Один заработанный рубль
Голодный кафтан
Мулла, одетый в свою обычную, скромную одежду, пришел на вечер, устроенный уважаемыми и зажиточными жителями города. Все вокруг блистали друг перед другом прекрасными платьями, сшитыми из шелка и бархата. Собравшиеся гости с пренебрежением разглядывали убогое платье муллы. Они одарили его убийственными взорами, отворачивали от него свои носы и даже близко не подпускали его к столам, уставленным роскошными яствами. Мулла поспешил домой, переоделся в свой лучший кафтан и вернулся на вечер, выглядел он теперь так же благородно, как и калиф. О, Аллах, какой он произвел фурор среди собравшихся! Каждый старался поговорить с ним или, по крайней мере, перекинуться парой слов и ухватить какое-либо мудрое высказывание. Казалось, что все кушанье на столах были приготовлены для него. Со всех сторон гости угощали его деликатесами. Но вместо того, чтобы есть их, мулла складывал кушанья в рукава своего кафтана. Ошарашенные люди засыпали его вопросами: "О, Аллах, что же вы делаете? Почему вы не едите, что, что Вам предлагают?" Мулла, продолжая складывать пищу в кафтан, хладнокровно ответил: "Я честный человек и, если вы тоже честные люди, то ваше гостеприимство и радушие предназначены не мне, а моему кафтану. И он должен получить все, что заслужил".
Все в твоих руках
В одном очень древнем городе жил мудрый, мудрый старец. Он знал очень многое, и люди ценили и уважали его. Как и у любого города у этого города был правитель! Он был не так уж умен и мудр. И, если честно признаться, завидовал старцу.
Решил, как-то правитель избавить город от уважаемого всеми старца. Долго думал правитель, как сделать так, чтобы никто не заподозрил, что изгнание старца несправедливо. Долго думал, и придумал.
Он решил, что позовет старика, поймает бабочку в ладошку и загадает ему загадку. Спросит старика, что в его руках живое или мертвое? Если старик ответит живое, то правитель сожмет ладонь и убьет этим крохотную бабочку. Если старик скажет мертвое, то он просто разожмет ладонь и выпустит бабочку на свободу! Так он надеялся изгнать старика, ссылаясь на его глупость. Пришел тот день, пришел и старец к правителю. Загадал правитель ему свою хитрую загадку. А старик ответил так: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!»
Чертова узда
Было - да и не было ничего - жил один очень богатый и очень скупой человек. И было у него видимо-невидимо скота и всякого добра не счесть. От скупости он не есть, не пьет. И жену с детьми голодом морит. Пастухов не держит - боится, как бы они лишнего не съели, сам и пасет свои стада.
Вот однажды гонит этот скупой в поле своих овец. Видит, бежит волк, несет маленького чертенка. Пожалел скупой чертенка, перебежал дорогу волку, сорвал с плеч ружье и выстрелил. Бросил волк чертенка и убежал, а чертенок и говорит:
- Раз ты меня спас от смерти, пойдем к моим родителям. Они тебя отблагодарят.
Что делать - оставил тот своих овец мальчишке-подпаску, сам пошел с чертенком. Бежит чертенок, еле поспевает за ним скупой. По таким скалам отвесным карабкается, ползет, что уж из сил выбился, падает, а чертенок знай, подталкивает, тащит, не дает покоя. Скупой уж и не рад, а чертенок все бежит да подгоняет его, сам наставляет:
- У моих родителей много богатства. Они тебе будут давать золота да серебра видимо-невидимо, а ты знай, проси другой, говори: отдайте мне только мое добро.
Наконец, добрались до чертова жилища.
Рассказал чертенок, как его волк уносил и как этот овцевод его вызволил и от смерти спас. Обрадовались черти, приняли скупого, завели его в дом, ввели в одну комнату, полную серебра и золота, и всякого богатства, и говорят:
- Вот, выбирай, что хочешь. Набирай, неси, сколько унесешь.
Так и зашлось сердце у скупого - так ему захотелось рассовать по карманам да за пазуху это добро, а чертенок мигает ему - подумай, вспомни , что я говорил тебе, требуй свое. Мучится скупец, не знает, как быть, молчит, звука не издает.
- Забирай же, чего ты ждешь? - говорят черти.
- Чего же ты хочешь? Скажи - все исполним, что пожелаешь.
- Отдайте мне собственное мое добро, - выговорил, наконец,скупой.
Удивились черти. Зашумели они, зашушукались, да уж что делать. Подошел черт к скупцу и толкнул его разок в шею.
Споткнулся скупец и выронил изо рта уздечку, а черт вздохнул, взял ее и припрятал.
Словно прозрел вдруг скупой, огляделся - что со мной и как я сюда попал? Смотрит на себя, а он и босой, и весь в лохмотьях. Устыдился овцевод, даже перед чертями совестно за себя стало. Повернулся и пошел восвояси.
Идет и думает. Вспомнил семью, вспомнил и жену, и детей, и то, как морил их голодом до холодом. И стыдно, и больно ему. Только сейчас понял, как своей скупостью напрасно терзал и себя, и родных.
Пришел к своим стадам. Велел мальчишке-подпаску зарезать хорошего барана, послал домой мяса. Велел сказать жене, чтоб послала ему одежду, что есть получше. Сам послал человека в город накупить одежды для своей семьи. Радуются и жена, и дети, дивятся: точно подменил кто человека. Поехал он домой, зажил счастливо.
Вот так-то не досталось его добро чертям, а пошло самому хозяину да его семье на пользу.
Один заработанный рубль
У одного человека был очень ленивый сын. Ничего он не хотел делать, ни одного пятака заработать не мог. Кормил его отец, пока мог, да только состарился он, захворал, и невмоготу ему стало. Слег старик в постель, позвал жену и говорит:
- Все свое имущество передам кому-нибудь чужому, так как сын мой лентяй, даже рубля заработать не может.
Обидно стало матери, заступилась она за сына.
- Как это он рубля заработать не может?
А муж стоит на своем.
- А если может, пусть пойдет заработает рубль - тогда все имущество ему оставлю.
- Хорошо, - сказала жена.
Пошла она к сыну, дала ему рубль и научила:
- Уйди куда-нибудь до вечера, а вечером придешь, отдашь этот рубль отцу и скажешь, что ты сам его заработал.
Так и поступил сын. Пришел вечером, принес этот рубль и говорить отцу:
- Совсем извелся из-за этого рубля, с трудом его заработал.
Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
- Это не ты заработал! - сказал он сыну.
Засмеялся сын и ушел. Что делать матери? Дала она ему еще один рубль и сказала:
- Хоть целый день сиди без дела, а к вечеру пройди версты две, чтобы вспотеть, войди к отцу и скажи: "Потом заработал я этот рубль".
Так и поступил сын. Прибежал он вечером усталый, вспотевший, вбежал к отцу и говорит:
- Видишь, отец я весь в поту, трудно достался мне этот рубль.
Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
- Не обманешь меня, сынок, - говорит, - может быть, кто-то и заработал этот рубль, но не ты.
Как обычно, рассмеялся сын и ушел.
Поняла мать, что плохо дело, и сказал сыну:
- Думаю, сынок, заметно вранье наше, придется тебе самому поработать. Пойди поработай, хоть по три пятака заработаешь и то в неделю рубль наберешь, принеси его к отцу, поверит.
Послушался сын. Пошел и работал целую неделю. Кому что сделал, кому что перенес, набрал так один рубль и принес к отцу.
- Нет, сынок, и это не ты заработал, - говорит.
Не выдержал сын, бросился к камину, голыми руками выгреб из огня свои деньги и закричал отцу:
- Ты что, отец! Целую неделю трудился я и гнул спину из-за этих денег, а ты их в огне жжешь! - Слезы покатились из его глаз от обиды.
Тогда отец сказал:
- Теперь я верю, что ты сам этот рубль заработал, так как сердце твое прочувствовало, как дается заработанный рубль. Видишь ли, сынок, будешь работать - будешь иметь
С такими словами отец завещал сыну имущество, ведь тот теперь понял главное.
Чужие советы
Однажды один человек вместе со своим сыном отправился в город. Отец сел верхом на осла, а мальчик шел рядом.
- Видели, что делается? - говорили встречные. - И как только не стыдно этому человеку? Сам на осле едет, а ребенка заставляет идти! Хорош отец!
Тогда отец слез с осла и с казал сыну:
- Я не хочу, чтобы люди осуждали меня. Садись ты на осла, а я пойду рядом.
Так они и сделали - мальчик поехал верхом, отец пошел пешком. И снова люди, встречавшие их на дороге, говорили:
- Ну, вы видели что-нибудь подобное? Мальчишка расселся на осле, а отец рядом шагает! Хорош сын!
Тогда отец снова остановил осла и сказал:
- Сын мой, люди осудили нас за то, что я ехал на осле, а ты шел пешком. теперь люди осудили нас за то, что ты едешь на осле, а я иду пешком. Не лучше ли будет, если мы оба пойдем пешком? Это уж никому не покажется несправедливым.
Так они и сделали. осла погнали впереди, а сами пошли за ним следом. И снова встречные показывали на них пальцами и говорили:
- Что за глупые люди! У них есть осел, а они тащатся пешком! Похоже, что идет не один осел, а три осла.
Тогда отец сказал:
- Что же нам делать, сын мой? Люди ругали нас за то, что я еду, а ты идешь. Люди ругали нас за то, что ты едешь, а я иду. Люди ругали нас за то, что мы оба шли пешком. Может быть, нам вместе сесть на осла?
И они оба взобрались к ослу на спину и двинулись дальше в путь.
- Ну и безжалостные люди, - говорили встречные и качали головой. - Вдвоем уселись на одного осла. Смотреть стыдно!
Услышав это, отец сказал:
- Сын мой, ты видишь, что мы не сделаем, за все нас попрекают. Я еду, а ты идешь- плохо. Ты едешь, а я иду - тоже плохо. Оба идет - еще того хуже. Оба едем - совсем никуда не годится. Давай, сын мой, понесем на руках нашего осла.
Они взяли две палки, подсунули их ослу под живот и стали связывать.
- Что это вы делаете? - спрашивают их прохожие.
Отец и сын говорят:
- Да вот носилки мастерим, чтобы нести осла.
Удивляются люди:
- Кто же ослов носит? Разве что ослы! А умные люди на ослах ездят!
Посмеялись они и разошлись. А отец с сыном остались одни посреди дороги. Осел покорно ждал своей участи. на земле валялись недоделанные носилки. Наконец отец сказал:
- Сын мой, нас сегодня хорошо проучили. Мы слушались каждого встречного, и каждый раз оставались в дураках. Поэтому запомни мои слова: ВСЕХ ЛЮДЕЙ СЛУШАТЬ - ВСЕ РАВНО, ЧТО ВЕТЕР СЛУШАТЬ.
Легенда о добре и зле
Леонардо да Винчи попросили создать картину, где будут отображены образы добра и зла. Он долго искал нужные лица, но все было не то. Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих современный образ Христа и, пригласив его в мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года картина была почти завершена, однако Леонардо да Винчи так и не нашел подходящего натурщика для Иуды.
Леонардо торопили, требуя, чтобы фреска была закончена, как можно скорее. И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого. Но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо, запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — спросил Леонардо.
— Три года назад. Еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой – то художник написал с меня Христа…
Может быть, у Добра и Зла — одно и то же лицо. Все зависит от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.
Раб и шторм
Однажды, когда Махараджа вышел в море, начался сильный шторм. Один из рабов стал плакать и визжать от страха- человек никогда ранее не бывал на море. Его завывания были столь продолжительными и громкими, что все стали злиться на беднягу, и Махараджа был уже готов вышвырнуть его за борт.
Однако его главный советник был мудрым человеком. Он сказал:
-Позволь мне поговорить с ним. Думаю, мне удастся успокоить его.
С этими словами он приказал морякам выбросить бедолагу за борт. В воде бедный раб завопил от ужаса и стал молотить руками по воде. Несколькими секундами позже мудрец приказал вытащить его на борт.
Очутившись на борту, раб сел в угол и погрузился в полное молчание.
Когда Махараджа попросил объяснить его действия, тот ответил:
-Мы никогда не осознаем, насколько мы счастливы, пока не попадем в беду.
Легенда про охотника
Жил- был охотник, старый, опытный мудрый. Он старался сделать так, чтобы охота, которую одни считали дикостью, а другие — традиционным развлечением, кое -чему учила людей. Когда приезжал человек неопытный, но богатый, он уводил его на какой - нибудь пустырь и там ставил на камень жестяную банку из-под пива. Потом отходил на пятьдесят метров и первым же выстрелом сбивал жестянку.
- Я лучший стрелок в здешних краях, — говорил он. — И научу стрелять так, как стреляю я.
Ставил банку на прежнее место, возвращался на огневой рубеж, вытаскивал из кармана платок и просил завязать ему глаза. Затем прицеливался и снова стрелял.
— Попал ?- спрашивал он, снимая повязку.
— Разумеется, промазал, отвечал новоприбывший охотник, радуясь, что можно унизить горделивого егеря .- Пуля прошла далеко от цели. Плохо верится, что твои уроки мне пригодятся.
-Я только что преподал тебе самый важный урок в жизни, — говорил он. Всякий раз, когда захочешь достичь чего-нибудь, гляди в оба, соберись и постарайся точно понять, что тебе нужно. Нельзя идти к цели с закрытыми глазами!!!
Два друга
История про двух друзей, идущих в пустыне. Один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал напеске: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину." Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул иего друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь. Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это
на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке гравировать радости на камне.
Чаша желаний
В одном государстве жил молодой царь. Он был очень горделив и властен.
Когда он проезжал по своим владениям, народ падал к земле и кричал:
-Виват, император!
А сзади шел казначей и кидал этим сгорбленным фигурам золотые монеты. Люди же были готовы перегрызть глотки друг другу за эти монеты из императорской казны, роясь в грязи в их поисках. Тем же, кто не покорялся и не приклонял головы перед его светлостью, сзади шедший палач рубил головы.
И вот, однажды, шествуя подобным образом, он заметил одного монаха, который не склонял головы и мало того - шел ему навстречу. Палач, увидя это, поспешил опередить императора, дабы отрубить непокорному голову. Так как уже не одна голова слетала с плеч по прихоти императора- вольнодумца. И в этот момент, когда он уже замахнулся обезглавить непокорного, услышал зычный голос своего повелителя:
-Стой!
Молодой царь кинулся к этому странствующему дервишу, упал на колени и поцеловал его засаленный халат.
Народ возмутился этому и начал недовольно кричать:
-Виват, император!- в надежде быть осыпанными золотыми монетами. Но император узнал в этом дервише своего отца, который отрекся в его пользу от престола и отправился искать истину.
-Отец ,как я рад, что ты вернулся!
-Нет ,я не вернулся. Я был на том краю земли и вот теперь иду в другой край. А дорога моя лежала через твои владения….
-Но это и твои владения! Отец, мне больно видеть тебя в этих жалких одеждах. Казначей, отсыпь ему золота, сколько б ни попросил!!!
-Нет, сын. Просто накорми меня или дай несколько монет, дабы я мог купить себе пропитание,- и протянул ему свою деревянную миску-чашку.
Император велел наполнить чашу. Но когда казначей начал ее наполнять, она оказалась пустой. Тогда император возмутился и велел высыпать туда мешок золота. Но все повторилось- чаша была пуста.
Тогда молодой царь велел привезти подводу золота, ему было не важно, опустеет ли казна от этого- перед ним был его отец.
И вот, на сороковой подводе, сын воскликнул:
-Отец, я не пойму, мы высыпали туда 40подвод золота, но она по-прежнему пуста!
-Сынок ,я рад, что ты уже на 40-ой подводе задумался над этим вопросом. Ты слишком рано это понял. Я ради этого отказался ото всего, кинул в неё свое царство, здоровье, молодость, в общем, все, что имел, но она как видишь по-прежнему пуста! Ибо это есть чаша наших желаний и, отупляющая жажда наполнения ее отнимает у нас все, что мы имеем…
В нее мы можем положить и жизнь, но полнее она от этого не станет