Люди из Саркела (Белая Вежа, X—XII вв.)
С 1934—1936 гг. М.И. Артамонов рядом систематических экспедиций на нижнем Дону близ станицы Цимлянской в районе предполагаемого хазарского города Саркела производил раскопки курганов. Им раскопан большой курган, расположенный у левобережного городища, у хутора Среднего, и 16 мелких курганов поблизости от городища. По данным автора раскопок, все погре- бения как большого, так и малых курганов относятся к X—XII вв. и принадлежат населению г. Саркела (Белая Вежа). Это время упадка хазарского царства, последний этап его существования. Громадный остеологический материал, добытый М.И. Артамоновым, обработан В.В. Гинзбургом. Всего в данном кургане вскрыто 230 погребений, обработано 143 (75 мужских, 51 женских и 17 детских черепов). В малых курганах найдено 15 мужских и 3 женских черепа. Очень жаль, что В.В. Гинзбург в своей публикации дает только суммарные цифры большого и малых курганов. Эти обобщенные материалы, к сожалению, не могут быть мною использованы, так как не дают характеристики этнического типа. Одновременно В.В. Гинзбург отмечает, что в мелких курганах более отчетлив антропологический тип, чем в большом кургане. Дифференцированное описание одноименного по антропологическому типу материала дало бы, конечно, больше, чем обобщенные средние, полученные в результате случайной территориальной близости при захоронении. Крайне интересны выводы, полученные на основании индивидуальных измерений. К сожалению, В.В. Гинзбург только ссылается на этот материал, но не приводит цифр. Интересен анализ антрополо- гического состава погребения.
Большой курган. 40 европеоидных черепов, 10 монголоидных, 9 переходных.
Малые курганы. 7 монголоидных, 6 европеоидных.
Европеоидные черепа делятся на: 1) брахикефалов — 16, 2) долихокефалов — 15, 3) мезоке-
фалов — 8.
Рассматривая эти два основных типа европеоидов, В.В. Гинзбург первую группу брахи- кефальных черепов склонен относить к типу среднеазиатского междуречья, второй долихо- кранный тип — к северо-славянскому.
Нас особенно интересует в свете наших работ череп долихокранный славянского типа, опи- санный В.В. Гинзбургом за номером 2, так как он был основой для создания реконструкции славя- нина из Саркела, видимо, одного из дружинников Святослава. Взятый череп отличается яркой формой долихокранности, в горизонтальной проекции овоидный, невысокий, сводчатый, с невы- ступающим затылком, со слабым валиком. Надбровье отчетливо развито, что усиливается покато- стью лба, асимметричный нос резко выступает, глазницы округлые, высокие; грушевидное отвер- стие удлиненное, подносовой шип хорошо развит. Ширина альвеолярных дуг значительная. Лицо узкое, пентагональной формы, нижняя челюсть массивная с сильным рельефом широкой восхо- дящей ветви. Кости лицевого скелета плотные, с сильными отчетливыми гребнями. Восстановлен- ное по данному черепу лицо характеризуется четкостью моделировки мускулов лица и представ- ляет собою типический пример северо-славянского этнического типа (череп № 570-105).
В этом же длинном кургане было вскрыто захоронение. Обнаруженный здесь череп, несо- мненно, свидетельствовал о монголоидной примеси, вероятно, южно-азиатского происхождения. Этот метисированный тип представляет собою определенную антропологическую категорию, ко- торую следует, видимо, отождествлять с половцами. В.В. Гинзбург склонен этот монголоидный тип считать потомком пришельцев из Восточной Азии кочевых гунно-турецких племен, которые в свое время представляли основную правящую верхушку образовавшегося хазарского каганата.
Не опровергая восточно-азиатское происхождение данного этнического типа, считая, что он действительно мог быть основным элементом хазарского состава племен, одновременно не могу согласиться с тем, что данный тип можно рассматривать как представителя антропологического типа гуннского племени. Гунны, если судить об их антропологическом типе по данным из извест- ного Кенкольского могильника, имели в своей основе совершенно иные истоки.
Гунны из Кенкола, насколько можно судить по предварительному ознакомлению с кранио- логическим материалом, в своей основе представляют несколько измененный европеоидный па- миро-ферганский тип, с примесью южно-азиатского монголоидного элемента. Брахикефальные черепа из Саркела имели в своей основе антропологический тип, отличный от памиро-фер-
Рис. 81. Люди из Саркела — Белая Вежа. Вверху — славянин, внизу — половец.
ганского. Мне представляется, что ближайшие ему аналогии следует искать в брахикефальном ти- пе Зливкинского могильника или в более древних аналогах, сравнивая их с черепами поздних сар- мат из курганов нижнего течения Волги. Наличие монголоидной (восточно-азиатской) примеси в черепах Саркела невелико, о чем свидетельствует реконструкция головы по черепу № 5701-140 из длинного кургана (рис. 81).