Наставление о значении схимы
Письмо ваше получил, но не мог ответить вам вскоре, отчасти по немощи и крайнему недосугу, отчасти же и потому, что схима для вас еще не была готова, а готовилась. Со следующей почтой постараемся выслать оную. Вы желаете знать значение схимы. Схима означает сугубое умерщвление от мира. В Оптинской пустыни постригают в схиму по Афонской книжке, в которой чин пострижения полнее, чем в Требнике. При пострижении в схиму приложена выписка из книги блаженного Симеона, архиепископа Фессалонитского, о святем и велицем ангельстем монашестем образе, сиречь схиме (гл. 360, с. 261): "Несовершенный образом сим да совершится, да не отыдет несовершен и без совершеннейшего тайносовершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо нецыи и первее ко Крещению косни бяху, и погрешиша его; но якоже некрестивыйся несть христианин, тако и несовершивыйся образом сим не будет монах. И яже о сем уразумевши от учителей Церкви, и паче же от Василия и Григория. И яже о Крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и о покаянии да будут. Не достигший же монах, на кончине своей да бывает. Велик бо есть сей дар: царска есть печать сия. Второе есть Крещение, от грехов очищает, дары подает и благодати; вооружает и знаменает, отъемлет от враг, цареви представляет, и друга сотворяет его".
При схиме вы получите плетеную вещь, которая называется великим параманом. Носится он сверх подрясника, а по сказанному в Требнике и сверх рясы; но тогда она должна быть сшита спереди, наподобие рубашки.
Верхняя часть схимы называется кукулем, а передняя часть — аналавом. Все это сшито вместе, хотя при пострижении преподается порознь. Схиму носят различно: некоторые открыто на голове, и тогда, особенно нездоровым и старым людям, нужно иметь под схимою на голове потребную шапочку, какая нужна будет для защищения от различных годовых перемен воздуха; а некоторые верх схимы носят под мантией, а на голове носят обыкновенный клобук с круглым верхом, наподобие сенной копны. Вы спрашиваете еще о правиле, которое должен нести схимник. Престарелому и слабому здоровьем схимнику определенного правила нести невозможно, а должно нести его, соображаясь со своими силами, иметь всегда в виду апостольскую заповедь: непрестанно молитися; бывать по силе на церковных службах, и в келье молиться по возможности, прочитывая по несколько кафисм; сколько можно, читать Акафисты Спасителю и Божией Матери, если не читают их у вас в церкви, а при немощи — хоть и один какой-нибудь Канон Ангелу Хранителю, из Евангелия и Апостольских посланий, сколько можно, упражняясь в чтении духовных книг по потребности духа и придерживаясь молитвы Иисусовой, по заповеданному от древних отцов, и поклоны, по силе. Впереди же всего этого схимник должен иметь в виду Евангельские заповеди Господни, как они предписаны у Евангельского Матфея (от начала 5-й главы до конца 10-й и вообще в Новом Завете), памятуя слова Самого Господа (Мф. 7: 21): Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Говорю так потому, что многие из нас большую заботу имеют о исправлении внешнего молитвенного правила; на Евангельские же заповеди не обращают строгого и должного внимания. Диктуя письмо, развернул книгу Марка Подвижника и открылось следующее место в конце главы, о Крещении: "Малым же и великим до смерти не кончаемо есть покаяние. Аще диавол непрестанет, ратуяся с нами, ниже покаяние праздно быти должно есть когда святии и о ближних приносити то нудятся, без действительныя любве совершении быти не могуще. Ум словесем празден быти не может, но аще бы и совершен был, егда здрав есть, в десных делает: аще изветом совершенства, престанет от делания благих, всяко на шуее преклоняется; удалився же напротив, от шуияго, паки на десное естественнее привлекается. Десных же делание, и начинающим, и средним, и совершенным есть: молитва и помыслов очищение, и находящих терпение; без нихже невозможно есть исправити прочия добродетели, имиже бывает благоприятно покаяние".
До зде от книги святого Марка. Простите, что пишу так, забыв свою скудную меру и благий совет святого Лествичника: пред мудрыми не мудрись. Устав о пище для всех схимников общий: молочное употреблять только в воскресные и субботние дни и во всеедные недели. В прочие же дни схимники воздержание имеют, каждый по своему произволению и по своей телесной силе. Некоторые в пятки, среды и понедельники употребляют пищу без масла; но людям со слабым здоровьем, и особенно со слабым желудком, не всегда это удобно. Посылаю вам напечатанное слово Иоанна Дамаскина. В нем сами увидите, что больным и немощным смирение и благодарение потребнее телесных подвигов. Лишние книжки можете раздать по вашему усмотрению.
Письмо диктовал целую неделю, пока и схиму вышили, которая и посылается одной почтой с письмом. Помяните когда-либо в молитвах ваших поусердствовавших приготовить вам схиму рабынь Божиих, Марию и Елисавету, которые, по обстоятельствам, не монахини, а по силе и возможности держатся благочестивой жизни.
Вот что мог среди постоянной молвы моей написать вам; написал как думаю; вы сотворите, как найдете лучшим по вашему благому изволению и лучшему разумению, какое подастся вам свыше от благости Божией. Меня же, грешного, простите, и помолитесь о глаголющем и нетворящем, да не будет в суд и во осуждение недейственное слово, паче же слово без собственного дела.
Помози вам, Господи, принять великий ангельский образ в пользу душевную, яковую обозначает образ сей.