Схимонахиня мария (матукасова)
(1908 -2000 гг.)
15/28 марта 1908 года в Куйбышеве (Самара) у Ивана и Натальи Матукасовых родилась дочь, девочку назвали Марией. Вскоре семья переехала в г. Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством, Мария училась в русско-киргизской школе.
В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «...Я была одна у мамы - папа наш ... не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать – вязала кулачком... Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 – учила детишек шить и вышивать (и молитве). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается».
Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы Мария взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенскоой Церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.
Из воспоминаний Валентины Кадыровой (г. Бугуруслан): «О Марии Ивановне я впервые услышала от глубоко духовного старца Григория (в 1988 г.)... Старец знал матушку Марию не один десяток лет. И навсегда был покорён её смирением, прозорливостью, мудростью, жизнью, отданной Христу... Душа её была чуткой к чужому горю. Кроме того Мария Ивановна была одарённой художественными талантами натурой.
Она написала прекрасную икону прп. Серафима Саровского. Но и художественный склад души не стал преградой на пути к тяжёлому подвигу, который она взяла на себя, - юродство ради Христа. Этот самый трудный подвиг не отгородил её от людей. Напротив, она как бы растворилась в народе, который так нуждался в духовной помощи...
Я не считала себя достойной встретиться с великой подвижницей, хотя очень хотела. Старец Григорий сказал мне так: «Нужно попросить матушку Марию о встрече, и Сам Господь за её святые молитвы подаст всё»».
Валентина прислушалась к совету старца и попросила мысленно блаженную старицу о встрече, вскоре ей довелось встретиться с великой подвижницей, по молитвам которой изменилась вся её жизнь.
Приведём ещё несколько строк из воспоминаний Валентины К.: «...Встреча с ней – это трепетное предстояние перед верной рабой Бога Живаго, которой Сам Господь ярким светом освещает все нечистые закоулки грешных душ людских... Вот и она. Маленького росточка, нищая, окруженная народом. Лицо - удивительно благородное, красивое, очень русское. Большие серые глаза, маленький прекрасной лепки нос, прекрасный овал лица. Вся миниатюрная, одухотворённая, воздушная, светлая, неземная... Прошлое, настоящее, грядущее развёрнуто перед ней в единое целое, Сам Господь открывает ей всё...
Сколько мира и благодати приносила с собой Мария Ивановна! Сколько благословенных Богом исцелений послано за её святые молитвы. Испытала её благодатное предстательство перед Богом и моя знакомая З. Перенеся тяжёлую операцию, с трудом приходила в себя. И вдруг через 5 лет всё повторилось... Однажды перед очередной поездкой к врачам мы поехали с ней к Марии Ивановне. Мы застали матушку за чтением акафиста Ксении блаженной... Прочитав акафист, матушка все принесённые верующими продукты отнесла в алтарь... Я стояла в храме на коленях. Мария Ивановна вышла из алтаря и благословила меня... Я быстро поднялась, и мы с З. пошли за матушкой...
- Мария Ивановна, завтра мне надо ехать на операцию, помолитесь обо мне! – робко просит З.
- У самой руки есть. Вот и молись...
На обратном пути мы заехали в Похвистнево, к чудотворной Табынской иконе Владычицы. З. молилась Заступнице и Помощнице нашей. И всё вышло по слову старицы. Операции не было, на удивление врачей анализы были хорошие...»
По свидетельству духовных чад старице было дано читать мысли приходящих к ней людей, она могла назвать человека которого видит в первые по имени и отчеству, называла и фамилию. Прозорливая старица предсказывала, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. С каждым годом число её почитателей неизменно возрастало.
В 1996 году блаженная старица Мария переехала в Самару. Вспоминает священник Сергей Гусельников (Кирилло-Мефодиевский собор г. Самары): «Блаженная Мария Ивановна всегда причащалась очень часто, почти каждый день, этим она жила и дышала. При первой возможности стремилась в храм... Часто она просила приобщить её дома, так как очень плохо себя чувствовала, ведь ей приходилось принимать десятки людей, среди которых были нецерковные, и духовно болящие люди. Они в буквальном смысле сваливали матушку. Когда я входил в комнату, старица лежала в забытии. Келейница спрашивала: «Матушка, батюшка пришёл, причащаться будешь?» Она приходила в себя, говорила: «Буду, буду»,- и садилась на постель, над которой весел Казанский образ Божией Матери. После Причастия старица оживала, матушка Евгения спрашивала её всегда: «Хорошо причастилась? Она отвечала: «Да, красиво, красиво!» или «Благочинно!»
Матушка Мария Ивановна была очень смиренна, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и казалась просто доброй бабушкой. Она с уважением относилась
к священническому сану»...
23 /5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Мария Ивановна Мутасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.
Из воспоминаний настоятельницы Свято-Казанского монастыря* игуменьи Феодоры (Полищук): «Я познакомилась с блаженной старицей в Москве за год до её смерти. Она тогда пропела слова панихиды, и я подумала, что кто-то их сестёр умрёт, но оказалось, что старица так предупреждала что будет умирать в нашей обители... Она приехала к нам вместе с монахиней Евгенией, её келейницей, 3 января 2000 года. До этого старица подвизалась в Оптиной пустыни. А до приезда к нам уже побывала в Дивеево. Когда она приехала в нашу обитель, я спросила, поживёт ли она у нас. Она ответила: «Останусь с вами... здесь все родное... я приехала к Любушке»...
Мы окружили матушку Марию заботой и любовь. Помню, как мы одели матушку Марию и она трижды радостно сказала о себе: «Я-невеста Христова!» Как радостно было смотреть на старицу»...Она много молилась, а когда мы на колясочке поднимали её в храм во имя Ефрема Сирина, она обычно пела пасхальные стихиры...
Матушка прожила у нас всего двенадцать дней, и эти дни (до того как она тяжело заболела) для неё и для нас прошли в радости и в утешении...
Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести её в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она полчаса молча молилась. Потом попросила отвести её в келию... Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители... На следующее утро матушка Мария заболела –инсульт правой стороны. Первый инсульт был ещё в Оптиной пустыни...
Перед самой её смертью я успела поддержать её голову, услышала последние вздохи её праведной кончины. Сложила ей руки крестообразно на груди... Игумен Антоний (Гаврилов) из Оптиной пустыни был в это время у нас в обители. Он и совершил первую панихиду по новопреставленной схимонахине Марии».
Скончалась схимонахиня Мария 1/14 января 2000 года в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии (с. Сеглино). В часовне во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии рядом со старицей Любушкой в январе 2000 года появилась еще одна усыпальница.
Блаженная старица продолжает помогать своим духовным чадам и по сей день, слышит всех, кто с верой просит её молитвенного предстательства перед Господом. Приведём лишь несколько свидетельств чудесной помощи старицы Марии: «Из воспоминаний Галины Киселевой (г. Самара): «Я стала певчей храма Петра и Павла по благословению старицы схимонахини Марии. Имела счастье видеть матушку практически каждый день, когда она жила при храме. Очень много она помогала мне при жизни, но и после смерти не оставляет меня без своей помощи.
У меня, по грехам моим, целый «букет» болезней. При больных ногах и суставах еще и остеохондроз, и искривление позвоночника. Каждый день я просто изнывала от болей. В сентябре прошлого года, перед празднеством в память блаженной старицы схимонахини Марии, у меня так обострился шейный хондроз, что боль не прекращалась ни на секунду. Но на торжества я все-таки пошла. В фойе Окружного Дома офицеров была организована раздача подарков, где были в том числе земелька с могилки матушки Марии и освященное маслице. Прямо в зале, при просмотре фильма, я помолилась и попросила матушку, чтобы она хоть чуточку избавила бы меня от боли. Помазала крестом шейный позвонок - и боль постепенно стала проходить. Дома боль прошла окончательно. Через некоторое время помазала поясничный и грудной позвонки – исцелилась вовсе! Нет болей в позвоночнике вот уже полгода. Господь исцелил по молитвам нашей матушки схимонахини Марии. Блаженная старица, схимонахиня Мария, моли Бога о нас грешных!»
Рассказывает протоиерей Александр Телегин: «Года три тому назад я серьезно заболел. Меня на носилках отвезли в больницу. Состояние было такое, что сказали матушке моей, чтобы «готовилась». А матушка принесла мне в больницу фотографию Марии Ивановны. Я поцеловал фотографию и приложил к сердцу. На другой же день пошел на поправку».
Из рассказа рабы Божией Маргариты: «Я выросла в Бугуруслане, Оренбургской области. Слышала, что в Кинель-Черкаске жила старица схимонахиня Мария. Столько легенд о ней живет в народе. А я вот рядом жила и не знала! Так горько теперь... В православной самарской газете много о ней пишут. Все по Божьей милости, весть о чудесной исцеляющей силе дошла и до меня, и я... верую, что именно она мне помогла однажды. У меня частенько приступы бывают с сильной болью... Я чувствую приближение приступа... Вот, однажды, я и приготовилась - улеглась аккуратненько и думаю, пройдет в этот раз или нет? (происходит все это обычно в 2-2,30). Лежу молюсь, как могу, немного забылась и вдруг, привиделось, нет? Мимо будто проплыла маленькая старушка. Рядом с диваном. Всего то только посмотрела в мою сторону. Боль мгновенно пропала. Я помню, вздохнула легко так и провалилась в сон. Как потом выяснилось, минут на 15 (у меня в таких случаях часы перед глазами, не знаю зачем, но ставлю)...Я верю, это старица схимонахиня Мария мне помогла. С тех пор больше не было приступов. Правда, прошло месяца 2-3, но это хорошо. Господь милостив, молю, чтоб дал силы на пост...
Горько и тяжело за Россию. Вот я часто стала думать, что должен быть противовес силам зла и алчности и перетянуть, спасти народ. Спаси и сохрани народ наш, Господи!»
Старица Мария, моли Бога о нас!
* Казанский монастырь основан 2 октября 1872 года. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина. Позднее она была преобразована в монастырь.
На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. В монастыре работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.
В 1919 году после закрытия монастыря монахиням было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 году всех монахинь выгнали, здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство.
В 1991 году согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни.