I. Надежда спастись, ведя праведный образ жизни
1. Это самое распространенное заблуждение. Даже среди тех, кто называют себя христианами, много таких, которые надеются, что могут быть приняты Богом, живя по-христиански. Людей, которые полагаются на свою собственную праведность, как на путь к спасению, легко распознать по их словам: "Я стараюсь изо всех сил" "Я делаю больше хорошего , чем плохого" "Я не очень большой грешник" "Я никогда не делал ничего особенно плохого" Эту ошибку следует исправлять с помощью Писания:
"Однако же, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. " (Гал. 2:16)
Прочитав этот стих вы, можете сказать своему собеседнику:
- Итак, вы надеетесь, что благодаря вашим делам, вашей жизни и репутации, вы сможете получить оправдание и быть принятым Богом? Но Бог в этом стихе говорит, что "делами закона не оправдается никакая плоть"
Развивайте эту мысль дальше:
"Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Римл. 3:19,20)
Обратите внимание вашего подопечного, что в этом отрывке опять говорится, что "делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть" Кроме того, целью закона является заградить всякие уста. Затем предложите прочитать Гал. 3:10:
"А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона".
Перед тем, как он прочитает этот стих, скажите ему:
- Мне хотелось бы, чтобы вы прочитали стих из Слова Божьего, в котором говорится о том, как Бог смотрит на того, кто пытается спастись, ведя праведный образ жизни, т.е. на вас.
Затем дайте ему прочитать этот стих. После того, как ваш собеседник прочтет его, спросите, под чем он находится по словам Бога. Остановитесь на этом вопросе, пока он не поймет, что надеясь спастись через добрые дела, он находится под проклятием.
Можно также обратиться к Иак. 2:10:
"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем"
Перед тем, как ваш собеседник прочитает стих, вы можете сказать:
- Хорошо. Если вы собираетесь спастись благодаря собственной праведной жизни, давайте рассмотрим, каковы же Божьи требования к праведности человека, надеющегося спастись на этом основании.
После того, как ваш подопечный прочитает этот стих, объясните ему, что если он собирается спастись по закону, то должен соблюсти весь закон. Если же он согрешит в одном чем-нибудь, то становится виновным во всем.
Матф. 5:20 - стих, в котором говорится какой праведности требует Бог:
"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное".
Из этого стиха видно, что никакая человеческая праведность не отвечает требованиям Бога. И если человек действительно хочет спастись, он должен найти какой-то другой путь спасения. Иногда, когда вы обращаетесь к этому месту из Писания, неплохо сказать:
- Вы не отдаете себе отчета в том, какой праведности требует Бог, иначе вы бы так не говорили. А теперь давайте обратимся к Слову Божьему и посмотрим, какой же праведности требует Бог.
2. В беседе с этой категорией людей можно пойти другим путем и предложить следующие места из Писания:
"Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Луки 16:15).
"В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа" (Римл. 2:16).
"Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его ; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Царств. 16:7).
Из этих отрывков ясно, что Бог смотрит на сердце человека. Сосредоточьте внимание вашего подопечного на этом вопросе. Каждый человек, оставшись с этим вопросом наедине, должен затрепетать, потому что он знает, что независимо от того, как выглядит его жизнь снаружи, его сердце не выдержит испытывающего взгляда Святого всевидящего ока. Каким бы праведником ни казался человек, это не должно нас сбивать с толку, потому что в глубине каждого сердца есть сознание греха. Все, что нам надо сделать, это коснуться этой струны. Совесть каждого человека - на нашей стороне.
3. Тем, кто надеется спастись с помощью собственных праведных дел, можно также предложить Матф. 22:37, 38:
"Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим": - сия есть первая и наибольшая заповедь."
Вы можете сказать своему собеседнику:
- Если вы думаете, что можете спастись праведными делами, то вы глубоко заблуждаетесь и лелеете напрасные надежды. Вы далеки от того, чтобы жить праведной жизнью, потому что вы не исполняете первую и величайшую заповедь Божью.
Конечно он может сразу не поверить вам. Но вы обратите его внимание на упомянутый отрывок и покажите что же является первой и величайшей заповедью и спросите, исполнил ли он ее. Этот отрывок может оказаться особенно полезным, если ваш собеседник скажет: "Я стараюсь изо всех сил" или если он скажет: "Я делаю больше добра, чем зла" Вы можете сказать ему:
- Вы глубоко заблуждаетесь. Делая больше добра, чем зла, вы не исполняете первую и величайшую из Божьих заповедей.
А затем дайте ему прочитать Матф.22:37-38.
4. Существует четвертый метод убеждения людей этой категории - это Евр. 11:6 и Иоан. 6:29:
"А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает".
"Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал".
В эти отрывках говорится, что Бог требует одного - веры. Дело Божье - чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал, и без этой веры угодить Богу невозможно, чем бы человек не владел.
Чтобы показать, что неверие в Иисуса Христа - самый большой грех, можно также обратиться к Иоан. 16:9:
"О грехе, что не веруют в Меня"
5. Можно воспользоваться еще одним методом убеждения - с помощью Иоан. 3:36:
"Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем".
Из этого стиха ясно, что дар вечной жизни зависит исключительно от того, принял человек Иисуса Христа или нет. В Евр. 10:28,29 говорится, что тот, кто попирает Сына Божия, понесет самое тягчайшее наказание за этот грех:
"Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?"
Перед тем, как обратиться к этому отрывку, можно сказать:
- Вы считаете себя хорошим человеком, но знаете ли вы, что вы совершаете самый ужасный грех в глазах Божьих, который может совершить человек.
Если он ответит: "Я так не думаю", скажите ему:
- Разрешите, я покажу вам из Слова Божьего, что вы являетесь таковым.
Затем откройте Писание и прочитайте этот отрывок очень серьезно и вдумчиво.
Луки 18:10-14 очень полезный отрывок для человека, убежденного в своей праведности. Вы можете сказать такому человеку: "В Библии описан человек точно такой, как вы. Он тоже надеялся на то, что будет принят Богом на основании самоправедности. И ему, как и многим другим, было что предоставить Богу. Но давайте посмотрим, каков ответ Бога.
Затем дайте ему прочитать этот отрывок.
Всех, кто надеется спастись через собственную праведную жизнь, нужно привести в присутствие Божие, потому что в Его святом присутствии любая самоправедность тает на глазах. (см. Ис. 6:5 и Иова 42:5,6). Но как привести человека в присутствие Божье? Это можно сделать, показав ему места из Писания, говорящие о святости Бога, молясь, чтобы Дух Святой открыл его разум для понимания этих истин.
Хорошо, если это возможно, чтобы человек помолился. Многие люди, упорно отстаивающие свою непогрешимость перед Богом, давали волю слезам на коленях перед Богом в Его присутствии.
II. "Бог слишком благ, чтобы осудить кого бы то ни было"
Так часто думают представители другой группы людей, которые лелеют напрасные надежды.
1. Когда вам скажут что-нибудь подобное, вы можете ответить:
- Мы ничего не знаем о доброте Божьей, кроме того, что говорит об этом Библия. Если мы откажемся от Библии, то у нас не будет убедительного доказательства, что Бог есть любовь и, следовательно мы не сможем строить свои надежды на Его благости. Но если мы принимаем Библейское утверждение, что Бог есть любовь, мы должны также принять и Библейское представление о доброте Божьей. Тогда давайте обратимся к Библии, чтобы выяснить, какова же доброта Божья.
Затем предложите вашему подопечному Римл. 2:4,5:
"Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога".
Когда ваш собеседник прочитает стих, вы можете сказать ему:
- В этом стихе говорится о цели Божьей благости. Что это за цель?
- Привести нас к покаянию.
- Что же, согласно этому стиху, ждет нас, если мы будем препятствовать тому, чтобы благость Божья вела нас к покаянию, если будем попирать ее ногами и делать ее оправданием наших грехов?
Ответ на этот вопрос он сможет найти в пятом стихе. Не идите дальше, пока ваш подопечный не поймет, что, если мы пренебрегаем богатство благости, то мы сами себе собираем гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.
Вы также можете обратиться к Иоан. 8:21,24 и Иоан.3:36 и показать вашему собеседнику, что какими бы хорошими мы ни были, если мы не имеем живой веры в Иисуса Христа, мы умрем во грехах наших, и не будем там, где Иисус Христос, и не увидим жизни, но гнев Божий будет пребывать на нас.
2. Можно беседовать по-другому и показать вашему собеседнику, что не столько Бог осуждает человека, сколько человек сам навлекает на себя осуждение, потому что не приходит в покаянии ко Христу и не принимает дар жизни, несмотря на Божью благость. С этой целью можно предложить 2 Петра 3:9-11:
"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам."
Иоан. 5:40 - еще один стих, который можно использовать таким же образом:
"Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь"
Донесите до сознания вашего собеседника, что если кто-то не принимает жизни вечной, то это происходит потому, что он не хочет прийти ко Христу и что тем самым люди сами себя обрекают на осуждение, несмотря на Божью благость. Таким же образом можно использовать и Иезек. 33:11:
"Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?"
Иногда следует сказать:
- Вы правильно считаете, что Бог не желает осуждать никого. Более того, Он предлагает вам жизнь даром. Но здесь есть одна трудность. Давайте откроем Иоан. 5:40 и посмотрим, в чем же заключается эта праведность. После того, как ваш подопечный прочитает этот стих, вы можете сказать:
- Вы видите теперь, что трудность состоит не в том, что Бог желает осудить вас, а в том, что вы не хотите прийти ко Христу, чтобы иметь жизнь.
3. Если эти методы не помогут, очень действенным может оказаться 2 Петра 2:4-6,9:
"Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам"
"То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания "
Перед тем, как предложить этот отрывок, вы можете сказать:
- Лучше всего судить о том, что сделает Бог, по Его делам в прошлом, а не строить предположения.
Затем дайте вашему подопечному прочитать этот отрывок. После того, как он прочитает его, спросите:
- Что сделал Бог с согрешившими ангелами? Что Он сделал с миром нечестивых во дни Ноя? Что Он сделал с нечестивыми жителями Содома и Гоморры? Чего тогда следует ждать вам от Бога, несмотря на все ваши теории о Его характере и поступках?
Сказать об этом следует очень деликатно, с искренней убежденностью и со всей серьезностью, и не превращать этот вопрос в предмет для дискуссий. Далее можно сказать:
- Бог не оставил нас теряться в догадках насчет того, что же произойдет с теми, кто упорно не желает раскаяться. Об этом Он просто говорит в Матф. 25:41,46:
"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его."
"И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"
Далее вы можете сказать, что Бог все еще проявляет долготерпение по отношению к человеку, но Его действия в прошлом говорят о том, что терпению этому приходит конец и наступает день, когда Бог наказывает, несмотря на все человеческие сомнения в Его слове и Его суровости по отношению к тем, кто упорно не желает раскаяться. Вы можете использовать 2 Пар. 36:11-21, как иллюстрацию к этой мысли.
4. Иногда неплохо добавить ко всем вышеперечисленным отрывкам еще и Иоан. 3:18,19:
"Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы"
Перед тем, как ваш собеседник прочитает этот отрывок, вы можете сказать:
- Вы говорите, что Бог слишком добр, чтобы осудить кого-либо, но истина заключается в том, что вы уже осуждены. И дело не в том, что произойдет с вами в будущем. Речь идет о вашем настоящем состоянии перед Богом.
Когда ваш подопечный прочитает отрывок, спросите его:
- Когда неверующий подпадает под осуждение?
- Он уже осужден.
- Почему он уже осужден?
- Потому что "свет пришел в мир, но он возлюбил более тьму, нежели свет".
5. Луки 13:3 - очень эффективный стих в некоторых случаях. Он показывает, как благой Бог поступает с теми, кто настойчиво грешит. Этот стих можно использовать следующим образом:
- Вы говорите, что Бог - слишком добр, чтобы осудить кого бы то ни было, но давайте посмотрим, что же Сам Бог говорит об этом в Своем Слове.
Затем откройте Библию и прочитайте:
"...но если не покаетесь, все так же погибнете" (Луки 13:3)
Повторите этот стих многократно, пока он не дойдет до сознания вашего подопечного.
Однажды один ревностный миссионер из восточной части Нью-Йорка проводил встречу в одной из деревень. В этом месте жил одни человек, который ужасно хотел вовлечь миссионера в дискуссию. Но миссионер всегда отвечал, что слишком занят для того, чтобы спорить. Однажды этот человек пришел в дом, куда был приглашен также и миссионер. Человек очень обрадовался, потому что наконец-то получил возможность поспорить с миссионером. Он начал с традиционного аргумента, что Бог слишком добр, чтобы осудить кого-либо. После того, как поток красноречия человека иссяк, миссионер просто сказал:
- Я слишком занят, чтобы вступать в споры, но я хочу сказать вам только одно: "если не покаетесь, все так же погибнете".
Человека это немного разозлило, но он ответил насмешливо:
- Это не аргумент. Это просто цитата из Библии.
Затем он снова обрушил поток слов на миссионера. Когда он наконец закончил свою вторую речь, миссионер просто сказал:
- У меня нет времени для споров, но я просто хочу вам сказать, что "если не покаетесь, все так же погибнете".
Человек снова насмешливо улыбнулся и излил очередную порцию так называемых аргументов. Когда он закончил говорить, миссионер снова сказал:
- У меня нет времени на споры. Я просто хочу вам сказать, что "если не покаетесь, все так же погибнете". Сейчас мне пора идти, но разрешите вас заверить, что вы не сможете забыть, что я вам сказал.
Человек рассмеялся, сказав, что забудет об этом довольно быстро, потому что миссионер не привел никаких аргументов, а просто цитировал Библию. На следующий день в дверь миссионера раздался стук. Когда дверь открылась, вошел собеседник миссионера. Миссионер сказал:
- У меня нет времени для споров.
- О, господин, - сказал посетитель, - я пришел не спорить с вами. Вы были правы вчера, когда сказали, что я не смогу забыть того, что вы мне сказали, Я чувствую, что это правда и если я не покаюсь, то погибну. Я пришел спросить, что я должен сделать, чтобы спастись.
Миссионер показал этому человеку путь жизни, в результате чего он стал истинным верующим во Христа и проповедником истины, которую он пытался ранее опровергнуть.
III. "Я пытаюсь быть христианином"
К третьей группе людей, лелеющих напрасные надежды, можно отнести тех, кто говорит:
- Я пытаюсь быть христианином.
1. Покажите вашему собеседнику, что спасает вера, а не попытки быть христианином. С этой целью обратитесь к Ис. 12:2:
"Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение"
Когда он прочитает этот стих, спросите, говорит ли пророк: "Я пытаюсь"
- Нет, он говорит:"уповаю на Него".
Деян. 16:31 - еще один стих, который говорит, что спасают не попытки быть христианином, а вера в Иисуса Христа:
"Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой"
Иоан. 1:12 - очень полезный стих. Перед тем, как использовать его, вы можете сказать:
- Бог не требует от вас, чтобы вы пытались быть христианином или пытались вести более достойный образ жизни или вообще пытались что-либо делать. Он требует, чтобы вы просто приняли Иисуса Христа, Который уже сделал все.
Затем дайте вашему собеседнику прочитать стих и скажите:
- Может быть вы хотите прекратить ваши попытки и просто принять Иисуса Христа вашим Спасителем?
Четко объясните, что это значит и сосредоточьте внимание вашего собеседника на этой мысли.
2. Можно беседовать с этой категорией людей и по-другому: покажите вашему подопечному, что спасают не попытки сделать то, что в наших силах, а вера в то, что Иисус Христос уже сделал. Для этой цели обратитесь к Римл. 3:23-26:
"Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса"
Когда ваш собеседник прочитает отрывок, спросите его:
- Учит ли этот отрывок оправданию через попытки что-либо сделать?.
- Нет.
- Тогда каким же образом мы получаем оправдание?
Не продолжайте, пока он не ответит: "Мы получаем оправдание даром, по благодати его, искуплением во Христе Иисусе". Помогите ему увидеть, что мы получаем оправдание, выполнив простое условие - поверив.
Римл. 4:3-5 - еще один полезный отрывок, который можно использовать таким же образом:
"Ибо что говорит Писание? "поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность"
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу;
А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность"
Из этого отрывка ясно, как день, что нас оправдывают не наши дела, а наша вера в Иисуса Христа. Таким же образом можно использовать Деян. 10:43, и 13:38.
3. Неплохо, если вы покажете также вашему подопечному, что нас спасают от власти греха не наши усилия, а вера в силу Христа. Чтобы эта мысль стала понятной, обратитесь к следующим местам из Писания:
"Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости" (Иуды 24)
"Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?" (1 Иоан. 5:4,5)
"По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим. 1:12)
"Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Петра 1:5)
IV. "Я чувствую себя спасенным" или "Я чувствую, что попаду на небеса"
Очень и очень многие люди из этой категории думают, что им открыта дорога на небеса только потому, что они чувствуют себя спасенными или чувствуют, что они попадут на небеса.
1. Первое, что необходимо сделать, когда имеешь дело с этой категорией людей, это показать им полную несостоятельность чувств в качестве основания для надежды. Иер. 17:9 - отличный стих в подобном случае:
"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?"
Затем предложите Притч. 14:12:
"Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти"
Прочитав последний отрывок, вы можете сказать вашему собеседнику:
- Путь, по которому вы идете, кажется вам прямым, вам кажется, что он ведет в небеса. Но что в этом отрывке говорится о путях, которые кажутся человеку прямыми?
- Конец их - путь к смерти.
Затем донесите до сознания вашего собеседника, что нельзя возлагать свои надежды ни на что менее надежное, чем Слово Божье. Можно обратиться также к Луки 18:9-14. Вы можете сказать:
- Библия рассказывает о человеке, который чувствовал себя спасенным, чувствовал, что попадет на небеса. Давайте прочитаем о нем.
Затем дайте ему прочитать историю о фарисее и покажите, что тот не был спасен, несмотря на свою самоуверенность. Можно привести также Ис. 55:8, чтобы подчеркнуть, что Божьи мысли - не наши мысли. И в то время, когда мы думаем, что спасены, Бог ясно видит, что это не так.
2. Показав, как мало мы можем быть уверены в наших чувствах, укажите на истинное основание для надежды, а именно Слово Божье. С этой целью обратитесь к Титу 1:2:
"В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен."
Вы можете сказать:
- Павел имел надежду на вечную жизнь. На чем строилась его надежда?
- На неизменном Слове Бога.
Затем скажите вашему собеседнику:
- Хотите иметь надежду, которая построена на этом надежном основании?
Откройте для него Иоан. 3:36. В этом стихе ясно говорится, как обрести такую надежду. Однажды я беседовал с одной женщиной, которая за несколько недель до того потеряла своего единственного ребенка. Сразу после смерти ребенка она очень интересовалась вопросом своего спасения, но затем этот интерес пропал. Я задал ей вопрос:
- Разве вы не хотите попасть туда, где сейчас находится ваш ребенок?
Она ответила:
- Я надеюсь на это.
- Что заставляет вас думать именно так? - спросил я. Она ответила:
- Я чувствую это. Я чувствую, что попаду на небеса, когда умру.
Тогда я спросил ее, может ли она указать в Слове Божьем место, которое дает ей основание верить, что она попадет на небеса, когда умрет. Она ответила, что нет. Повернувшись ко мне, она в свою очередь начала задавать вопросы мне:
- А вы надеетесь попасть на небеса, когда умрете?
- Да, я знаю, что попаду.
- Откуда вы знаете? Разве Бог известил вас об этом?
- Да, - ответил я и обратился к Иоан. 3:36. Тогда она увидела разницу между верой, основанной на ее чувствах и верой, которая зиждется на Слове Божьем.