Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

· В учебной комнате студенты разбирают цель и задачи биомедицинской антропологии, роль конституциональной диагностики в оценке физического здоровья. Оборудование: 1. Карта антропометрического обследования; 2. Антропометрический инструментарий; 3. Учебные пособия: а) В.Г. Николаев с соавт. «Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека», Красноярск, 2005; б) В.Г. Николаев с соавт. «Антропологическое обследование в клинической практике», Красноярск, 2007; 4. Таблицы: «Диагностика соматотипов мужчин и женщин», «Измерение кожно-жировых складок», «Определение компонентного состава тела».

· В компьютерном классе, используя мультимедийные иллюстрации, закрепляют знания лекционного материала по теме.

Контроль конечного уровня знаний

Вопросы конечного уровня знаний – фронтальный или письменный опрос

1. Что входит в понятие «биологический возраст»?

2. Чем отличается биологический возраст от хронологического?

3. Схема возрастной периодизации.

4. Назовите сроки периода новорожденности, с чем они связаны?

5. Чему равны антропометрические показатели новорожденных и весо-ростовой индекс доношенных детей?

6. Какой период жизни охватывает грудной возраст?

7. Какой период жизни охватывает раннее детство, первое, второе детство?

8. С чем связана периодизация детского возраста?

9. Какой возрастной период охватывает подростковый период?

10. В каком возрасте прекращается рост человека, развитие половых признаков?

11. В чем проявляется возрастная изменчивость у взрослых?

12. Как определить биологический возраст?

13. Перечислите факторы роста и развития организма.

14. Перечислите возможные факторы акселерации.

15. Какие органы и ткани претерпевают возрастные изменения в первую очередь?

16. Назовите причины биологического старения.

17. Какие формы старения известны?

18. В чем заключается влияние генетической конституции на старение и долголетие?

19. Какие антропологические показатели характерны для лиц различных периодов жизни, постоянно проживающих в экологических условиях г.Красноярска?

Вопросы практических навыков

- уметь пользоваться терминологией, использующейся в биомедицинской антропологии;

- уметь оценивать габаритные размеры, компонентный состав тела и пропорциональность телосложения.

Список тем по УИРС

1. Соматотипическая диагностика мужчин и женщин (реферат).

2. Предмет и задачи клинической антропологии. Место антропологии среди клинических дисциплин (реферат).

Занятие №37.

1. Тема: Итоговое занятие по теме «Миология».

2. Значение темы:

· Учебное – контроль знаний по разделу «Миология».

3. Цель занятия: в результате изучения темы студент закрепит

· знания по анатомии скелетной мускулатуры и фасций туловища и конечностей;

· умения называть и находить на мышечном трупе основные анатомические образования и точки прикрепления скелетных мышц; находить варианты нормы и аномалии развития.

4. Контроль конечного уровня знаний

Вопросы тестовых заданий

«Методические рекомендации для подготовки к тестовому экзамену по анатомии человека», раздел «Миология», №№ 1-48.

Вопросы фронтального или письменного опроса

1. Общая анатомия мышц, строение мышцы как органа. Развитие скелетных мышц, их классификация (по форме, строению, расположению и т.д.). Анатомический и физиологический поперечник мышц.

2. Взгляды П.Ф. Лесгафта на взаимоотношение между работой и строением мышц и костей. Принципы работы мышц (приведите примеры с участием «рычагов»).

3. Вспомогательные аппараты мышц: фасции, синовиальные влагалища, слизистые сумки, их строение и функции. Сесамовидные кости, их назначение.

4. Понятие об аутохтонных, трункопетальных, трункофугальных мышцах.

5. Мышцы и фасции плечевого пояса и плеча, строение, функции,

6. Указать мышцы, производящие движения в плечевом суставе.

7. Жевательные мышцы: их развитие, строение, топография, функции.

8. Мышцы, приводящие в движение лопатку и ключицу.

9. Мышцы, действующие на плечевой сустав.

10. Мышц нижней конечности как органа опоры и локомоции. Своды стопы, их значение.

11. Мышцы, обеспечивающие движения в коленном суставе.

12. Мышцы, осуществляющие движения в голеностопном суставе. Фиксирующий аппарат сводов стопы.

13. Продемонстрировать паховый канал, его стенки, глубокое и поверхностное кольца, содержимое канала.

14. Указать слабые места передней брюшной стенки.

15. Мышцы передней брюшной стенки.

16. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота.

17. Мышцы шеи, их функции.

18. Топографические особенности мышц и фасций шеи. Треугольники шеи.

19. Мышцы и фасции груди. Диафрагма, ее части.

20. Мимические мышцы: развитие, строение, топография, функции,

21. Подмышечная ямка: ее стенки и содержимое. Отверстия и их назначение. Канал лучевого нерва.

22. Мышцы кисти, их функции. Костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища кисти.

23. Анатомия ягодичной области: топография, мышцы, их функции,

24. Мышцы и фасции бедра, их топография, функция.

25. Мышечная и сосудистая лакуны. «Приводящий» канал, его содержимое.

26. Мышцы и фасции голени и стопы. Их топография, функция.

27. Продемонстрировать голеноподколенный канал и его содержимое. Топография подошвенной поверхности стопы. Своды стопы.

Вопросы практических навыков

Уметь назвать по-латыни и показать на препаратах следующие анатомические образования:

Трапециевидная мышца

Широчайшая мышца спины

Мышца, выпрямляющая позвоночник

Большая грудная мышца

Малая грудная мышца

Передняя зубчатая мышца

Наружные/внутренние межреберные мышцы

Диафрагма

Аортальное отверстие диафрагмы

Пищеводное отверстие диафрагмы

Отверстие нижней полой вены

Передняя пластинка влагалища

прямой мышцы живота

Прямая мышца живота

Паховая связка

Поверхностное кольцо пахового канала

Наружная косая мышца живота

Внутренняя косая мышца живота

Поперечная мышца живота

Грудино-ключично-сосцевидная мышца

Поднижнечелюстной треугольник

Челюстно-подъязычная мышца

Шило-подъязычная мышца

Двубрюшная мышца

Грудино-подъязычная мышца

Грудино-щитовидная мышца

Щито-подъязычная мышца

Лопаточно-подъязычная мышца

Сонный треугольник

Лопаточно-трахеальный треугольник

Передняя лестничная мышца

Средняя лестничная мышца

Задняя лестничная мышца

Лобное брюшко лобно-затылочной мышцы

Надчерепной апоневроз

Круговая мышца глаза

Большая скуловая мышца

Мышца, поднимающая верхнюю губу

Щечная мышца

Височная мышца

Жевательная мышца

Латеральная крыловидная мышца

Медиальная крыловидная мышца

Дельтовидная мышца

Подлопаточная мышца

Малая круглая мышца

Большая круглая мышца

Двуглавая мышца плеча

Трехглавая мышца плеча

Подмышечная полость

Трехстороннее отверстие

Четырехстороннее отверстие

Плече-мышечный канал (лучевого нерва)

Лучевой сгибатель запястья

Круглый пронатор

Локтевой сгибатель запястья

Поверхностный сгибатель пальцев кисти

Глубокий сгибатель пальцев кисти

Длинный сгибатель большого пальца

Удерживатель сгибателей

Длинный лучевой разгибатель запястья

Разгибатель пальцев кисти

Локтевой разгибатель запястья

Супинатор

Длинная мышца, отводящая большой палец кисти

Длинный разгибатель большого пальца кисти

Короткая мышца, отводящая большой палец

Мышца, приводящая большой палец кисти

Удерживатель разгибателей

Подвздошно-поясничная мышца

Мышечная лакуна на бедре

Сосудистая лакуна на бедре

Бедренный канал

Большая ягодичная мышца

Средняя ягодичная мышца

Малая ягодичная мышца

Грушевидная мышца

Надгрушевидное отверстие

Подгрушевидное отверстие

Портняжная мышца

Четырехглавая мышца бедра

Длинная приводящая мышца бедра

Тонкая мышца

Большая приводящая мышца бедра

Гребенчатая мышца

Широкая фасция бедра

Приводящий канал

Подкожная щель (бедренного канала)

Двуглавая мышца бедра

Полусухожильная мышца

Полуперепончатая мышца

Передняя большеберцовая мышца

Длинный разгибатель пальцев стопы

Длинный разгибатель большого пальца стопы

Длинная малоберцовая мышца

Икроножная мышца

Камбаловидная мышца

Длинный сгибатель пальцев стопы

Удерживатель сгибателей

Короткий разгибатель пальцев стопы

Короткий сгибатель пальцев стопы

Подошвенный апоневроз

Подапоневротическое пространство свода черепа

Поднадкостничное пространство свода черепа

Межапоневротическое пространство височной области

Подапоневротическое пространство височной области

Глубокое височное пространство

Жировой комок щеки

Пространство околоушной железы

Жевательно-нижнечелюстное пространство

Височно-крыловидное пространство

Межкрыловидное пространство

Надкрыловидное пространство

Крыловидно-челюстное пространство

Межмышечные клетчаточные щели

Крыловидно-небная ямка

4.4. Ситуационные задачи

1. Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед. При поражении каких мышц ограниченно такое движение в височно-нижнечелюстном суставе?

2. У ребенка возникла необходимость ревизии брюшной полости. В какой части брюшной стенки можно провести самый бескровный разрез?

3. У ребенка поврежден плечевой сустав и резко ограничены все виды движения в нем, кроме приведения. Какая мышца этой области пострадала в большей степени?

4. Мальчик получил ушиб медиальной группы мышц бедра. Какие виды движений и в каких суставах могут быть нарушены при этом? Вспомните, какие мышцы входят в медиальную группу бедра?

5. Ребенок не может разогнуть голень. Какая мышца повреждена?

6. У ребенка продольное плоскостопие. Какие мышцы ему нужно тренировать? Какие упражнения посоветуете в этом случае?

7. Ребенок подвернул стопу и произошел перелом латеральной лодыжки. Сухожилия каких мышц могут пострадать при этой травме?

8. У ребенка поперечное плоскостопие. Тонус каких мышц пострадал? Перечислите, какие нужны упражнения для лечения?

9. После спортивной травмы мальчик не может согнуть кисть. Какие мышцы были травмированы?

10. После спортивной травмы ребенок не может согнуть плечо и предплечье. Какие мышцы были повреждены?

11.У потерпевшего было глубокое ножевое ранение тыльной поверхности стопы с повреждением сухожилий мышц.

1. Сухожилия каких мышц располагаются на тыльной поверхности стопы?

2. Назовите функции этих мышц.

12.Пациент обратился в больницу с повреждением сухожилия трехглавой мышцы голени.

1. Какова функция этой мышцы?

2. Где начинается эта мышца и к чему прикрепляется?

13.В результате травмы плеча у пациента произошло повреждение области четырехстороннего отверстия.

1. Назовите границы этого отверстия.

2. Какое еще отверстие располагается в этой области? Назовите его границы.

14.При травме в области плеча (глубокая резаная рана) повреждено сухожилие мышцы, прикрепляющейся к гребню большого бугорка плечевой кости.

1. Назовите эту мышцу.

2. Назовите место ее начала.

15.При переломе ребра со смещением повреждена фасция, выстилающая грудную полость изнутри.

1. Как называется эта фасция?

2. Назовите мышцы, к которым прилежит эта фасция.

16.Во время тренировки инструктор рекомендовал спортсмену тренировать прямую мышцу живота. Выбор соответствующих физических упражнений требует знания функций этих мышц.

1. Назовите функцию прямой мышцы живота.

2. Где она начинается и к чему прикрепляется?

Занятие №38.

1. Тема: Зачетное занятие по теме

«Опорно-двигательный аппарат».

2. Значение темы:

· Учебное – контроль знаний по темам: «Остеология», «Краниология», «Артросиндесмология» и «Миология».

3.Цель занятия:

· выявить уровень знаний, полученных в течение 1-го семестра

Наши рекомендации