Почему Аллах не послал к людям ангелов?
Глава 5. Качества посланников.
Рассматриваемые вопросы в главе:
Посланники — люди.
Люди приспособлены к тому, чтобы быть посланниками Всевышнего.
Почему Аллах не послал к людям ангелов?
Посланники и пророки были людьми... Что из этого следует?
Пророков постигают испытания и беды.
Пророки занимаются тем же, чем и остальные люди.
Посланники не обладали качествами, присущими Аллаху или ангелам.
Человеческое совершенство.
Совершенство внешнего облика.
Различия во внешнем виде.
Совершенство нрава.
Посланники — люди самого благородного происхождения.
Все посланники были свободными.
Способности и дарования.
Посланники — самые покорные, праведные и богобоязненные рабы Аллаха.
Все посланники были мужчинами.
Почему все посланники были мужчинами?
Женщины и пророчество.
19 Особенности пророков, отличающие их от других людей:
Откровение
Глаза пророков спят, но не спят сердца их.
Земля не пожирает тела пророков.
Пророки остаются живыми в своих могилах.
Посланники — люди.
Мудрый Господь пожелал, чтобы посланники, которых Он направлял к людям, также были людьми: «Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы»». Сура 18 «Пещера», аят 110
Люди приспособлены к тому, чтобы быть посланниками Всевышнего.
Люди, считающие нецелесообразным то, что Аллах сделал посланниками именно людей, просто не оценили способности и возможности человека должным образом. На самом деле человек отлично приспособлен к тому, чтобы исполнять эту великую миссию и нести подобную ответственность — ответственность, которую отказались взять на себя даже небеса, земля и горы: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным».Сура 33 «Союзники», аят 72.
Те, кто считал неподходящим избрание человека в качестве посланника Господа, смотрели только на внешний вид человека. Ведь человек представляет собой тело, которое нуждается в пище, питье и сне... У человека много разных потребностей, и он вынужден тратить силы и время на их удовлетворение: «Они сказали: "Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам..."»(сура 25 «Различение», аят 7).
При этом они не обратили внимания на сущность человека, на дух, который Всевышний Аллах вдохнул в это тело: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». Сура 15 «Хиджр», аят 29.
Именно этот дух отличает человека от всех остальных, и именно благодаря этому духу человек становится человеком и наместником Всевышнего на земле. Всевышний создал человека таким, чтобы Он мог связываться с ним через этот дух. А значит, нет ничего удивительного и странного в том, что Аллах избрал из числа этих людей, наделённых способностью принимать и усваивать передаваемое им Откровение, посланников для того, чтобы они, получив Откровение, выводили своих братьев и сестёр по человечеству на истинный путь каждый раз, как те свернут с него, и приходили им на помощь всякий раз, когда они нуждаются в помощи: «Посланники говорили им: «Мы — такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей Милостью того из Своих рабов, Кого пожелает». Сура 14 «Ибрахим», аят 11.
К тому же Всевышний Аллах подготавливает Своих избранников к пророчеству и посланничеству особым образом: «Я избрал тебя для Себя»(сура 20 «Та, ха», аят 41).
Посмотрите же на нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) — как Всевышний заботился о нём и оберегал его, несмотря на его бедность и то,что он был сиротой: «Разве Он не нашёл тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашёл тебя заблудшим и повёл прямым путём. Он нашёл тебя бедным и обогатил». Сура 93 «Утро», аяты 6-8.
Всевышний очистил его, отдалил от него скверну шайтана и извлёк из него долю шайтана, ещё когда он был совсем маленьким. Анас (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Джибриль пришёл к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует),когда он играл с другими мальчиками, взял его, извлёк из его груди сердце, вынул из него сгусток крови и сказал: «Это — доля шайтана в тебе». Затем он обмыл его сердце в золотом тазу водой Замзама, после чего возвратил его на место. Мальчики же в это время бросились к его молочной матери (Ею была Халима ас-Са'дийя) с криком: «Мухаммада убили!» Вернувшись, они увидели, что он очень бледен. Анас сказал: «И я видел шов на его груди» [Муслим].
Похожее происшествие упоминается и при описании прихода Джибриля к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) в ночь Вознесения: он явился к нему для того, чтобы подготовить его к вознесению на небеса. В хадисе о вознесении говорится: «Когда я был в Мекке, крыша моего дома разверзлась, и спустился Джибриль. Он рассёк мне грудь, промыл её водой Замзама, затем принёс таз, наполненный мудростью, и вылил его в мою грудь, после чего вернул ей прежний вид»[Бухари; Муслим].
Почему Аллах не послал к людям ангелов?
Враги посланников очень часто возражали им, не желая признавать то, что Аллах сделал Своими посланниками людей. Это удержало многих от того, чтобы уверовать: «Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?»
Сура 17 «Ночное путешествие», аят 94.
Онине захотели следовать за посланниками и принимать убеждения и законы, принесённые ими, потому что эти посланники были людьми, — они считали, что это для них будет явным убытком: «Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажетесь в убытке».Сура 23 «Верующие», аят 34.
«Они сказали: «Неужели мы последуем за одним из нас? В этом случае мы окажемся в заблуждении и пострадаем». Сура 54 «Луна», аят 24.
Люди стали говорить, что Аллаху следовало бы послать к ним ангелов, чтобы те передавали Его послание, находясь среди них, или, по меньшей мере, Ему следовало бы сделать так, чтобы каждого посланника из числа людей сопровождал посланник из числа ангелов: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: "Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?"»(сура 25 «Различение», аят 21).
Всевышний также сказал: «Они сказали: "Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему не был ниспослан вместе с ним ангел, который предостерегал бы вместе с ним?"»(сура 25 «Различение», аят 7).
Изучив имеющиеся у нас аяты и хадисы, мы можем ответить таким людям следующим образом.
1. Всевышний Аллах избрал в качестве посланников людей, ане ангелов потому, что это делает испытание серьёзнее. В хадисе-кудси сказано: «Поистине, Я послал тебя для того, чтобы испытать тебя и подвергнуть испытанию других посредством тебя» [Муслим].
2.
3. Избрание Всевышним людей в качестве посланников — почёт и дарование им превосходства: «Это— те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраиля, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали»(сура 19 «Марьям», аят 58).
3. Человек более приспособлен к тому, чтобы направлять и руководить, а также служить примером для других. Поистине, в том, что Всевышний посылал к людям посланников из их числа, заключена великая мудрость: ведь посланник-человек испытывает те же чувства, что и те, кого он призывает, проходит через те же испытания, что и они. Он понимает их боль и их надежды, он знает, чего они хотят, о чём мечтают, к чему стремятся. Он знает, в чём они нуждаются и что тяготит их... И он жалеет их, зная их слабость и несовершенство, и надеется, что они станут сильнее и сумеют победить свои слабости и недостатки. Он ведёт их за собой шаг за шагом. При этом он понимает и оценивает их побуждения, впечатления и то, как они внимают его призыву, потому что он — один из них. Он идёт вместе с ними по пути Аллаха, руководствуясь Его Откровением, а Всевышний помогает и содействует ему, и он идёт дальше, несмотря на всю тяжесть пути.
А люди, со своей стороны, видят, что человек вполне может справиться с возложенным на него, поскольку посланник такой же человек, как и они, и видят, что он возвышается вместе с ними и сам соблюдает все те нравственные нормы, совершает все те действия и исполняет все те обязанности, к исполнению которых призывает их и о которых он говорит им, что Сам Всевышний возложил на них эти обязанности. Он сам — живое воплощение тех убеждений, принять которые он их призывает. Его жизнь и его дела — это страница, открытая перед ними, с которой они могут переписывать строчку за строчкой и претворять в жизнь написанное на ней. И эта страница — посланник — постоянно находится среди них, и они следуют написанному на ней, потому что её воплощением является человек.
4. Ангелов увидеть сложно. Неверующие, говоря о том, что Аллаху следовало бы послать к людям ангелов, не понимают при этом природы ангелов, их устройства, их истинной сущности и не знают, насколько тяжко будет для них исполнение того, что они предлагают. Вступить в контакт с ангелами и увидеть их не так просто, как представляется некоторым. Даже Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует),который был лучшим из людей и при этом обладал огромной физической и духовной силой, когда он увидел Джибриля в его истинном облике, охватил такой ужас, что он вернулся домой, всё ещё дрожа от пережитого потрясения. Сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) находился в состоянии колоссального напряжения во время передачи Откровения. Именно поэтому его ответ неверующим был следующим: «В тот день, когда они увидят ангелов, для грешников не будет никакой благой вести»(сура 25 «Различение», аят 22).
Это потому, что неверующий видит ангелов, только когда находится при смерти или когда его постигает кара Всевышнего Аллаха, идень, в который он увидит ангелов, будет днём его погибели.
Направление к людям посланников из их числа было необходимым, поскольку это позволяло людям общаться с посланником и понимать сказанное им. А если бы посланники были из числа ангелов, у людей не было бы такой возможности.
«Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?» Скажи: «Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела».Сура 17 «Ночное путешествие», аяты 94-95.
Если бы на земле жили ангелы, Аллах направил бы к ним посланников из их числа. Но поскольку землю населяют люди, милосердие Всевышнего и Его мудрость предполагает, что посланники, направляемые к людям, должны быть из их числа: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 164).
Поскольку для людей это достаточно тяжкое испытание — видеть ангелов, вступать в контакт с ними и воспринимать передаваемое ими, то, если бы Аллах пожелал направить к людям ангела в качестве посланника, Он превратил бы этого ангела в человека: «Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы всё равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чём они сомневаются». Сура 6 «Скот», аят 9.
В этом аяте Аллах сообщает нам о том, что если бы Он послал к людям ангела, Он придал бы ему облик человека и наделил бы его всеми необходимыми свойствами для того, чтобы люди могли свободно разговаривать с ним и перенимать от него передаваемое им знание. А в этом случае люди растерялись бы, не понимая, (кто же всё-таки перед ними — ангел или человек) [Ибн Касир. Тафсир].
Ведь посланник пришёл в человеческом облике, так каким же способом можно убедиться в том, что на самом деле он ангел? А если всё обстоит таким образом, тогда нет никакого смысла посылать к людям ангела в человеческом облике. К тому же посланием ангела не достигается главная цель направления к людям посланников. Ведь посланник-ангел не может понять всё то, что чувствуют люди, ему это чуждо, поскольку ангельская природа отличается от человеческой, пусть даже ангел и способен принимать облик человека.