Атрибут Слово, Голос, Разговор Всевышнего Аллаха

Следующий раздел, который касается Атрибута «Слова» или Слова Всевышнего Аллаха субхана уа Та’аля.

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси: «Одним из Атрибутов Всевышнего Аллаха является то что Он разговаривает древними словами или Всевышний обладает способностью разговаривать, обладал этой способность вечно ( то есть без начала) и будет обладать этой способностью вечно ( без конца)». Здесь имеется виду «къадиму ннау» то есть, то что вид Слов Всевышнего Аллаха древний, Всевышний Аллах был способен разговаривать всегда, не было так что Всевышний не был способен разговаривать, а затем стал способен к разговору». И вот это выражение имама ибну Кудама аль-Макдиси не правильное выражение, так, еще одно выражение, которое попало под критику обладателей знания, потому что внешний его смысл указывает на то, что Всевышний Аллах разговаривает древними словами, это подобно убеждениям аш’аритов, которые говорят что Всевышний Аллах, Его слова это как единая масса, то есть которая была всегда и Всевышний Аллах не разговаривает отдельными словами в отдельные времена, когда захочет, ахлю сунна не просто говорит, то что Всевышний разговаривает древним словом, а говорит то, что Всевышний способен был разговаривать изначально, вид Его разговора древний, но отдельные Его слова произносятся в отдельные времена, то есть когда Всевышний Аллах субхана уа Та’аля хочет что-то сказать, то Он говорит это не составляет Ему это сложности. А просто говорить и ограничиваться вот этим словом, то что Всевышний способен разговаривать древне, из древне, то есть всегда Был способен к разговору, этого не достаточно, необходимо упоминать то что «хадисуль ахад» то что слова отдельные Всевышнего Аллаха произносятся в любые времена, когда Аллах Сам захочет.

Говорит ибн Кудама Аль Макдиси: «Его речь слышит тот из Его созданий, кому Аллах пожелает это». ( то есть если Всевышний Аллах субхана уа Та’аля захочет чтобы какое-либо из творений услышало Его слова, то это творение услышит Его без посредников) . Услышал эти слова Муса ‘алейхи ссалям от Всевышнего Аллаха напрямую без всякого посредника,(Что Всевышний Аллах субхана уа Та’аля ему сказал: «Поистине Я Аллах, не божества достойного для поклонения кроме Меня, поклоняйся же мне») и также эти слова без посредника слышал Джиблиль ‘алейхи ссалям, а также тем, кому позволит Всевышний Аллах из Его Ангелов или из Его посланников». Те, которые слышали Слова Всевышнего Аллаха, кого мы из них перечисляли: Посланник Аллаха Муса ‘алейхи ссалям, Пророк Адам ‘алейхи ссалям, Пророк Мухаммад саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма, во время мираджа. Также Джибриль ‘алейхи ссалям и ангелы, которые слышат слова Всевышнего Аллах, когда Он отдает приказы, которые подобно удару железа по камню. И не ограничиваем, что слышали слова Аллаха субхана уа Та’аля только эти пять категорий, которые мы перечислили, то есть слова Всевышнего слышат те творения, которые пожелает Всевышний Аллах чтобы они услышали эти слова.

Говорит дальше имам ибну Кудама аль-Макдиси: «И то что Он Всевышний Аллах будет разговаривать с верующими в судный день и верующие будут разговаривать с Ним ( как пришло в хадисе, без посредников и без переводчиков) и Всевышний разрешит им(обитатели рая) посетить Себя, и они посетят Его». Хадис об этом пришел, о том, что они, то есть люди обитатели рая будут посещать Всевышнего Аллаха по пятницам, этот хадис является недостоверным, инша Аллах этот хадис дальше придет в шархе шейха ибн ‘Усаймина, на сколько я помню, и мы там разъясним причину его недостоверности. То есть, то, что обитатели рая будут посещать Всевышнего Аллаха, то есть делать Ему зияра – посещение по пятницам или в любой другой день все это не является установленным в шариате, нет на это достоверного довода.

Говорит дальше имам ибну Кудама аль-Макдиси: Говорит Всевышний Аллах: « И Всевышний Аллах субхана уа Та’аля разговаривал с Мусой разговором» (Женщины, 164).

И также сказал Всевышний Аллах: « О Муса, Я избрал тебя над людьми Своим посланием (или Своими посланиями) и с тем что Я разговаривал с тобой ( или разговариваю с тобой)» (Ограды, 144).

Итакже сказал Всевышний Аллах: « Из них есть те, с которыми разговаривал Всевышний Аллах (то есть те из посланников)» (Корова, 253).

И также сказал Всевышний Аллах субхана уа Та’аля: « И не надлежит людям, чтобы разговаривал с ними Всевышний Аллах кроме как откровением или за завесой» (Совет, 51). За занавесом, означает ли это то что Всевышний Аллах не разговаривает с людьми напрямую без посредников? То есть, есть разница в выражениях « разговаривает Всевышний Аллах через посредников» или второе выражение: «Разговаривает Всевышний Аллах через завесу»? Между ними нет прямой связи, в каком смысле, то есть мы говорим: «Всевышний Аллах разговаривал с некоторыми из Своих творений напрямую без посредников, однако за завесой» то есть первое касается слушания слов, а второе касается видение Самого Всевышнего Аллаха, то есть когда мы говорили: «разговаривал без посредников» имеется ввиду человек, как например Мухаммад саляляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма или Муса ‘алейхи ссалям слышали Всевышнего Аллаха без посредников напрямую, сразу от Аллаха слышали своими ушами голос Всевышнего Аллаха, это одно, но не смотря на это и Муса ‘алейхи ссалям и Пророк Мухаммад саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма во время это разговора разговаривали со Всевышним Аллахом за завесой, то есть они не видели Всевышнего Аллаха своими глазами в этой дунье. Некоторые думают, что Слова Всевышнего Аллаха, не надлежит человеку, чтобы Всевышний разговаривал с ним, кроме как через завесу, говорят, что Всевышний не разговаривает напрямую а разговаривает только через посредников, это неправильно, имеется ввиду разговаривает напрямую без посредников, но за завесой, то есть невозможно увидеть Всевышнего Аллаха в этой дунье глазами.

И также Всевышний Аллах субхана уа Та’аля сказал: « И когда Муса ‘алейхи ссалям пришел в эту долину, к нему воззвали и сказали: « О Муса, поистине Я Твой Господь» (Тáхá,11–12). И говорят аш’ариты, то что и действительно это такое то что голос Всевышнего Аллаха послышался Мусе ‘алейхи ссалям из-за дерева, и аш’ариты говорят то, что Всевышний Аллах создал голос дереву, то есть с Мусой ‘алейхи ссалям не Аллах разговаривал, а дерево с ним разговаривало и дерево говорило: «поистине Я Твой Господь» и также говорило: «Поистине Я Аллах, нет божество достойного для поклонения кроме Меня, поклоняйся Мне», то есть это о чем говорит, идеология аш’аритов призывает нас к ширку, прямому ширку, Что бы люди поклонялись деревьям и это абсолютно не соответствует идеологии шариата. То есть весь Коран и вся Сунна говорит нам о том, что нельзя поклоняться деревьям, камням и тому подобное, необходимо поклоняться одному Всевышнему Аллаху. А аш’ариты для того, чтобы не подтвердить слово Всевышнего Аллаха приходят к тому, что дерево сказало Мусе ‘алейхи ссалям: «Я Аллах, нет божество достойного для поклонения кроме Меня, поклоняйся же Мне». То есть брат, запомни то, что противоречие Корану или сунне и защита лжи в любом случае приводит человека к противоречию самому себе или приводит в абсурду, то есть к вещам, которые не поддаются разума и не соответствуют доводу.

И также Аллах субхана уа Та’аля сказал: « Поистине Я Аллах, нет божества достойного для поклонения кроме Меня, поклоняйся же мне» (Тáхá, 14). (Это Всевышний сказал, Мусе ‘алейхи ссалям) и невозможно чтобы сказал это кто-либо кроме Аллаха (то есть ни дерево, ни какое-либо из творений, ни ангел не может произнести этих слов).

Дальше говорит Ибн Кудама Аль Макдиси: И пришло к нам со слов ‘АбдуЛла ибн Мас`уда радыя Ллаху ‘анхум: «Если Всевышний Аллах говорит откровением ( то есть произносит Свое откровение) слышат Его голос обитатели небес (и это же передается от Пророка саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма). (Его передал Бухари в своем Сахихе, только без иснада. Но полностью с иснадом через Масрука передали ибн Хузайма в своей книге "Таухид", а также ибн Джарир, и АбдуЛлах ибн Ахмад в своей книге "Сунна", также Байхакъи в "аль-Асма уа-с-сыфат". Этот иснад является достоверным.)

И передается со слов ‘АбдуЛла ибн ‘Унейса от Пророка саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма что он сказал: «Всевышний Аллах воскресит Свои творения в судный день, голыми, босыми, не обрезанными, не будет с ними ничего (то есть они придут с пустыми руками к Всевышнему Аллаху субханаху уа Та’аля) и тогда, когда эти люди соберутся на площади, Всевышний воззовет к ним Голосом, таким образом, то что будут слышать это Голос те, которые далеко и будут слышать его те, которые близко (то есть одинаково будет слышен Голос Всевышнего Аллаха без разницы далеко ты находишься или близко), скажет Всевышний Аллах: «Я Царь, Я Возздающий (либо за благое, либо за дурное)» и этот хадис передают сразу несколько имамов, и привел его, как в поддержку доказательства Голоса Всевышнего Аллаха имам аль-Бухари». (Его привели Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437). Его также привел Имам Бухари в своей книге "Сахих", но без иснада. Но в "Фатх уль-Бари" ибн Хаджар говорит, что Бухари передает его в "Адаб аль-Муфрад" с достоверным иснадом. Также передали Абу Я'ля, Ибн Аби Асым, Имам Байкахъи и другие. Имам Захаби и хафиз ибн Хаджар назвали его достоверным.)

Говорит Руслан: Этот хадис является слабым, у него три пути сообщения, у него три иснада, в первом иснаде АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн ‘Акыль – слабый передатчик, и этот первый иснад самый лучший из трех иснадов не смотря на это он слабый не годится в довод, и он приходит у имама аль-Бухари в подвешенном состоянии, то есть имам аль-Бухари утверждает это со слов АбдуЛлаха ибн ‘Унейса. Второй иснад у этого сообщения приходит у имам ат-Табарани и в его иснаде Сулейман ибну Салих, человек по имени Сулейман ибну Салих, сказал о нем имам аз-Захаби: «этот человек не известен», то есть маджхуль – неизвестный передатчик.

Третий иснад у Хатыба аль-Багдади и в третьем иснаде есть лжец, соответственно этот иснад или этот хадис является слабым.

В сунне установление Атрибута Голос Всевышнему Аллаху приходит со слов Абу Са’ида аль-Худри у имама аль-Бухари, то есть основа хадиса у Бухари у Муслима, но упоминание слова Голос приходит у имама аль-Бухари, но в нем приходит как: «И воззовут Голосом: «О Адам, выведи из своего потомства часть людей для огня», сказал Адам ‘алейхи ссалям: «Сколько вывести» - сказал- «999 из тысячи» то есть это включая кого Йаджудж уа Маджудж, и в нем конкретно не сказано что этот Голос принадлежит Всевышнему Аллаху, сказано «воззовут к нему Голосом: « О Адам…» то есть не сказано кто воззовет, но в другом риваяте сказано: « И скажет ему Аллах: « О Адам, выведи группу из твоего потомства» исходя из этого мы понимает, что этот Голос принадлежит Всевышнему Аллаху субхана уа Тааля, этим хадисом от Абу Саида аль Худри у имама аль-Бухари устанавливается Атрибут Голос Всевышнего Аллаха субханаху уа Та’аля.

Говорит имам ибну Кудама аль-Макдиси (начинает приводить доводы из Сунны): «А в некоторых асарах приходит: «Однажды Муса ‘алейхи ссалям ночью увидел огонь и испугался от него и тогда воззвал к нему его Господь: «О Муса» и Муса ‘алейхи ссалям ответил быстрым ответом в ту сторону откуда он услышал Голос, обратив внимание на ту сторону откуда идет Голос, то есть сам Муса ‘алейхи ссалям не увидел никого кто-бы к нему взывал, но услышал только Голос и ответил в сторону Голоса, сказал: « Я здесь, я здесь, я слышу Твой Голос но не вижу где ты, где же ты?» - « Я над тобой и перед тобой и справа от тебя и слева от тебя» и понял Муса ‘алейхи ссалям что этот Атрибут может принадлежать только Всевышнему Аллаху субхана уа Та’аля, и тогда сказал Муса ‘алейхи ссалям: «Это есть Ты, о, Мой Господь, Твои ли слова я слышу или слова Твоего посланца?» - Сказал – « Нет, ты слышишь Мои слова, о Муса». Это асар является слабым, один из исраильятов, взят из книг обладателей писания, то есть из книг иудеев и христиан, является слабым, не является достоверным, к тому же этот асар является – мункар, то есть отвергаемым, в нем есть вещи, которые отвергаются в нашем шариате, какие это вещи, о том, что Всевышний про Себя сказал: «Я над тобой и перед тобой и справа от тебя и слева от тебя», а мы говорим Всевышний Аллах Субхана уа Та’аля над Троном, то есть над тобой, над человеком или над Его творениями, отдельно от Своих творений.

Давай на этом завершим, зачитали блог слов Имама ибну Кудама аль-Макдиси относительно того, что Всевышний Аллах субхана уа Та’аля разговаривает и разъяснения, то есть шарх со слов шейха ибн ‘Усаймина будем зачитывать ин ша Аллах на следующем уроке.

Вопросы по 10 уроку:

82. Шейх Ибн 'Усаймин разъяснил, что "Возвышенность Аллаха" (аль-'Улю) бывает двух видов – что это за виды?

83. Как опровергнуть слова тех, кто говорит что под Возвышенностью Аллаха – имеется ввиду то, что в небесах Его Власть и Владения?

84. Как шейх Ибн 'Усаймин разъяснил то, что Всевышний "в небесах"?

85. Ученые критиковали выражение имама Ибн Кудамы: "И из Атрибутов Всевышнего Аллаха то, что Он говорит древними словами". В чем заключается суть критики?

Ответы:

82. Возвышенность Сущности Аллаха ('Улю ззат), и возвышенность Атрибутов Всевышнего Аллаха ('Улю ссыфа).

83. Теми ответами, которые упомянуты в ответе на вопрос 59. а также четвертым ответом: Власть и Владения Аллаха как на небесах, так и на земле. 5-ый ответ: утверждение возвышенности Аллаха – соответствует здравому разуму, т.к. возвышенность это качество совершенства. 6-ой ответ: врожденное свойство любого человека, которое подсказывает человеку то, что Аллах над небесами.

84. Двумя ответами: 1. Слово "'аля ссама" – т.е. над небесами, а не в небесах, т.к. предлог "'аля" в арабском языке означает как "в", так и "над". 2. Слово "'аля ссама" – т.е. вверху, т.к. слово "ас-ссама" в арабском языке несет значение ни с чем не связанная, абсолютная возвышенность.

85. В том, что это выражение соответствует убеждениям аш'аритов. Что же касается приверженцев Сунны, то они говорят, что Всевышний Аллах описан Атрибутом разговора (калям) извечно, без начала (это и есть то, что называется "Атрибут разговор – это древний Атрибут" – "кадим ун-нау'"). Но приверженцы Сунны не останавливаются на этом, а дополняют и говорят: каждое новое Слово Всевышнего Аллаха – высказывается Всевышним Аллахом заново (это и есть то, что называется "каждое новое слово высказывается отдельно" – "хаадис уль-аахад").

Наши рекомендации