Обольщение. (Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим, ат-Табарани в «аль-Кабире», аль-Бейхаки в
«Шуаб аль-Иман» от Укбы ибн Амира; достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что Исмаил Рафи' сказал: «Чувство безопасности от хитрости Аллаха
Имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения Аллаха».
Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил:
Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение
Безопасности от хитрости Аллаха. (Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар
И ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).
Ибн Масуд передал так:
«Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение
Безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь
от Аллаха»* Это передал Абд ар-Раззак в «Маджму' аз-3аваид» аль Хайсами 1/104.
*В хадисе содержится указание на необходимость надежды и страха. Раб, который боится
Аллаха, не отчаивается, не теряет надежды и надеется на Его милость. Салафы предпочитали, чтобы
Страх был крепким в благоденствии, а надежда — при недуге. Это принцип Абу Сулаймана ад-
Дарими и других. Он сказал: «Необходимо чтобы сердцем овладевал страх. Если надежда
Пересиливает страх, то сердце становится порочным. Всевышний сказал: «Поистине, для тех, кто
втайне боится своего Господа, — прощение и великая награда» (Власть, 12). Он также сказал:
«Они боятся дня, когда перевернутся и сердца, и взоры» (Свет, 37). Всевышний также сказал: «...и
Которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что
Они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к
Ним» (Верующие, 60—61). Он также сказал: «Разве тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и
Стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа?..» (Толпы, 9). В этом
аяте остережение упоминается перед надеждой [что еще раз указывает на его необходимость —
Ред.]»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЙ
Цель этой главы заключается в объяснении того, что человек обязан бояться Аллаха, обращаясь к
Нему с надеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив о справедливости Аллаха и
Суровости Его наказания, он обязан преисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав
Всеобщую и частную добродетель Аллаха, Его всеобъемлющее милосердие — еще с большей
Надеждой устремиться к Аллаху.
Будучи покорным Ему, он обязан испрашивать у своего Господа всяческих благ за свою
Покорность, боясь того, что она может быть отвергнута из-за ее недостаточности. Совершив же грех,
Человек обязан просить своего Господа принять его покаяние и простить ему то, что он совершил,
Испытывая при этом страх быть наказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния
И склонности к греховным деяниям.
Пребывая в благе и довольстве, человек должен испрашивать у Аллаха их продолжения и
Увеличения, стремясь выразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что при
Недостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в беде и горе он должен просить
У Аллаха избавления от этого и ждать радости разрешения трудностей. Он также должен испрашивать
Награды за проявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременного возникновения двух
Несчастий: того, что его может миновать желанная награда, и что с ним может случится что-либо
Плохое, если он не проявит должного терпения.
Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его
Долгом и несет пользу, так как посредством этого человек обретает счастье.
Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию
В милости Аллаха и Его помощи, а также избытка надежды, ибо это ведет к чувству безопасности от
Хитрости Аллаха и Его наказания. Если это происходит с человеком, то он теряет те необходимые
Чувства страха и надежды, которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований
Веры.
Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два
порицаемых обстоятельства:
Раб Аллаха позволяет себе чрезмерности, осмеливается совершать прегрешения, упорно
Продолжая их, отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милости Аллаха,
Совершая деяния, исключающие получение такой милости. В конце концов это становится свойством
Натуры, привычкой, в чем и состоит цель Шайтана. Если человек доходит до такого предела, то
Обрести добро он сможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнего образа
жизни;
Раба Аллаха может охватить сильный страх за совершенные его руками преступления, что
Ослабляет его уверенность в безграничном милосердии Аллаха и возможности прощения. По своему
Невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и не ниспошлет ему милость, даже в случае
Его покаяния и раскаяния. Воля человека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Это
Относится к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствием недостаточного знания раба