Материал и оборудование. Фиксированные беззубки, влажные препараты вскрытых беззубок

Фиксированные беззубки, влажные препараты вскрытых беззубок, препараты глохидия, фиксированные кальмары, бинокуляры, препаровальные ванночки и иглы, ножницы, бритвы, булавки, раковины различных двустворчатых.

Основные термины по теме "Моллюски"

Раковина: - инволютная - эволютная - дексиотропная - лейотропная Лигамент Осфрадии Периостракум Гипостракум Радула Остракум Гектокотиль Ганглии: - церебральные - педальные - плевральные - париетальные - висцеральные - буккальные - брахиальные - мантийные Хиастоневральная система Сифоны Перикард Замок: - таксодонтный - гетеродонтный Хрустальный столбик Мантийный комплекс Эпиневральная система Мантия Велигер Глохидий Биссусная железа Ктенидии Сперматофор

Вопросы к итоговому занятию по теме: " Моллюски"

1. Прогрессивные особенности организации типа моллюсков по сравнению с кольчатыми червями.

2. Общие черты организации моллюсков и кольчатых червей как трохофорных целомических животных

3. Проявление первичной и вторичной метамерности строения у низших групп моллюсков, боконервных и моноплакофор.

4. Филогенетическое значение класса моноплакофор.

5. Нарушение билатеральной симметрии у брюхоногих моллюсков и ее морфо функциональные причины.

6. Экологическая радиация брюхоногих и их морфо-функциональные адаптации.

12. Адаптации двустворчатых моллюсков к роющему образу жизни и биофильтрации.

12. Типы размножения и развития моллюсков.

13. Экологическое значение моллюсков в водных и сухопутных экосистемах.

9. Промысловое значение моллюсков.

10. Экологическая радиация двустворчатых моллюсков.

11. Прогрессивные черты организации головоногих моллюсков как активно плавающих морских хищников.

12. Филогения и экологическая радиация головоногих.

13. Филогенетическое значение подкласса наутилид.

14. Филогения моллюсков и направления их экологической специализации.

ЗАНЯТИЕ 15

Тип Членистоногие – Arthropoda

У большинства членистоногих имеются ноги. Характерна толстая кутикула и линьки. Стенки целомических мешков перестают быть сплошными, и целомическая полость сообщается со схизоцельными пространствами, образуя миксоцель. Органы выделения ‑ целомодукты и мальпигиевы трубки. Целомодукты открываются в остатки целома, а не в миксоцель. Кровеносная система незамкнута, есть сердце. Надо обратить внимание на независимое усложнение и усовершенствование мозга и органов чувств у разных групп членистоногих. Другое направление эволюции, которое свойственно всем членистоногим ‑ укорочение тела и нервной цепочки, сокращение числа сегментов, их специализация и разделение тела на отделы, разные в различных классах.

Подтип Жабродышащие - Branchiata

Класс Ракообразные – Crustacea

При изучении ракообразных следует обратить внимание на их панцирь (carapax), на наличие акрона, антенн I на первом, антенн II – на втором ларвальном сегменте; для них характерно разное разделение на голову, грудь и брюшко; на листовидность (а не двуветвистость) конечностей у примитивных форм; и на червеобразность низших раков, имеющих большое число одинаковых сегментов.

Подкласс Жаброноги - Branchiopoda

1. Отр. Жаброноги – Anostraca 2. Отр. Листоногие - Phyllopoda

Жаброног - Branchipus stagnalis Подотр. Щитни - Nоtostrаса

Артемия - Artemia salina Щитень - Triops cancriformis

Подотр. Ветвистоусые –Cladocera

Дафния - Daphnia pulex

Подкласс Максиллоподы - Maxillopoda

1. Отр. Веслоногие – Copepoda 2. Отр. Усоногие - Cirripedia

Циклоп - Cyclops sp. Морской желудь - Balanus sр.

Подкласс Высшие раки – Malacostraca

Отр. Десятиногие ‑ Decapoda

Речной рак ‑ Astacus sp.

Задания

1. Наблюдать движение циклопов в воде. Наблюдать движения науплия артемии и движения дафнии.

2. Научиться препарировать морского желудя.

3. Рассмотреть и зарисовать:

· самку циклопа (антеннулы, антенны, науплиусов глазок, головогрудь, свободные грудные сегменты, брюшко, фурку, кишечник, продольные мышцы груди, яичник, яйцевой мешок);

· внешний вид балануса (подошву, парные и непарные боковые пластинки, крышечку);

· балануса с удаленной боковой стенкой (грудные конечности, ротовое отверстие, мантию, грудной отдел, мускулы пластинок, яичник, яйцевод);

· жабронога сбоку (антеннулы, антенны, сложные глаза, науплиусов глазок, грудные конечности, просвечивающий кишечник, головной придаток, брюшко, вилочку);

· грудную конечность жабронога (жаберные лопасти, плавательные волоски);

· щитня со спинной (щит, брюшко с вилочкой, глаза) и с брюшной (антеннулы, верхнюю губу, мандибулы, первую грудную конечность, плавательные ножки) сторон;

· дафнию сбоку (голову, антеннулы и антенны, сложный глаз, науплиусов глазок, карапакс с шипом, печеночный вырост, кишечник, сердце, яичник, выводковую камеру, брюшко, анус, грудные ножки с жаберными придатками).

4. Научиться:

· определять пол речного рака;

· вычленять конечности и вскрывать речного рака.

5. Рассмотреть и зарисовать:

· речного рака со спинной стороны (рострум, антеннулы, антенны, фасеточный глаз, клешни, ходильные ноги, карапакс, затылочную борозду, жаберно-сердечные борозды, брюшко, тельсон, плавательные пластинки);

· вычлененные конечности одной стороны (указать их функцию);

· вскрытого речного рака (желудок, жевательный мускул, печень, сердце с остиями, глазную, антеннальную и верхнюю брюшную артерии, гонаду, жабры);

· нервную систему речного рака (надглоточный и подглоточный ганглии, окологлоточную коннективу, сближенные 5-й и 6-й грудные ганглии, брюшные ганглии, перерезанный пищевод, мочевые пузыри).

6. Рассмотреть других представителей высших раков.

Вопросы к занятию

1. Назовите основные черты строения и развития ракообразных.

2. В чем биологический смысл цикломорфоза у ветвистоусых.

3. Опишите строение двуветвистой конечности ракообразных. Которая из этих ветвей имеется в других подтипах?

4. Каково хозяйственное значение веслоногих.

5. Назовите особенности строения усоногих, обусловленные прикрепленным образом жизни.

6. Разнообразие сегментации тела в пределах класса ракообразных

7. Размножение и развитие высших раков.

8. Чем состав тела ракообразных отличается от такового у других членистоногих?

Наши рекомендации