Опорно-двигательный аппарат
(методические указания для самостоятельной работы
на внеаудиторных занятиях
по дисциплине «Анатомия человека»
для студентов специальности 060103 «Педиатрия»)
Красноярск
Занятие №1. Организация учебного процесса на кафедре анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки: типичный позвонок.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Анатомическая терминология. 2. Оси и плоскости. 2. Строение типичного позвонка. | Иметь представление о фило- и онтогенезе скелета. Знать основные анатомические термины. Знать строение типичного позвонка. Уметь показать на препаратах анатомические образования позвонка. | Расположить относительно скелета оси и плоскости, оценить расположение анатомических образований по отношению к этим плоскостям. Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков. |
Занятие №2. Шейные, грудные, поясничные позвонки; крестец, копчик.
Ребра, грудина.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Общие данные о скелете, фило- и онтогенезе костей. 2. Анатомическое строение шейных, грудных, поясничных, крестцовых, копчиковых позвонков. 3. Анатомическое строение грудины, ребер. | Иметь представление о стадиях развития кости, точках окостенения позвонков, ребер, грудины. Знать отличительные особенности позвонков различных отделов позвоночного столба. Уметь находить все анатомические элементы позвонков, ребер и грудины. | Составить таблицу сроков окостенения. Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков. Указать анатомические отличительные особенности шейных, грудных, поясничных позвонков. Рассказать строение крестца. |
Занятие №3. Скелет верхней конечности. Скелет плечевого пояса: лопатка, ключица. Скелет свободной верхней конечности: плечевая кость.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Строение костей пояса верхней конечности: лопатки, ключицы. 2. Анатомия тела, проксимального и дистального конца плечевой кости. | Иметь представление об онтогенезе костей плечевого пояса. Знать анатомическое строение лопатки и ключицы. Знать анатомическое строение плечевой кости. Уметь показать на костных препаратах анатомические образования лопатки, ключицы, плечевой кости, назвать по-латыни. | Найти и показать все анатомические образования на препаратах согласно перечню практических навыков. Уметь определять принадлежность к правой или левой половине туловища лопатки, ключицы, плечевой кости. |
Занятие №4. Скелет свободной верхней конечности. Кости предплечья: лучевая и локтевая кости. Кости кисти.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Анатомическое строение костей предплечья: локтевой и лучевой. 2. Анатомическое строение кисти: проксимального и дистального ряда запястья, пястных костей, фаланг пальцев. | Иметь представление о фило- и онтогенезе скелета верхней конечности. Знать строение локтевой и лучевой костей. Знать строение костей запястья, пясти, пальцев. Уметь показать на костных препаратах анатомические образования костей предплечья и кисти. | Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков. Уметь дифференцировать кости предплечья (их отношение к правой или левой конечности). Собрать из набора костей скелет кисти. |
Занятие №5. Строение костей таза. Бедренная кость.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Анатомическое строение тазовой кости, ее частей: подвздошной, лобковой и седалищной кости. 2. Строение тела, дистального и проксимального конца бедренной кости. | Иметь представление о возрастных особенностях тазовых костей, бедра. Знать анатомическое строение костей пояса нижней конечности, бедра. Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования тазовых костей и бедренной кости. | Показать на костном препарате швы – места сочленения лобковой, седалищной и подвздошной кости. Определить принадлежность тазовой и бедренной кости к правой или левой половине туловища. Показать на костных препаратах анатомические образования согласно перечня практических навыков. |
Занятие №6. Скелет голени и стопы.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- онтогенез костей нижней конечности. 2. Анатомическое строение костей голени: большой и малой берцовой кости. 3. Строение стопы: кости предплюсны, плюсны, фаланги пальцев. | Иметь представление о возрастных особенностях гостей голени и стопы, их развитии. Знать анатомическое строение костей нижней конечности. Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования костей голени и стопы. | Найти и показать все анатомические образования согласно перечню практических навыков. Уметь определять принадлежность большой и малой берцовой кости правой или левой нижней конечности. Собрать скелет стопы из набора костей. |
Занятие №7. Итоговое занятие по теме «Остеология».
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1.Фило- и онтогенез костей туловища и конечностей. 2. Классификация костей. 3. Строение костей туловища и конечностей. | Иметь представление о развитии костей, зонах роста, точках окостенения. Знать анатомическое строение костей туловища и конечностей. Уметь описать кость согласно плана, назвать анатомические образования по-латыни, показать из на препаратах. | Определить принадлежность каждой изученной кости к правой или левой половине тела. Назвать отличительные особенности позвонков разных отделов позвоночного столба. Рассказать отличительные особенности 1 и 2 ребра. Найти на костных препаратах анатомические образования согласно перечню практических навыков. |
Занятие №8. Лобная, затылочная, теменная кости.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей мозгового черепа. 2. Анатомическое строение костей мозгового черепа: лобной затылочной, теменной. 3. Топография костей мозгового черепа. | Иметь представление о развитии костей мозгового черепа. Знать строение лобной, теменной, затылочной кости. Уметь назвать по-латыни и показать на костных препаратах анатомические образования костей мозгового черепа. | Рассказать анатомические особенности развития костей мозгового черепа. Назвать части лобной и затылочной кости. Найти на препарате черепа лобную, теменную, затылочную кость, их анатомические образования согласно перечню практических навыков (см. методические рекомендации для аудиторного занятия №8) . |
Занятие №9. Строение клиновидной и решетчатой костей.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей основания черепа. 2. Топография решетчатой и клиновидной кости. 3. Анатомическое строение решетчатой и клиновидной кости. | Иметь представление о развитии костей основания черепа. Знать анатомическое строение решетчатой и клиновидной кости. Уметь назвать по-латыни и показать на отдельных препаратах и целом черепе анатомические образования решетчатой и клиновидной кости. | Найти на препарате черепа решетчатую, клиновидную кость. Найти на препарате черепа все части клиновидной кости. Показать и назвать по-латыни отверстия клиновидной кости. |
Занятие №10. Строение височной кости. Каналы височной кости.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей черепа. 2. Части, анатомические образования височной кости. 3. Каналы височной кости. | Иметь представление о развитии костей основания черепа. Знать и уметь показать на препарате черепа части височной кости. Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования височной кости. Знать места входа и выхода каналов пирамиды височной кости, уметь показать их на препаратах черепа. | Показать на препарате черепа и назвать по-латыни анатомические образования поверхностей пирамиды височной кости. Назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования, являющиеся местом входа и выхода каналов пирамиды височной кости: - сонного; - лицевого; - мышечно-трубного; - барабанного; - канала барабанной струны; - сонно-барабанных канальцев; - сосцевидного. |
Занятие №11. Строение костей лицевого черепа.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей лицевого черепа. 2. Аномалии развития костей лицевого черепа. 3. Анатомическое строение костей лицевого черепа. 4. Топография костей лицевого черепа. | Иметь представление о развитии костей лицевого черепа. Знать строение костей лицевого черепа, их взаиморасположение на черепе. Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа кости лицевого черепа, их анатомические образования. | Перечислить и показать на препарате отростки верхней челюсти. Показать на препарате части и анатомические образования нижней челюсти. Показать на препарате черепа сошник, носовую кость, слезную кость, небную кость, ее части, нижнюю носовую раковину, скуловую кость, ее отростки. |
Занятие №12. Топография основания черепа.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей основания черепа. 2. Анатомические образования наружного основания черепа. 3. Топография черепных ямок. 4. Анатомические образования внутреннего основания черепа. | Иметь представление о развитии костей мозгового черепа. Знать топографию наружного и внутреннего основания черепа. Уметь назвать по-латыни и показать на препарате черепа анатомические образования наружного и внутреннего основания черепа. | Показать на препарате черепа и назвать по-латыни все анатомические образования наружного основания черепа. Показать на препарате черепа и назвать по-латыни все анатомические образования передней, средней и задней черепной ямки. Перечислить и показать части костей черепа, образующих черепные ямки внутреннего основания черепа. |
Занятие №13. Топография лицевого черепа.
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1.Фило- и онтогенез костей лицевого черепа. 2. Строение и сообщения скелета глазницы, полости носа, ротовой полости. 3. Строение стенок и сообщения височной, подвисочной и крыловидно-небной ямки. | Иметь представление о развитии костей лицевого черепа. Знать строение стенок глазницы, полости носа, ротовой полости, крыловидно-небной ямки, их сообщения. Знать функции, топографию и сообщения околоносовых пазух. Уметь показать на препарате черепа структуру полостей лицевого черепа, их сообщения, латинские названия. | Показать на препарате черепа и назвать по-латыни: - стенки и сообщения глазницы, - костные стенки и сообщения ротовой полости; - костные стенки и сообщения носовой полости; - стенки и сообщения височной, подвисочной и крыловидно-небной ямки. Объяснить функции околоносовых пазух. Рассказать строение носовых ходов. |
Занятие №14. Итоговое занятие по теме «Краниология»
Вопросы самоподготовки | Цель | Самоконтроль |
1. Фило- и онтогенез костей черепа. 2. Аномалии развития костей черепа. 3. Анатомическое строение отдельных костей черепа. 4. Топография костей лицевого и мозгового черепа. 5. Топография полостей черепа. | Иметь представление об особенностях развития костей мозгового и лицевого черепа. Знать анатомическое строение отдельных костей черепа, их взаиморасположение, анатомические образования. Уметь показать на препарате черепа и назвать по-латыни сообщения полостей черепа, структуру их стенок. | Рассказать топографию передней, средней и задней черепной ямки. Рассказать функции, топографию и сообщения околоносовых пазух. Показать на препарате черепа сообщения глазницы, полости носа, полости рта, крыловидно-небной ямки. Рассказать строение носовых ходов. |
Занятие №15. Соединения позвонков. Позвоночный столб в целом.