением хадисов и фикха. А изучение историй жизнеописаний и рассказов (из жизни предшественников), чтение мудрых изречений и стихов отложи на другое время, когда почувствуешь в себе усталость, причем тебе следует выбирать полезные стихи, как, например, диван аш-Шафи‘и, диван Абу аль-‘Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда утомлялся от речей, говорил: «Дайте мне диван (какого-нибудь) поэта». ‘Али сказал: «Дайте себе отдохнуть и отвлекитесь чтением занимательных мудрых изречений». Аз-Зухри говорил: «Давайте ваши стихи, давайте ваши рассказы! Ведь уши (больше) не способны воспринимать (знание), хотя душа и стремится к нему».

Когда Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж уставал диктовать хадисы, он декламировал стихи.

Глава шестая

Терпение и стойкость.

Введение. 1. Что поможет тебе быть терпеливым?
2. Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях.
3. (Необходимость) терпеть унижение на пути знания.

Наши рекомендации